Урок по Окружающему миру на тему: Леса Росcии


Тема: Леса России
Цели: сформировать у учащихся представление
о лесной зоне ; ознакомились с географическими
положением зоны лесов, с частями зоны лесов:
тайгой, смешанными и широколиственным лесом, с растительным и животным
миром.
Формируемые УУД: познавательные -умения извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные обьекты;
Коммуникативные-задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения: регулятивные-действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.
Оборудование :электронное приложение к учебнику, наглядность.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Тест
1.Зона тундры расположена
а)севернее зоны арктических пустынь
б)южнее зоны арктических пустынь
в) вдоль берегов северных морей.
2.В тундре:
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и длинное жаркое лет;.в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
3.Главное занятие коренного населения тундры:
а) рыболовство
б)оленеводство
в) земледелие
4.К тундровым растениям относятся:
а) верблюжья колючка;
б) карликовая ива, черника, мох ягель.
в)кедр, пальма, осинка.
5.В тундре обитают:
а) тюлени, моржи,киты;
б) песцы, лемминги,волкив) верблюды, лошади, коровы
6.Тундровый заповедник расположен на:
А) полуострове Таймыр
Б) Кольском полуостровеВ) Острове Врангеля
III. Закрепление изученного.
Сообщения учащихся.
(выступление представителей каждой группы)
Рассказ группы “Географы” (показ у доски на карте природной зоны тундра.(Ядвидчук)
Рассказ группы “ Синоптики”( Кукина,Изетов,Тарасов)
-А сейчас включаются в работу наши ботаники,зоологи.Они расскажут, какие растения растут в тундре?Какие животные обитают в тундре?
Рассказ группы “Ботаники” (Барункина Х.)
-Почему же в тундре растения низкорослые?
(корни небольшие, листочки мелкие)
Почвы без перегноя. Земля прогревается на 10-50 см.
Рассказ зоологов(Умрихин,Пучкова, Письменная, Стягайло,)
Назовите редкую хищную птицу?(-кречет).
Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры?(у птиц густое оперение, защитная белая окраска, у зверей-густой мех)
А сейчас послушаем рассказ группы:
“Экологи “( Кузнецов, Бибаханова)
-Что нужно сделать,чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?(не использовать тяж. технику, взять под охрану оленьи пастбища) Гапоненко.
Рассказ о Таймырском заповеднике.
IV Самоопределение к деятельности:
Здравствуй,лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвоюНочью темной,грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь-мы свои!-Как вы думаете, в какую природную зону мы отправляемся?
Тема урока Леса Росии.
IV Открытие нового знания.-Откройте стр. 72-73, посмотрите на карту. Лесная зона находится южнее зоны тундры, простилается на десятки тысяч километров.
Обозначена зеленым цветом. Расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье.Самая большая природная зона.Три части: тайга, смешанные леса,широколиственные леса. Между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток-лесотундра.
V. Сообщение учителя о тайге, растительности и животном мире.Тайга – это хвойный лес. Зима в тайге холодна, а лето теплое. Здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу-хвойные .У хвойных деревьев листья-хвоинки, они всегда зеленые.Это высокие деревья с мощными корнями.
Показ, фото-слайдов.Озвучивание учителем.
В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. У ели хвоинки короткие, густо покрывают ветки.Шишки продолговатой формы. Ели-долгожители.В еловом лесу темно и влажно.Сосна-хвойное дерево с ровным стволом, хвоинки длинные, сидят парами.Шишки имеют округлую форму.Сосновые леса светлые и сухие.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром.Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена-кедровые орешки.
Смешанные леса- береза, ольха; широколиственные леса-дуб, липа, клен, ясень, вяз.
Животный мир разнообразен: крупные и мелкие животные,насекомые.кедровка, бурундук, соболь, летяга; благородный олень, лось, медведь, волки, лисы,рысь, зайцы,белки, глухари , бурундучок, полевки.Животные живут по всей зоне.
Кедровка-таежная птица( запасы кедр.орешков)
Летяга-родственница белки, кожные перепонки между передними и задними лапками-дают возможность летать.
Лось-лесной исполин. Рысь-хищни. Заяц-беляк на зиму меняет окраску, становится белым, шерсть становится густой.
А теперь подумайте-какие цепи питания можно составить?
растения -> заяц-беляк-> рысь
растения->мышь->полевка->соболь.
V. Работа по учебнику “Проверь себя” стр.212.Работа в тетрадях
Стр.48 задание 3.
(контуры животных закрашивают)
VI . Подведение итогов урока.
Рефлексия.
-Что новое узнали на уроке?
-Над чем еще нужно поработать?
VII Д/з стр 95-102 уч. Найти сообщения
об одном из растений или животных, изобразить на рисунке.