Классный час — как одна из форм воспитания толерантной личности
Скворцова Надежда Викторовна
учитель математики ГБОУ РМЭ «Школа- интернат г.Козьмодемьянска «Дарование».
Классный час – как одна из форм воспитания толерантной личности.
Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Для эффективной работы необходимо каждому классному руководителю изучить проблемы текущего дня: что волнует детей, какие нравственные ценности волнуют детей в первую очередь, понимают ли они :что значит быть добрым? Поэтому целесообразно перед серьезным разговором провести тестирование детей.
Тест «Добрый ли вы человек?»
1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть на подарки друзьям?
2) Товарищ рассказывает вам о невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что это вас мало интересует?
3) Если ваш партнер плохо играет в шахматы, или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться , чтобы сделать ему приятное?
4) Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы поднять им настроение?
5) Любите ли вы злые шутки?
6) Вы злопамятны?
7) Сможете ли вы выслушать даже то, что вас не интересует?
8) Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9) Бросаете ли вы игру , когда начинаете проигрывать?
10) Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать своего оппонента?
11) Вы охотно выполняете просьбы?
12) Станете ли вы подтрунивать над кем –то, чтобы развеселить окружающих?
С помощью этого теста можно выяснить: как дети оценивают свое отношение к своим сверстникам, равнодушны ли они или доброжелательны к окружающим.
Классный час на тему «Спешите делать добро » преследует следующие цели: формировать у детей стремления совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, желание изменить мир и себя к лучшему.
Задачи: дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя; воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим, стремление прийти на помощь; научить детей отличать плохое от хорошего. Научить обращать внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Беседа начинается с того, что учитель разъясняет детям: что значит слово «доброта»и как сами дети понимают это слово.
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. Он отметил качества , определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный.
Как вы понимаете это слово? Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать добрый человек? Слушаются высказывания детей. И для более эмоционального эффекта все это сопровождается рисунком .Рисуется солнце, лучи этого солнца качества, которые назвали дети.
Дальше учитель ставит новую проблему: так в чем же проявляется доброта? После беседы дети самостоятельно делают вывод: доброта проявляется в поступках.
Учитель заставляет детей вспомнить какую-нибудь ситуацию, когда их , или их близкого друга (подругу) или родственника кто-то обидел?
Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент?(Дети описывают свое состояние). И для сравнения учитель просит детей рассказать: были ли в их жизни такие случаи, когда вы сами обидели кого-либо? И поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).
Учитель помогает детям правильно сделать вывод: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”. Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Такого человека все любят, уважают. И только у такого человека есть верные, надежные друзья.
Совсем не трудно уступить место в автобусе пожилому человеку или женщине с ребенком, первому поздороваться, быть вежливым с родителями и друзьями.
В конце беседы можно обратиться к рисунку. Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Детям предлагается добавить новые качества доброго человека, о которых они узнали во время беседы.
В заключении учитель делает вывод . Спешите делать добро! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать: “Я делаю нужное дело, приношу пользу людям”.
Рекомендуемые источники: