Конспект урока окр. мир Тема Золотое кольцо России



Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме:
«Золотое кольцо России»

Цели урока:
-ознакомить учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями;
- учить работать с книгой, рассуждать, дополнять ответы товарищей;
- развивать речь, память, мышление, воображение, кругозор учащихся;
- воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: физическая карта России, ребус, презентация на тему: «Золотое кольцо России».
Ход урока

Деятельность учителя
Деятельность учащихся


I. Организационный момент

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать!


Учащиеся готовы к восприятию учебного материала.


II. Сообщение темы и целей урока

- С сегодняшнего урока мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и странам».
Решите ребус и вы узнаете название страны, по которой мы будем путешествовать сегодня.
- Правильно. Сегодня мы отправимся в путешествие по России.






- Россия


III. Актуализация знаний

- В прошлом учебном году мы побывали в столице России и в городе на Неве.
Вспомните, какие это города?
- Покажите их на карте.
-Теперь мы отправляемся в новое путешествие. Мы побываем в нескольких древних русских городах, которые все вместе образуют знаменитое на весь мир золотое кольцо.
- Почему кольцо? И почему золотое? (Слайд 1)
- В конце урока вы все сможете ответить на эти вопросы.

- Москва и Санкт-Петербург.
Вызванный ученик работает с физической картой России.






IV. Изучение нового материала

1. Введение в тему.
- В путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы. Давайте посмотрим на карту. Обозначим этот город на карте флажком.
- Кто был в Москве?
- Что запомнилось особенно?
- А вы знаете, кто основал Москву?
- Путешествуя по городам Золотого кольца, мы составим туристический маршрут, который действует с 1970 года. По этому маршруту с огромным удовольствием путешествуют те только граждане нашей страны, но и зарубежные туристы. Кто знает, может и кто-то из вас в будущем отправиться в путешествие по древним городам Золотого кольца. По ходу урока, вам необходимо будет самостоятельно подписывать города Золотого кольца в рабочей тетради на странице 45. Откройте её.
- Отправляемся в путь?

2. Сергиев Посад.
- Из Москвы мы отправляемся на северо-восток по направлению к городу Сергиев Посад (Показываю на карте город Сергиев Посад, Слайд 2).
- Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Он признан главным монастырём России (Слайд 3).
- Кто знает, что означает слово «лавра»?

3. Работа по учебнику.
- Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на странице 89.
- Что означает слово «лавра»?

- Итак, назовите первый город туристического маршрута.
- Подпишите его название в тетради.
- Что является достопримечательностью этого города?
- Впишите название достопримечательности в таблицу на странице 46. Она состоит из двух столбцов. Слева написаны названия городов, справа необходимо записать 1-2 достопримечательности каждого города золотого кольца.
- Какую достопримечательность вы записали в таблицу?

- Из Сергиева Посада отправляемся в Переславль-Залесский (Слайд 2), следующий город туристического маршрута.
Этот город, как и Москва, был основам князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры (Слайд 4).
- На слайде вы видите одну из достопримечательностей города Переславль-Залесский - Горицкий монастырь.
- Следуем дальше. У нас на пути город Ростов (слайд 2, 4)
Послушаем сообщение об этом городе.

- Как называют ещё древний город Золотого кольца?
- О каких достопримечательностях вы услышали в сообщении?
- Запишите в таблицу.

- Что такое финифть?


- Следующая остановка в нашем маршруте – город Углич (Слайд 2, 5)

-Послушаем сообщение об этом городе.

- Что является достопримечательностью города Углич?
Какие достопримечательности записали?




- Из Углича мы отправимся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. (Слайд 2, 6).
-Послушаем сообщение об этом городе.

- О каких достопримечательностях услышали?



- Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, - Кострома (Слайд 2, 7).
Если смотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому? В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия – Большие и малые мучные ряды. Масленичные ряды, Пряничные ряды
- О какой достопримечательности Костромы узнали?


4. Гимнастика для глаз


- Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим ещё один прекрасный город на Волге – Плёс. Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

5. Работа в парах.
- Посмотрите на изображение этого города в учебнике на странице 94. Прочитайте текст самостоятельно.
- Поработайте в парах. Запишите достопримечательности этого города в таблицу.
- Проверим. Прочитайте записи.

