Технологическая карта урока Золотое кольцо России
Тема урока «Золотое кольцо России»
(3 класс 2012год)
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о городах Золотого кольца России и их достопримечательностях.
Задачи урока:
(образовательные:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,
знать достопримечательности и гербы городов,
моделировать маршрут Золотого кольца России,
формулировать выводы по изученному материалу,
отвечать на итоговые вопросы по теме,
оценивать свою деятельность на уроке;
(развивающие:
самостоятельно находить информацию из дополнительных источников,
развивать познавательную активность, образное мышление, речь учащихся,
формировать умения слушать;
( воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, интерес к её культурно-историческому и духовному наследию,
создать условия для воспитания коммуникативных умений.
Планируемые результаты:
(обучающиеся смогут:
называть и показывать по карте города и достопримечательности,
осознать эстетическую потребность в изучении и познании истории и культуры своей страны,
описывать историческое прошлое страны.
( обучающиеся научатся:
называть и различать города, гербы, рассказывать о достопримечательностях,
активно использовать речевые, информационные технологии,
начальным формам познавательной и личностной рефлексии.
Тип урока: систематизация и обобщение учебного материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы: проблемный, игровой, поисковый, моделирования.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» 3 класс авт. А.А.Плешаков, карта России, компьютер, презентация «Золотое кольцо России».
ХОД УРОКА.
I Организационный момент.
Цель учителя:
-подготовить учащихся
к работе на уроке, создать эмоциональный
настрой.
-Здравствуйте, ребята. Наш урок очень важный и нужный. Для успешной работы дадим себе установку «К уроку мы готовы, мы всё знаем, мы постараемся и сможем».
Деятельность обучаемых:
-подготавливают УМК и другие
материалы.
«К уроку мы готовы, мы всё знаем, мы постараемся и сможем».
Сообщение темы, целей, задач урока.
Цель учителя:
-мотивация познавательной деятельности, активизировать внимание обучаемых, организовать деятельность обучающихся по
определению способов
получения недостающих знаний.
- Сегодня наш урок я хочу начать, с чтения стихотворения. Последнюю строку вы должны закончить сами. Слушайте внимательно.
Города старинные, звон колоколов,
Башенки резные, чудо - теремов.
Города старинные, мастерами славные.
Улицы кузнечные, улицы гончарные,
Площади торговые, праздничные ярмарки-
Города старинные - к солнышку лицом- Для России стали(Слайд 1)
-Верно. Так, как вы думаете, какова же тема нашего урока?
-Правильно. А кто попробует определить цели и задачи нашего урока? (Слайд 1)
Вы почти всё правильно говорите, а теперь ещё раз проговорим цели. Обратите внимание на слайд 2.
-Всем понятно то, что вы прочитали.?
-Как вы думаете: мы справимся?
Золотым кольцом.
Деятельность обучаемых:
-уметь спрогнозировать тему и цель урока.
-Золотое кольцо России.
-Ответы ребят.
Деятельность обучаемых:
-понять учебную задачу и стре-
миться её выполнить.
-Дети читают со слайда.
-Да.
-Постараемся.
1.Проверка домашнего задания.
Цель учителя:
-проверить уровень усвоения имеющихся знаний, устранить обнаруженные пробелы в знаниях.
-А теперь давайте вспомним то, что мы знаем по теме, выполнив тест (ребята 1 группы выполняют 6 заданий, 2 группы-5).
-Ребята, оценки за тест сообщу на следующем уроке.
Деятельность обучаемых:
-воспроизвести знания по изучен-
ному ранее материалу.
-Ребята отвечают на вопросы теста.
Результат деятельности:
-обучаемый сможет назвать гербы городов, а города показать на карте.
-Замечательно. В древности каждый город имел свой герб, и вы сейчас должны угадать, какой герб какому городу принадлежал. Угаданный город покажете на карте у доски. (Слайд 3)
А теперь посмотрите на карту, слайд и скажите: верно ли мы выполнили задание? (Слайд 4)
- Почему?
-Хотя и были допущены ошибки, но вы старались, а это очень важно, это нужно немного повторить.
Деятельность обучаемых:
-угадать принадлежность гербов, города показать на карте.
-учащиеся пытаются угадать гербы городов (по слайду), на карте показывают город, отмеченный флажком.
-Не совсем. Не все гербы узнали.
-Трудно запоминаются гербы.
2.Постановка проблемного вопроса.
Цель учителя:
-активизировать познавательную и мыслительную деятельность
обучаемых.
- Ребята, города Золотого кольца России ещё очень часто называют «жемчужинами России».
Подумайте, почему. В конце урока мы должны ответить на этот проблемный вопрос.
Деятельность обучаемых:
-понять и принять проблему и стремиться её решить.
III Обобщение и систематизация знаний.
3.Игра «Угадай город».
Цель учителя:
-организовать деятельность обучаемых по
приобретению знаний,
предусмотренных задами урока.
Результат деятельности:
-обучающиеся смогут угадать города и достопримечательности,
рассказывать о них,
активно использовать
речевые информационные технологии.
-А сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Угадай город».
-А вы догадываетесь, как мы будем
играть?
-Да, вообще-то правильно, но угадывать города мы будем по иллюстрациям, на которых изображены достопримечательности городов. Вам будут даны несколько подсказок.
