Статья Черты толерантной личности
Новикова Наталья Иосифовна
учитель истории и обществознания
Тиксинской средней общеобразовательной школы №1
Булунский улус (район) Республика Саха (Якутия)
Черты толерантной личности
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные. Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.
Толерантность – интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на мой взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся.
Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Дети учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
Вспомним, что же такое толерантность. Обратимся к истории.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.
Критерии толерантности (по Солдатовой Г. У
«Психодиагностика толерантности личности»):
равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Проявления нетерпимости (по Солдатовой Г.У
«Психодиагностика толерантности личности»):
оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
игнорирование (отказ в беседе, в признании);
негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
преследования, запугивания, угрозы;
дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
осквернение религиозных или культурных символов;
религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
изгнание (официальное или насильственное);
сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
"Отличие толерантной личности от интолерантной личности". Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются достаточно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.
1) Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинить окружающих. Психологи выявили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между "я - идеальным" (т.е. представлением о том, каким бы я хотел стать) и "я - реальным" (представлением о том, какой я есть), чем у интолерантного человека (у которого "я - идеальный" и "я - реальный" практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой.
Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен винить окружающих.
2) Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить как в согласии с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.
3) Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то свершается с ним, а не им. (Сегодня получил "2", потому что не мой день, так расположились звезды, это судьба. И вовсе не из-за того, что недостаточно учил материал). Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них.
4) Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части - черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей - плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они четко делят на "свои" и "чужие" группы людей. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
5) Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верное суждение о других людях. Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей.
6) Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
7) Авторитаризм. Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Практические занятия. "Как быть толерантным в общении"
1. Заполнение родителями опросника. (5 мин.). 15 характеристик, перечисленных в опросниках, присущи толерантной личности. Сначала в колонке "А" поставьте "+" напротив трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; "-" – напротив трех черт, которые у вас наименее выражены. Затем в колонке "Б" поставьте "+" напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк остается у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому прошу вас отвечать предельно честно, ни на кого не оглядываясь.
2. Заполнение общего бланка с "колонкой Б".
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто отметил в колонке "Б" первое качество (затем второе и т.д.). (Число поднявших руку подсчитывается и заносится в колонку свободной таблицы). Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности с точки зрения вашей группы. Теперь сравните свое собственное представление о толерантной личности с общегрупповым представлением. И сравните представление о себе самом ("+" в колонке "А") с портретом толерантной личности, созданным вашей группой.
Бланк родителей
№
Характеристика
А
Б
1.
Расположенность к другим
2.
Снисходительность
3.
Терпение
4.
Чувство юмора
5.
Чуткость
6.
Доверие
7.
Альтруизм
8.
Терпимость к различиям
9.
Умение владеть собой
10.
Доброжелательность
11.
Умение не осуждать других
12.
Гуманизм
13.
Умение слушать
14.
Любознательность
15
Способность к сопереживанию
Общий бланк (заполняет учитель вместе с родителями)
№
Характеристика
Б
1.
Расположенность к другим
2.
Снисходительность
3.
Терпение
4.
Чувство юмора
5.
Чуткость
6.
Доверие
7.
Альтруизм
8.
Терпимость к различиям
9.
Умение владеть собой
10
Доброжелательность
11.
Умение не осуждать других
12.
Гуманизм
13.
Умение слушать
14.
Любознательность
15.
Способность к сопереживанию
Рефлексия. - Я попрошу каждого из вас назвать хотя бы по одному качеству, которым бы вы хотели обладать, и почему, в каких случаях вам это качество необходимо? (Например, "терпение" - зачем оно вам, в каких случаях вы хотите быть "терпеливым").
Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то "дает сдачи", кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного общения, сохранить собственное достоинство и не унизить другого?
Составление схемы достойного выхода из ситуации.
Прошу вас вспомнить и рассказать конфликтную ситуацию между вами и вашим ребенком. Давайте ее проанализируем.
