«О татаро-русском двуязычии в национальной школе как условие формирования толерантной личности»

«О татаро-русском двуязычии в национальной школе как условие формирования толерантной личности»

Важнейшим фактором национального возрождения любого народа является национальная школа. Только школа обеспечивает преемственность развития национальной культуры, делает ее достижение достоянием каждого, формирует творческую личность как носителя и продолжателя самобытных традиций родного народа, а также общечеловеческих культурно-нравственных ценностей.
Индерская средняя общеобразовательная школа имеет однородный татарский состав учащихся, работает в условиях татаро-русского двуязычия. Языком обучения является русский, а родной язык и литература преподаются как предмет. Языковая национальная среда имеет принципиальное значение для воспитания наших учащихся в коренной культурной традиции своего народа, формировании этнической самоидентификации.
Чтобы выпускник нашей школы одинаково хорошо понимал и общался как на родном (татарском), так и на русском языке, чувствовал себя уверенным и свободным, ему было комфортно в русскоязычной среде, был толерантным к культуре других народов, необходимо провести большую работу, которая начинается уже с детского сада.
Наша школа является одним из главных объектов социокультурного центра села Индерка, одной из приоритетных задач которого является создание толерантной среды в режиме диалога языков и культур.
Нами (директором школы Каримовой И.К. и заместителем Шараповой Р.И.) был разработан и реализуется проект «Национальная школа с русским (неродным) и татарским (родным) языком обучения», где были поставлены такие цели:
Реализовать единую линию воспитания и обучения ребенка как носителя национальной психологии, самосознания через различные формы учебной и внеучебной деятельности.
Воспитывать патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции.


Мы сделали вывод, что очень большое значение в деле воспитания и обучения имеют этнокультурные традиции, особенности быта, нравов, идеи, взгляды, обычаи, образ мыслей и действий татарского народа.
Познакомившись с большим количеством литературы, проведя диагностику, изучив работу объектов социокультурного центра, мы выделили методическую основу деятельности школы:
это идея П.Блонского о формировании человека как члена племени, члена нации, человеческого рода;
идея П. Каптерева о единстве национального и общечеловеческих идеалов;
идея этнической обусловленности образования и методов обучения;
методологический тезис Б.Неменского «От родного порога – в мир общечеловеческий культуры».

