Рождественский рассказ К.Станюковича Ёлка
Рождественские чтения. Рассказ К.Станюковича «Ёлка».
Цели:
1)образовательные:
продолжить знакомство с понятием рождественский рассказ,
отметить признаки (особенности) рождественского рассказа;
показать мастерство писателя в изображении главного героя, его чувств, переживаний (использование с этой целью средств художественной выразительности, стилистических фигур);
2)развивающие:
уметь выражать свое впечатление от прочитанного, кратко пересказывать фрагменты рассказа;
формировать навыки анализа художественного произведения;
уметь работать с терминами (тема, идея, композиция, сравнение, эпитет, метафора, антитеза);
развитие логического и аналитического типа мышления;
формировать навыки монологической речи;
уметь делать обобщающие выводы по сказанному;
3)воспитательные:
вызвать у детей чувство жалости и сострадания к маленькому герою, а также вселить надежду на лучшее: страдания когда-нибудь закончатся, в жизни обязательно наступит светлая полоса, нужно только верить в то, что заветные желания исполнятся.
Вступительное слово учителя.
Закружил, запорошил снежок, и на душе стало по-рождественски радостно и светло. В предпраздничные дни все кажется торжественным и красивым. Как прекрасна наша Земля, как блистателен мир, как он неотделим от нас, а мы -от него. Звучит сказочная музыка Чайковского, а мы с вами возьмём в руки рассказ «Ёлка». Мы обращаемся к нему в канун Рождества (музыка продолжает звучать), когда особенно верится в добро, счастье, когда ждешь приятных неожиданностей, чуда... Считалось, что в это время раскрываются небесные врата и Бог слышит наши молитвы и желания, только они должны быть обязательно добрыми.
Ребята, вспомните, с каким событием связано Рождество?
Рождение Христа-великое чудо, перевернувшее всю жизнь людей и давшее им надежду на спасение души. В Вифлееме у Девы Марии и праведного Иосифа в пещере ночью родился Иисус, сын Божий. Она спеленала его и положила в ясли, где кормили скот. Пастухи ночью пасли стадо и увидели яркую звезду,а потом появился ангел. Пастухи испугались, а ангел сказал им:
-Не бойтесь, я сообщу великую радость: родился Спаситель, Христос.
И на небе явилось множество ангелов, прославляющих Бога. Перед Рождеством полагается строгий пост. День перед Рождеством называется Сочельником. Дома мы зажигаем елку, которую украшаем как можно красивее, радуемся ей, венчаем звездой, которая символизирует Вифлеемскую звезду.(У пещеры, в которой родился Иисус росло три дерева: маслина(оливки), пальма и ель. На ель посыпался с неба золотой дождь.)
А что вы ощущаете накануне праздника?
Уже нарядили свои ёлочки?
Но всегда ли всё у всех бывает хорошо? Ведь рядом с достатком и радостью соседствуют горе, нужда, одиночество. Рассказ «Елка» написан в 1890 году, но и в наше время может случиться нечто подобное. Расслоение общества наблюдается в наши дни даже в селе, в городе оно еще заметнее.
2.Обратимся к тексту рассказа.
Дети заранее дома читают рассказ, выписывают встретившиеся устаревшие слова, объясняют их лексическое значение, указывают их синонимы в современном русском языке (если есть):
сочельникситник(сыть)
эспаньолкакацавейказябнутькаморкакартузгородовойдебелаягривенник(гривна)
двугривенныйлоханка(лохань)
скаредлакейполштоф(см.штоф)
хламидаКогда происходит действие? ( Накануне Сочельника.)
Вспомните первый признак рождественского рассказа. (Действие происходит накануне Рождества).
Каково первое впечатление от прочитанного?
Кто являются главными героями? (Федя и «майор»)
Где и как мы знакомимся с ними впервые? (В самом начале рассказа автор сразу знакомит нас с главными героями. «...в крошечной каморке одной из петербургских трущобных квартир подвального этажа, сырой и зловонной, с заплесневевшими стенами и щелистым полом, мирно и благодушно беседовали два обитателя этой каморки, попивая из кружек чай...») По первому предложению мы узнаем о том, что два обитателя (пока нет ни имен, ни возраста) жили очень бедно, в нечеловеческих, с современной точки зрения, условиях. Слова «в одной из...» говорят о том, что в таких каморках жили многие. Но обитатели «мирно и благодушно беседовали», не обращая внимание на обстановку, холод (вечер «собачий» , подразумевается собачий холод, а пол «щелистый»).