Всем понятно? Только помните правила:
-не выкрикивать,
-слушать товарищей,
-прежде чем сказать - подумай.
(Слайды 5-14)
-Молодцы, ребята. Все были активны и почти не допустили ошибок. Вам играть понравилось?
-Ребята, а на каких ещё уроках мы с вами говорили о старинных городах?
-Верно. Вы готовили сообщения, читали стихи. Кто сейчас нам почитает стихи?
( Слайд 1)
По-вашему мнению кто прочитал стихотворение лучше всех?
-Очень хорошо. Всем спасибо.
Деятельность обучаемых:
-спрогнозировать вид деятельности, включиться в самостоятельную работу по приобретению новых знаний.
-Ребята пытаются объяснить правила игры.
Деятельность обучаемых:
-называть и различать города по достоприме-чательностям, осознать эстетическую потребность в изучении и познании истории и культуры нашей Родины
-Понравилось.
-На уроках изобразительного искусства.
-Дети читают стихи.
-ответы детей.
5.Физминутка.
-Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём.
«Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем
Дышим ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают, ножки тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
А теперь реснички поднимаются,
глазки открываются.
-Дети выполняют физминутку
-дети выполняют действия в соответствии словам учителя.
Цель учителя:
Осуществить меж-
предметные связи, воспитывать коммуникативные компетенции, способствовать воспитанию эстетических чувств.
Результат деятельности:
-обучающиеся смогут
самостоятельно находить информацию из
дополнительных источников
Успокоились, настраиваемся на работу. Не забываем о проблемном вопросе: «Почему города Золотого кольца называют жемчужинами России?»
-Ребята, помните на уроках изобразительного искусства мы с вами говорили о народных промыслах России?
-И сейчас ученики расскажут нам о том, какие же народные промыслы есть по городам и областям Золотого кольца России.
(Слайд 15-18)
-Замечательно. Ребята, а где вы нашли материал?
-А чьё сообщение было наиболее интересным?
-Ученики нашей школы ездили на экскурсию по Золотому кольцу и привезли оттуда сувениры, которые они любезно одолжили нам на урок. Это и матрёшка, сувениры, с изображением достопримечательно-
стей городов, хрусталь из города
Гусь- Хрустальный Владимирской области.
-Красиво? Вам нравится?
Деятельность обучаемых:
-сделать свои сообщения, с использованием дополнительной литературы, Интернета.
-Дети рассказывают свои сообщения.
-В энциклопедиях, Интернете.
-Очень красиво.
6.Игра «Отгадай кроссворд»
(резервное задание)
Цель учителя:
-организовать в игровой форме воспроизведение
имеющихся понятий и
представлений.
Результат деятельности:
-обучающиеся умеют отвечать на итоговые
вопросы по теме, имеют коммуникативные навыки.
-На уроках мы узнали много интересного об этих городах, сейчас отгадывая кроссворд, мы это вспомним. (Слайд 19)
Будьте внимательны.
- С заданиями мы справились, а значит, мы кто? Правильно.
- Задания читают учащиеся
-Мы, молодцы.
Деятельность обучаемых:
-показать сформированность понятий и представлений, коммуникативные умения
IV. Итог урока.
1.выставление оценок
Рефлексия.
Цель учителя:
-создать условия для
самооценки обучающихся.
Результат деятельности:
-обучаемые владеют начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
-Мы сегодня, я считаю, славно потрудились, и теперь пришла пора найти ответ на проблемный вопрос. Итак, делаем выводы.
-Да, вы всё верно говорили. Россыпь жемчуга – это завораживающе красиво и неповторимо.
Так и красота городов Золотого кольца России самобытна и неповторима, неслучайно многие памятники архитектуры и искусства охраняются ЮНЕСКО.
(слайд 20)
-Учитель сообщает оценки, поясняя их.
-Наш урок подошёл к концу, давайте попробуем сами оценить свою учебную деятельность на уроке.
- Что я знаю?
-Что умею?
-Что хотел бы ещё знать?
- Нужно ли мне это?
-Для чего?
- Понравился ли вам наш урок?
Деятельность обучаемых:
-формулируют выводы, используя речевые возможности.
Деятельность обучаемых:
-уметь оценить свою деятельность, осознать потребность в изучении и
познании истории и культуры своей страны.
- оценивают свою учебную работу на уроке.
Дети показывают смайлики.
VДомашнее задание.
Цель учителя:
-организовать деятельность обучаемых по
самостоятельному выбору содержания и объема домашнего задания.
-Ребята сегодня для домашней работы вы выберете задание по желанию:
-подобрать пословицы и поговорки с упоминанием изученных городов,
-составить вопросы для викторины или кроссворда по этой теме,
-нарисовать иллюстрации к теме «Народные промыслы»,
- перечитать стихотворение «Иван Сусанин», можно выучить наизусть.
Задания в произвольной форме, любого объёма, материал можно найти в учебнике, Интернете, энциклопедиях,
Всем понятно?
(если будут вопросы, учитель объясняет ещё раз). (Слайд 21)
-Все ребята, молодцы, спасибо.
Деятельность обучаемых:
-повторить и закрепить материал по теме «Золотое
кольцо России».
-Да, понятно.
15