Итак, кто обиженный, обидчик? В чем причина возникновения конфликта? Можно ли было иначе решить проблему, чтобы никто не остался обиженным и проигравшим? Каким образом? Ваши ощущения во время конфликта и после него? Ну а теперь давайте попробуем составить схему достойного выхода из этой ситуации для ребенка и недопущения конфликта для вас. (Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду).
1) Начать разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая вас не устраивает:
Для сына "Когда ты накричала на меня при ребятах..."
Для мамы "Я очень устаю на работе и нуждаюсь в твоей помощи дома..."
2) Выразить чувства, возникшие у вас в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к вам:
Для сына "...Я почувствовал себя неудобно..."
Для мамы "...Мне очень больно и обидно видеть твое безразличие к моим просьбам о помощи..."
3) Сказать человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил. Предложить ему другой вариант поведения, устраивающий вас:
Для сына "...поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей..."
Для мамы "...поэтому я прошу тебя проводить своих друзей и вымыть посуду..."
4) Сказать, как вы себя поведете в случае, если человек изменит свое поведение: Для сына "...тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям". Для мамы "...тогда я не буду запрещать тебе приглашать друзей".
Как вы считаете, подобный выход может привести к развитию конфликта?
3. Закрепление.
Прошу вас разделиться на группы по 4 человека и составить письменно выход из различных ситуаций, чтобы не остаться обиженным и не обидеть другого:
А) Ваш ребенок изрисовал ручкой книгу, которую вы взяли почитать у своего друга (подруги).
Б) Вы с сыном (дочерью) договорились встретиться на улице возле магазина. Вы прождали его (ее) полчаса, а он (она) так и не пришел (да).
4. Рефлексия.
Как вы считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций?
Каковы преимущества толерантного общения?
Опросник Бойко В.В., академик, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, профессор, доктор психологических наук
«Диагностика толерантных и интолерантных установок личности,
проявляющихся в процессе общения».
Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где
0 – совсем неверно;
1 – верно в некоторой степени;
2 – верно в значительной степени;
3 – верно в высшей степени.
Шкала 1.
Неприятие и непонимание индивидуальности другого человека
№№
Утверждение
1
Медлительные люди обычно действуют мне на нервы
2
Меня раздражают суетливые, непоседливые люди
3
Шумные детские игры я переношу с трудом
4
Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно
5
Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня
ВСЕГО:
Шкала 2.
Использование себя в качестве эталона
при оценке поведения и образа мыслей других людей
6
Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник
7
Меня раздражают любители поговорить
8
Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе
9
Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуре
10
Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня
ВСЕГО:
Шкала 3.
Категоричность или консерватизм в оценках других людей
11
Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)
12
Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством
13
Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны
14
Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу
15
Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем
ВСЕГО:
Шкала 4.
Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства
при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров
16
Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
17
Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен
18
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем
19
Мне неприятны самоуверенные люди
20
Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте
ВСЕГО:
Шкала 5.
Стремление передать, перевоспитать партнеров
21
Я имею привычку поучать окружающих
22
Невоспитанные люди возмущают меня
23
Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо
24
Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания
25
Я люблю командовать близкими
ВСЕГО:
Шкала 6.
Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»
26
Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах
27
Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка
28
Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня
29
Я проявляю нетерпение, когда мне возражают
30
Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется
ВСЕГО:
Шкала 7.
Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности
31
Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам
32
Меня часто упрекают в ворчливости
33
Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю
34
Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки
35
Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь
ВСЕГО:
Шкала 8.
Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми
36
Я осуждаю людей, которые плачут в чужую жилетку
37
Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях
38
Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь
39
Обычно я без особого внимания выслушиванию исповеди друзей (подруг)
40
Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей
ВСЕГО:
Шкала 9.
Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других
41
Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам
42
Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
43
Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе
44
Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми
45
Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав
ВСЕГО:
Обработка результатов:
По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентов баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: врачи – 40, медсестры – 43, социальные работники – 42-43, PR-менеджеры – 40-41.
Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.
Вывод: Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. И поэтому воспитание толерантности нужно начать в первую очередь с семьи, ответственности родителей, привития с детства общепринятых морально-нравственных качеств личности.
mђЗаголовок 1Заголовок 515