Как выглядел «майор»? Что вы можете сказать о его характере по портрету? Почему ему так подходила кличка «майор», хотя он никогда не был военным? («...пожилой...,с испитым лицом...,выбритым на щеках..., короткой седой щетиной..., с парой юрких глаз, глядевших из-под нависших взъерошенных бровей...» Спившийся человек, но все еще следивший за своей внешностью, хитрый, находчивый, шустрый, может быть, строгий).
А мальчик? («... худенький...лет восьми-девяти с бледным личиком... и оживленными черными глазами». Болезненный вид, но жажда жизни, о чем говорят его глаза.
Можно сразу обратить внимание детей на авторское отношение к Феде, показав значение уменьшительно-ласкательных суффиксов(худенький, личико). Автор жалел мальчика.
Какая деталь их портрета особо подчеркивается автором? (Глаза).
Почему? (Глаза-зеркало души. По глазам, считают современные психологи, можно многое узнать о человеке. Юркие у «майора» и оживленные у Феди глаза выражают оптимизм, жизнерадостность. Главные герои не потеряли интерес к жизни, несмотря на жалкое свое существование).
Какое настроение у Феди накануне праздника? (Переполнен впечатлениями от увиденного. Его рассказ об увиденной елке оживленный, вос- торженный, веселый. Глаза его сверкали).
Что же омрачало предстоящий праздник? (Невозможность купить елку).
А как автор помогает нам сильнее ощутить трагедию обездоленных людей? (Он противопоставляет их миру сытых, богатых, равнодушных. На фоне благополучия одних виднее бедность других).
Как называется стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, образов...? (Антитеза)
Почему «майор» не хотел назавтра пускать мальчика просить милостыню? (Боялся,что тот заболеет. А Федя, наоборот, беспокоился о здоровье дяди. Волнуются друг за друга. «-А ты не ходи!-внушительно повторил майор.-Нечего шататься, да и заболеть по этой погоде недолго. Ты ведь у меня дохленький!...»)
Как еще майор проявлял заботу по отношению к мальчику?( «прило- жил свою...руку...к голове...раскрасневшегося мальчика...Заботливо укрыл ребенка рваным одеялом и своим пальто...»)
Какие душевные качества майора здесь раскрываются? (Доброта, отцовская любовь и забота).
Почему Феде не спалось? (Очень хотелось елку).
Какой же должна быть настоящая елка? Что рассказал мальчику дядя? Обращаем внимание на метафору «детство пронеслось призраком», эпитеты «чудесная елка», «лучезарный блеск», «светлый призрак».
Посмотрите на доску (рассматриваются рисунки детей на рождественскую и новогоднюю тему). Может быть, такой была елка в детстве у майора? А вот такими были поздравительные открытки 19 века. Традиция дарить праздничные открытки появилась еще в 18 веке, но широкое распространение получила в 19 веке. Большей частью они заказывались в печатных дворах Германии. Что на них изображалось? Детские восторженные лица, ангелы, елки, подарки...А здесь стенд с современными открытками. Сегодня на них чаще всего изображаются символы Рождества.
Почему майор решил добыть елку во что бы то ни стало?
«-Так, может, и у тебя будет елка!- решительно произнес майор, и его сиплый басок зазвучал нежностью». Майор испытывал к Феде нежность, ему очень хотелось, чтобы у него была настоящая елка, потому что никогда раньше ее у мальчика не было. Опять метафора «мысль...засела в его голове» и скрытое сравнение «гвоздем»(засела).Создается яркий образ гвоздя, который застрял в голове. Автор этим средством художественной выразительности хотел показать, как сильно майор стал думать о том, где достать елку. А далее Станюкович еще использует и анафору (повторение одних и тех же слов в начале каждого предложения, чтобы показать, какую роль сыграл Федя в жизни майора: он ее изменил в лучшую сторону; значит, майор обязан этому мальчику. «Недаром же он, старый пропойца, так привязался к маленькому существу и излил на него всю любовь (метафора) своего сердца. Недаром же он стал менее пить... Итак, майор захотел сделать чудо! Добыть елку!
Вспомним второй признак рождественского рассказа. Что для майора значимо в этой жизни? (Рождественский рассказ учит нас быть добрыми, жить не только ради своего удовольствия, но и ради близких тебе людей, ради тех, за кого мы в ответе; мы должны стремиться делать хорошее и приятное (чудесное) людям, которые нас окружают, которые нуждаются в нашей помощи.)