- Молодцы!

- Из Плёса мы отправимся в Суздаль (Слайд 2, 8).
Это всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен.
В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница.
- Какую достопримечательность записали?

- Из Суздаля совсем недалеко до Владимира (слайд 2, 9, 10).
- Послушайте сообщение об этом городе.

- О каких достопримечательностях Владимира шла речь в сообщении.

- Вот и закончилось наше путешествие по древним русским городам.


Смотрят на карту.




- Москву основал князь Юрий Долгорукий.











Открывают тетради.
















Работают с учебником, читают, находят ответ на вопрос.
- Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь.
- Сергиев Посад.

Записывают название города в тетрадь.
- Троице-Сергиева лавра.









- Троице-Сергиева лавра.



Записывают название города в тетрадь.




Записывают в таблицу достопримечательность.


Записывают название города в тетрадь.




Слушают сообщение, подготовленное учеником.
- Его называют Великим.

- Ростовский кремль, финифть.

Записывают в таблицу достопримечательность.
- Красивые украшения из эмали: броши, серьги, браслеты.

Записывают название города в тетрадь.


Слушают сообщение, подготовленное учеником.
- Угличский кремль.

- Угличский кремль, Угличская гидроэлектростанция.
Записывают в таблицу достопримечательность.

Записывают название города в тетрадь


Сообщение ученика о Ярославле.


- Церковь Ильи пророка, Театр имени Фёдора Григорьевича Волкова.
Записывают в таблицу достопримечательность.

Записывают название города в тетрадь.
















- Торговые ряды.
Записывают в таблицу достопримечательность.

По команде учителя выполняют гимнастику для глаз.

Записывают название города в тетрадь.







Читают текст.


Работают в парах. Записывают в таблицу достопримечательности.

- Дом-музей Исаака Ильича Левитана, памятник И.И. Левитану.
Записывают название города в тетрадь.

Записывают в таблицу достопримечательность.




- Музей деревянного зодчества.
Записывают название города в тетрадь.


Сообщение ученика о Владимире.

- Успенский собор, Золотые ворота.

V. Физкультминутка


- Притомились мы в пути, немного отдохнём.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (6 раз присесть),
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.

Выполняют физкультминутку, проговаривая её текст.



VI. Закрепление изученного

1. Проверка туристического маршрута.
- Проверим, какие древние русские города составляют Золотое кольцо России (Слайд 12).
- Покажите, как вы справились с заданием!




2. Тест (Приложение 1).
- А теперь давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Выполните тест (Слайд 11).
- Взаимопроверка.

Выполняют самопроверку.


Оценивают свою работу с помощью квадратов.
Красный – отлично
Жёлтый – хорошо
Зелёный – зелёный

Выполняют тест.



Проверяют работы друг друга.

VII. Итог урока

- Посмотрите ещё раз на карту-схему и объясните название «Золотое кольцо».
- Почему древние города строились на берегах рек и озёр?
- Прочитайте вывод в учебнике на странице 99.
- С какими трудностями встретились на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Что понравилось больше всего?
- Благодарю за работу на уроке следующих учеников ..
Ответы учеников.

- Чтобы добывать пищу, вести торговлю

- Читают вывод.

VIII. Домашнее задание

1. - Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» на страницах 88-97, подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» стр. 98
- Выполнить задания №5, 7, 8 в рабочей тетради на страницах 48, 49..
- Всем спасибо за урок!
Урок окончен

Записывают задание в дневник.


Приложение 1
Тест по теме «Золотое кольцо России»

Выбери правильные ответы и отметь их знаком «+»

1. К Золотому кольцу России относятся
а) Москва, Нижневартовск, Уфа, Пермь
б) Киев, Санкт- Петербург, Владимир
в) Сергиев Посад, Ростов, Ярославль, Кострома
г) Челябинск, Самара, Сочи, Анапа

2. Троице-Сергиева Лавра находится
а) во Владимире
б) в Угличе
в) в Сергиев Посаде
г) в Ярославле

3. Улицы этого города расположены в виде веера
а) Кострома
б) Углич
в) Владимир

4. Главная достопримечательность города Владимира
а) старинные торговые ряды
б) Дмитриевский собор
в) финифть








15