Статья Коллективный творческий проект как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №143
Сурина М.Н.
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №143
Пишукова Т.Н.
Коллективный творческий проект
как способ формирования универсальных учебных действий
младших школьников.

Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера его деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приёмов, которые формируют у обучающих навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Современное образование становится средством развития оригинальности мышления и способности к творчеству.
Целью всего обучения в начальной школе является овладение учениками умением учиться. Об этом нам говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, где на первое место выходят метапредметные результаты. В связи с этим перед каждым учителем встает вопрос, как можно развивать универсальные учебные действия. Такой вопрос озадачил и нас. Решение данного вопроса попытались найти в применении в педагогической практике технологии проектной деятельности.
Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но это возможно.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется заинтересованностью ученика в деятельности, возможностью осуществления проекта силами ученика или коллектива, содержанием в проекте проблемы, на поиск решения которой направлены усилия обучающихся.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Начинаем работать над проектами уже в первом классе. Целесообразным считаем работать с детьми младшего школьного возраста над коллективным проектом.
Что же такое коллективный проект? За основу коллективного проекта берется какая-то актуальная на текущий момент тема. Она прорабатывается, обсуждается с детьми на уроке или во внеурочное время. Затем, работая в парах или в группе, мы создаем основу для формирования будущего проекта. И только изучив всю тему с различных сторон, каждый выполняет свою личную, индивидуальную часть работы. В результате выполненное учащимися индивидуально складывается как мозаика в общее дело.
Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. В процессе коллективного проекта учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. В основе проектирования лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.
Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.
Ребенок активно участвует в творческой деятельности только при наличии мотивации. Поэтому задачей первого этапа становится формирование положительной мотивации для участия в деле. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.
На втором этапе целесообразно провести обсуждение с детьми содержание предстоящего дела, подвести их к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли с учетом желания и возможностей каждого.
Третьим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми, для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника.
Четвертый этап - непосредственно само проведение коллективного проекта. По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.
При подведении итогов необходимо акцентировать внимание на долю участия каждого в общее дело. Особенно значимо для детей, когда успешность совместной деятельности оценивается не только самими детьми, но родителями и другими значимыми для детей людьми.
Коллективное творческое дело позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла, защищенности, позволяет проявиться чувству симпатии и интереса. Совместные эмоциональные переживания, возникающие в процессе такой деятельности, сплачивают детей, помогают лучше узнать друг друга. В групповой деятельности формируются умения применять правила делового сотрудничества, считаться с мнением другого человека, проявление терпения и доброжелательности внутри группы.
Одним из таких творческих проектов стала коллективная работа «Дерево нашего класса – дерево желаний». Данный проект осуществлялся и на уроках, и во внеурочной деятельности. Так на уроках трудового обучения учащиеся изготовили коллективную аппликацию «Дерево». На уроках литературного чтения разучивали стихи о дружбе. Итогом работы стало внеклассное мероприятие «Давайте познакомимся», где дети рассказали о своих желаниях и прикрепили к дереву листочки желаний.
Другим коллективным проектом является проект «Наши деды, братья и отцы». В работу над данным проектом активно подключились и родители.
Наиболее интересными являются проекты по окружающему миру «Путешествие по России», «Природные зоны России», «Красота воды», «Красота неба». А коллективные проекты по ОРКиСЭ выполняют функции подведения итогов изучения данного курса. Очень важным и значимым считаем представление коллективных проектов перед родительской общественностью класса и защитой проектов на школьных конференциях.
Хочется отметить положительное влияние коллективных проектов на всех участников образовательного процесса.
Для детей - возможность быстро увидеть свой результат, формирование общественного мнения коллективной самооценки, рост личностного и группового самосознания и в целом развитие личности ребёнка.
Для педагога – формирование положительного микроклимата в классе, повышение профессионализма и авторитета учителя.
Для родителей – привлечение к участию в жизни школы, что способствует улучшению межличностных отношений родители - дети, желание помочь своему ребёнку добиться успеха.
Таким образом, считаем, что данная форма организации образовательного процесса является результативной с точки зрения формирования универсальных учебных действий, способствует воспитанию полноценной, самодостаточной личности, способной самореализоваться в будущем.

Используемая литература:
Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2009г.
Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе – М.:"Просвещение", 2010.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. проектная деятельность младших школьников.-М.: Вентана- Граф, 2004
Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников- Волгоград : Учитель 2009