Продолжаем работу. С какой исторической личностью автор сравнивает майора? (С Наполеоном перед Бородинской битвой, в которой он проиграл). Но проиграет ли майор? Военное прозвище и сравнение с полководцем. Почему?(«...полный решимости, словно Наполеон перед Бородинской битвой» «собрался он в поход рано утром...» (Автор хочет показать его целеустремленность, бесстрашие, решимость).
Как удалось майору добыть денег? Кратко перескажите. (Обманул кухарку и украл серебряные ложки, потом их продал...)
Оправдываем ли мы или осуждаем поступок майора?
Класс делится на 2 группы: на тех, кто осуждает, и на тех, кто переживает за майора и оправдывает его. Возникает спор, дети приводят примеры из жизни, тем самым связывают произведение с современностью.
Когда спор(дискуссия) закончится, напоминаем ребятам, что это рождественский рассказ, что третьим признаком его является как раз наше соучастие, сопереживание главным героям.
Далее можно напомнить (для кого-то это новая информация) о десяти заповедях Закона Божия. Восьмая заповедь гласит: не укради. Следовательно, против этой заповеди грешат: 1)воры, которые тайно берут чужое; 2)обманщики, которые берут чужое обманом, хитростью... Значит, наш майор согрешил, с точки зрения христианской морали.
А как автор относится к своему герою? Внимательно вчитываемся в текст («Таким образом, побродив часа два, бедный майор собрал еще всего двадцать копеек...» Он жалеет его.)
Мы с вами уже знаем, что пейзаж в художественном произведении всегда выполняет определенную роль. Какую? («А мороз крепчал, и майору становилось жутко от холода...Погода стояла дьявольская...Майор начинал снова зябнуть...») Пейзаж помогает понять настроение героя (плохо на душе, горестно, потому что «работа шла плохо», никто не подавал милостыню.)
Посмотрите еще раз на начало рассказа. Как оно перекликается с концом? (В начале и в конце рассказа описывается каморка).
Обратите внимание на композицию. Какая она? (Последовательная)Да, события следуют друг за другом, временные границы не нарушены.
Чем же отличается каморка начала рассказа от каморки конца? (Зачитываем первый и последний абзац рассказа).
В начале рассказа все мрачно, а в конце елочка осветила радостным светом «их убогую каморку и горемычную жизнь». «Майор зажёг свечи и осторожно внёс ёлку в маленькую свою каморку.» Радости мальчика не описать. В конце рассказа мальчик Федя и его лучший друг Майор встретили Рождество не хуже других. У них тоже была ёлка, сияющая «ослепительным светом». «... Мальчик встал и, протирая глаза, изумлённый смотрел на маленькую ёлочку, горевшую огнями...» Без свечей невозможно представить праздник Рождества. Зажжённые свечи – символ начала новой жизни, счастливой жизни, о которой Федя мог только мечтать. Майор же «... любовно поглядывал на своего товарища и на ёлочку, осветившую радостным светом их убогую каморку и горемычную жизнь». «Праздничные свечи на... новогодней ёлке символизируют продолжение жизни и надежду на счастье...» Именно поэтому ёлка, «горевшая огнями», вынесена в заглавие рассказа. «Горемычная жизнь» Феди, надеется читатель, скоро изменится к лучшему. Таким образом, мотив рождественских свеч помогает нам понять основную идею данного рассказа и характер происходящего здесь чуда: страдания когда-нибудь закончатся, в жизни обязательно наступит светлая полоса, нужно только верить в то, что заветные желания исполнятся.
Каков же финал рассказа? (Счастливый: желание Феди накануне Рождества исполнилось).
Счастливый финал-это еще один традиционный признак рождественскогорассказа.
3.Итоги урока. Рефлексия.
Что нового и интересного вы для себя узнали?
Какой рассказ называется рождественским? Назовите основные признаки.
О чем рассказ «Елка» (тема)?
Что хотел сказать нам автор своим рассказом(идея)?
Какие литературоведческие термины мы повторили в процессе анализа?
Возвращаемся к эпиграфу(зачитывается).
Какие мысли возникают после осмысления содержания?
Рефлексия.
Я думаю, что этот урок сделал нас чуточку добрее, милосерднее, внимательнее к своим близким, родным; чуточку жалостливее. Мира, веры, любви и доброты желаю вам в канун праздника.
Я тоже хочу вас приятно удивить, сделать вам рождественские подарки в виде праздничной выпечки, которая называется козули. У нас в классе стоит елочка, но она пока еще не украшена. Попрошу вас украсить ее цветными фонариками: если урок понравился-красными; не очень понравился-синими; совсем не понравился-зелеными.