Доклад по экологии Человек стал человеком


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 комбинированного вида»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Доклад по экологии Разработка:
Салиховой Э.М.
Здравствуйте меня зовут С.Э.М. Тема моей работы Интегрированный подход к экологическому воспитанию дошкольников.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе,– услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме «Лес» мне «помогает» проводить сказочный Лесовичок, по теме «Озеро» – водяной или Русалка.
Один из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике должен быть интегрированный подход. В своей работе я использую все образовательные области.
На музыке мы слушаем голос природы, поем песни о зайце, собачке, подснежниках,
играем в подвижные игры, используя пластику и повадки животных.
Для экологического образования использую не только рассказы, стихи о природе, но и обычные сказки.
Использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать, родитель работающий геологом подарил нам колекцию камней несколько видов амитист,кварц , дети принесли морские и речные камни наша коллекция еще пополняется, семена растений, гербарий, кора разных деревьев,
Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения, дети лепят из пластилина изучаемые объекты (На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах.
В своей работе я использую различные формы и методы:
– экологические занятия;
экскурсии;
конкурсы;
– уроки доброты; мышления;
– обсуждение и проигрывание ситуаций;
– трудовой десант;
– коллекционирование;
–праздники;
–игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);
– экологические сказки;
– инсценировки.
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний
В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир,
Например в сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чём не бывало. Подкрепить можно опытом. Для этого нужно на небольшом участке расчистить снег лопатками, пока не покажется трава.
В работе с детьми используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю,

одним из аспектов моей работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Наш детский сад расположен в северо – западном районе города в близи санаторно-курортной зоны, леса, где растут разнообразные деревья, кустарники, травы, цветы.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего у нас созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Родители подарили детскому саду (канарейку, декаротивного кролика), дети с желанием ухаживают за комнатными растениями, заботятся о животных, проявляют к ним внимание, доброту.
Наш Детский сад совсем еще молод по весне мы провели акцию «Посади дерево», где каждый родитель совместно с ребенком по желанию мог посадить свое дерево, дети заботятся о них рыхлят и поливают.
В течении всего года ведем постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматриваем растения на участке: вот набухли почки, появились листочки, обращаю внимание на форму листа. Осенью одни из них золотые, другие – почти красные, а на третьих смешались все цвета, по этим признакам учу определять, с какого дерева они упали.

После прогулки рассматриваем картины , ребята сравнивают их с тем, что увидели на улице.
Сколько радости и новых впечатлений приносит детям зима! Они внимательно рассматривают снежинки, их узоры и форму, интересуются, как образуется сосулька.
В один из январских дней дети вышли на участок и остановились и ахнули. Все деревья и кустарники были покрыты белым инеем. Мы словно попали в мир сказки.
Свои впечатления отразили в рисунках: кончиком кисти рисовали старательно гибкие, тонкие веточки берёзы.
Зимой мы наблюдаем за птицами. Объясняю детям, что скворцы и другие перелетные птицы на зиму улетают в тёплые края. Но гнёзд они там не вьют, птенцов не выводят, а ждут, когда у нас потеплеет и тогда можно будет вернуться на родину. Дети знакомятся с новыми словами (перелётные, гнёзда, вьют, птенцы) и затем используют их в своих рассказах.
Знакомя детей с природой, я и сама пополняю свои знания, часто обращаюсь к энцеклопедии, справочникам, компютерным технологиям ведь не всегда в природе услышишь, как поет жаворонок, скворец, не увидишь как порхает снегирь, морское дно, или вершины альп.
Уже традицией становится весений субботник, на котором воспитатели и родители окапывают кустарники, сажают цветы, а дети помогают взрослым, собирают прошлогодние опавшие листья.
Родителям советую сходить с детьми в весенний лес, рассмотреть первые весенние цветы и веточки, послушать пение птиц. Организовываю консультации, на которых объясняю, что нужно рассказывать и показывать детям, как собирать букеты, делать аппликации из опавших листьев, гербарий.
Во многом экологическое воспитание зависит от отношения к природе в семье, поэтому уже на первом родительском собрании мы подняли вопрос экологии, родители нас поддержали, помогли в оформлении группового уголка природы , принимают участие в экологических развлечениях.
В результате проделанной работы я вижу положительные результаты:
-дети учатся беречь природу;
-развиваются умственные способности проявляются умение экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
И хочется закончить свою речь стихами.
     Всё хорошее в людях - из детства!
                                  Как истоки добра пробудить?
                          Прикоснуться к природе всем сердцем:
                                  Удивиться, узнать, полюбить!
                              Мы хотим, чтоб земля расцветала,
                                 И росли, как цветы, малыши,
                                    Чтоб для них экология стала
                                     Не наукой, а частью души!