Статья: Исследовательская деятельность младших школьников – возможность формирования универсальных учебных действий.

Исследовательская деятельность младших школьников –
возможность формирования универсальных учебных действий.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Важнейшие задачи образования в начальной школе - формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач и получения жизненного опыта.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний на занятиях в рамках курса внеурочной деятельности «Я – исследователь». Ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих исследовательских задач – главный способ осмысления мира.
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.
Исследовательская деятельность является неотъемлемой составной частью успешного решения различных проблем и основной способ решения естественно- научных задач. Данная деятельность является целью обучения и личностно-ценностным результатом образования.
Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Практическая деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер

Пояснительная записка.
Программа курса «Я – исследователь» предназначена для старших обучающихся начальной школы (4 класс), рассчитана на 35 часов – 1 час в неделю.
Целевое назначение курса:
удовлетворять интерес учащихся к химической области естествознания, который у учащихся 4-го класса выше, чем у восьмиклассников;
развивать интерес и способности к собственному приобретению знаний из разных областей и источников;
развивать критическое мышление и способность отвечать за результаты собственной деятельности;
формировать ключевые умения и компетенции: проектировочные, исследовательские, познавательные, коммуникативные, социальные, информационные и другие.
Содержательная линия курса - технологические знания о процессе решения проблем, об этапах и процедуре проектно-исследовательской деятельности.
Образовательные задачи курса:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение творческих задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности;

Содержание курса.
Раздел 1. Введение – 5 ч.
Химия – наука о веществах. Что такое вещество. Чистые вещества и смеси. Природные и искусственные вещества. Физические и химические явления. Превращения веществ. Что такое химическая реакция. Признаки химических реакций.
Раздел 2. Технология исследовательской деятельности – 14 ч.
Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», выбор тем исследовательских работ, для их последующего выполнения.
План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по теме выбранной исследовательской работы (№1).
Основные источники получения информации. (3 ч)
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия, Интернет.
Практика: Работа с печатными источниками информации. Работа с книгой. Работа с электронными пособиями и Интернетом..
Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1 ч)
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Интерпретация экспериментальных данных. (2ч.)
Представление экспериментальных данных в виде таблиц, графиков, диаграмм. Обсчёт данных и представление производных результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм. Анализ результатов, формулировка выводов.
Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики.
Представление результатов научно-исследовательской работы. (3ч.)
Практика: Обсуждение результатов деятельности. Оформление проекта: составление текста исследовательской работы, изготовление макетов, схем и других пособий. Подготовка к защите: дать определение основным понятиям, выработать суждения и умозаключения, сделать выводы, указать пути дальнейшего изучения темы. Подготовка текста выступления и электронной презентации.
Раздел 3. Опытно-экспериментальная деятельность – выполнение выбранных
исследовательских работ. – 16 ч.
Примерные темы исследовательских работ:
Раздел 4. Систематизация и обобщение знаний по курсу. – 2 ч.
Систематизация и обобщение знаний обучающихся по курсу «Я исследователь»: рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки.


Учебно-тематический план.

№ п/п заня-тия

Темы разделов и занятий

дата

Примечания

Введение



1
Химия – наука о веществах. Что такое вещество.

Обсуждение с обучающимися тем методами фронтальной беседы, дискуссии, мозгового штурма.

2
Чистые вещества и смеси.



3
Природные и искусственные вещества.



4
Физические и химические явления. Превращения веществ.



5
Что такое химическая реакция. Признаки химических реакций.



Технология исследовательской деятельности

6
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека;

7
Построение схемы «Структура исследовательской деятельности», выбор тем исследовательских работ, для их последующего выполнения.

Практическая работа: тренировка по выделению главного и второстепенного из собранного материала, перечисление учащимися основных форм, схем исследований.

8
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

9
Определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по теме выбранной исследовательской работы (№1).


Практическая работа

10
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Демонстрация детям перечисленных информационных источников

11
Работа с печатными источниками информации. Работа с книгой.


Практическая работа

12
Работа с электронными пособиями и Интернетом.

Практическая работа

13
Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.


Практическая работа

14
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.



15
Представление экспериментальных данных в виде таблиц, графиков, диаграмм. Обсчёт данных и представление производных результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм. Анализ результатов, формулировка выводов.



16
Письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики по теме исследовательской работы №1.


Практическая работа

17
Обсуждение результатов деятельности. Оформление проекта: составление текста исследовательской работы, изготовление макетов, схем и других пособий.

Практическая работа:
обучающиеся представляют результаты своей работы в виде доклада, называют основные правила успешного выступления

18
Подготовка к защите исследовательской работы №1: дать определение основным понятиям, выработать суждения и умозаключения, сделать выводы, указать пути дальнейшего изучения темы.


Практическая работа

19
Подготовка текста выступления и электронной презентации.


Практическая работа

Опытно-экспериментальная деятельность – выполнение и оформление выбранных исследовательских работ. – 16 ч.

20
Определение предмета, объекта исследований, выдвижение гипотез, определение цели и задач выбранной исследовательской работы (№2).


Практическая работа

21
Составление плана работы. Поиск информации по теме исследовательской работы (№2).


Практическая работа

22
Опытно-экспериментальная деятельность.


Практическая работа

23




24
Интерпретация и обсуждение экспериментальных данных.


Практическая работа

25
Оформление работы. Подготовка к защите.


Практическая работа

26
Представление результатов научно-исследовательской работы.


Практическая работа

27
Определение предмета, объекта исследований, выдвижение гипотез, определение цели и задач выбранной исследовательской работы (№3).


Практическая работа

28
Составление плана работы. Поиск информации по теме исследовательской работы (№3).


Практическая работа

29
Опытно-экспериментальная деятельность.


Практическая работа

30




31
Интерпретация и обсуждение экспериментальных данных.


Практическая работа

32
Оформление работы. Подготовка к защите.


Практическая работа

33
Представление результатов научно-исследовательской работы.


Практическая работа

Систематизация и обобщение знаний по курс.- 2 ч.



34
Систематизация и обобщение знаний обучающихся по курсу «Я исследователь»: рефлексия изученного за год.

Повторение этапов исследовательской деятельности, анализ удач и неудач в ходе работы. Отбор лучших работ и оформление выставки.

35
Отбор лучших работ. Оформление выставки.




Требования к уровню подготовки
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации (старшие товарищи и родственники, СМИ, книги, видео курсы, ресурсы Интернета);
способы познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент);
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения;
оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В итоге практико-ориентированной учебно-исследовательской деятельности обучающихся по освоению курса «Я – исследователь» планируются следующие результаты:
- обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе и лаборатории, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения поиска информации в печатных и электронных источниках и контролируемом Интернете, совершенствовать умения создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации;
- ученик получит возможность научиться:
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников – даёт возможность формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.



Заголовок 315