Осуществляя воспитание учащихся на этнокультурных традициях татарского народа мы всегда помним, что любая национальная культура питается другими культурами. Противопоставление одного народа культурным, политическим и иным достижениям других этносов может привести к драматическим последствиям. Поэтому в содержании образования и воспитания нашей школы мы изначально закладываем взаимосвязь различных культур народов, проживающих рядом с нами: русского, мордовского, чувашского и других.
Изучение татарской истории и культуры проходит в тесной связи с изучением истории Пензенского края, ИЗО, музыки, физической культуры и технологии. Наши учителя переработали и сделали дополнения в образовательную программу по данным предметам. Уже со 2 класса дети изучают иностранные языки (английский и немецкий).
В школе силами учителей татарского языка создан этнографический уголок «Татарская изба», где успешно проводятся уроки по народной педагогике, обрядовые, фольклорные с приглашением старожилов села. В музее Боевой и трудовой славы, который по итогам областного конкурса музеев в 2005 году признан одним из лучших, имеется экспозиция и проводятся экскурсии по теме: «Татары-мишари».
На уроках домоводства и в кружке «Хозяюшка» наши девочки знакомятся с кухней разных народов, а многие татарские блюда могут приготовить самостоятельно, изучают национальный орнамент, вышивают мулине и бисером. Коридоры школы, дома для престарелых, участковой больницы украшают работы наших девочек ( вышивка, аппликация, вязание крючком).
Резные деревянные наличники украшают наше село. Резьбу по дереву осваивают мальчики в старших классов на уроке технологии и в кружке «Домовая резьба».
Семейно-общественная жизнь татар-мишарей имеет свои особенности.
У нас сильно выраженным является родство. В селе сохранилась сложная планировка улиц, так называемого гнездового типа, с множеством переулков и концов, обычно заселенных группой родственников.
Поэтому в деле воспитания очень с
·ильным положительным фактором является общественное мнение соседей-родственников. В большом почете и уважении у нас находятся старики и дети. Наша школа шефствует над детским садом и домом для престарелых (хотя в нем нет ни одного жителя села).
Наши родители не только спонсоры, а активные участники учебно-воспитательного процесса. Они посещают уроки во время предметных недель, участвуют во внеклассных мероприятиях.
Ежегодно мы проводим Неделю семьи. В день совместного отдыха детей и родителей в школе собираются отцы и матери, бабушки и дедушки. Форма проведения этого дня самые разнообразные. Именно семьи из нашего села побеждают в районных конкурсах и участвуют в областных: так семья Купаевых стала лауреатом областного конкурса «Успешная семья», заняв 4 место, семья Измайловых участвовала в областном конкурсе «Спортивная семья». Родители, наши бывшие ученики, откликаются на любую просьбу, участвуют и оплачивают экскурсии по памятным и историческим местам области и России.
Силами отцов была заменена кровля на крыше школы, а это 1620 листов шифера, на средства родителей был куплен линолеум для коридоров, сделан ремонт классных, хоккейной коробки, выпускники дарят школе подарки. Ежегодно, на средства спонсоров родительский комитет готовит новогодние подарки для детей сирот и полусирот, проводим совместные благотворительные концерты, средства от которых идут на помощь инвалидам детства, оказываем помощь ветеранам войны.
В школе многие годы функционирует и занимает призовые места в районе и области фольклорный коллектив «Яшьлек» («Молодость»), драматический кружок готовит спектакли на татарском языке и выступает на сцене сельского ДК. Мы поддерживаем связь и общаемся с другими школами района и области. В нашем селе регулярно проходят фестивали и концерты татарской песни, районные методические объединения и областные семинары. 2 февраля 2005 года прошел областной семинар на тему: «Особенности преподавания татарского и русского языка в условиях двуязычия». Гости из семи районов области, специалисты и методисты министерства и ИПК и ПРО дали высокую оценку работы школы в этом направлении.
Наши одаренные учащиеся занимают призовые места в районных конкурсах, олимпиадах, в областной научно-практической конференции по литературоведению, лингвистике и истории, географии и краеведения. Темы научно-исследовательских работ связаны с национальной культурой, краеведением. Выпускница этого года Куликова Юлия в июне месяце побывала в Москве в РУДН на всероссийском празднике русского языка, приуроченного к пушкинским дням, где заняла III место на викторине. Учащиеся являются хорошими спортсменами, команда школы в военно-спортивной игре «Орленок» на протяжении двадцати лет занимает первое место в районе и входит в первую десятку в области. В областном конкурсе «Растим патриотов» наша школа в этом году заняла III место. Пришкольный детский оздоровительный лагерь «Радуга» по итогам лета 2004 года заняла II место в области. В учебное время школа работает весь день (8 ГПД, 12 кружков, 4 спортивные секции).
Занимаясь учебно-воспитательной работой, педагогический коллектив старается доказать учащимся, что живя в обществе, быть свободным от общества нельзя, но человек должен быть способен противостоять тем или иным жизненным обстоятельствам для более полной самореализации.



Но самое главное: каков же результат?

Из 463 учащихся ни один не стоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, в селе нет случаев отправки детей в детские дома, а родителей – лишения родительских прав, хотя в селе находится дом-интернат для престарелых, но ни одного пожилого индерца в нем нет.
Одинокие люди никогда не будут брошены своими родственниками и соседями. В Индерке низкий по сравнению с районом и областью в целом процент миграции. Низкий процент разводов. Нет случаев суицида. Мало пьяниц. Молодежь стремится остаться в селе. У нашего села есть будущее. Наши выпускники учатся во всех учебных заведениях области, случаев конфликтов на национальной или религиозной почве не было. Они активно входят в социальную среду, принимают самостоятельные решения в ситуации выбора, влияют на среду, иногда изменяя самого себя.
Мы считаем, все это результат воспитания на этнокультурных традициях и высокой нравственности.



Заголовок 115