Конструктор урока по обществознанию на тему Семейное хозяйство
Конструкт урока по обществознанию для 5 класса
Тема: «Семейное хозяйство»
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода
Тип урока: проблемно-диалогический
Цели урока:
Предметные УУД
1. Получить новые знания о таких признаках семьи как совместный труд и ведение домашнего хозяйства.
2. Познакомиться с понятиями – хозяйство, имущество, потребности, ресурсы семьи
3.Показывать на конкретных примерах содержание домашнего труда
Метапредметные УУД
1. Познавательные - владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать текстовую информацию, классифицировать по заданным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, извлекать информацию из картины и иллюстраций учебника, критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде устного сообщения.
2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; действовать по образцу; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать свою и совместную работу на уроке.
3.Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, преодолевать конфликты; смотреть на изучаемую проблему глазами своего собеседника.
Личностные УУД - аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, уважительно относиться к иной точке зрения, понимать важность семейного труда для удовлетворения основных потребностей и обеспечения жизнедеятельности семьи; осознавать важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в ведении домашнего хозяйства.
Межпредметные связи:
Опора на знания по истории Древней Руси (4 класс), русскому языку (5 класс)
УМК по обществознанию: Учебник «Обществознание. 5 класс» Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой – М.:Просвещение, 2012
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, учебник для 5 класса по обществознанию, толковый словарь, ученическая тетрадь.
I. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.
Постановка проблемы.
Вступительное слово учителя. Учитель задает вопрос классу:
1) Что такое семья? (Обращение к словарной статье, с. 126).
Актуализация знаний. Что мы уже с вами изучили? А что нам ещё незнакомо?
Продолжая разговор о семье, давайте определим тему сегодняшнего урока.
Семейное хозяйство
Чтобы раскрыть содержание темы, над какими вопросами нам предстоит подумать?
1) Что такое общее хозяйство?
2) Что такое общее имущество?
3) Для чего вести общее хозяйство?
4) Как и кто ведёт домашнее хозяйство?
? Что нам потребуется для успешной работы? - Учебник, тетрадь, ручка, карандаш. А ещё сосед по парте, потому что сегодня мы будем работать в парах. А что значит работать в парах? (Проговариваем правила работы в паре)
Итак, мы готовы к работе.
II. Поиск решения (открытие нового знания)
1. У каждой семьи есть своё имущество. А что же это такое? Для ответа на этот вопрос давайте разгадаем кроссворд.
Ответы: Телевизор, умывальник, ковёр, стул, люстра, ведро, звонок, щётка, ручка
? У всех ли в доме есть такие предметы?
Давайте продолжим этот список. Что есть в вашем доме? Как определить что такое имущество?
Запись в тетради: Имущество семьи – это предметы жизнедеятельности. Имущество семьи составляет её хозяйство.
2. А) Есть предметы, без которых прожить невозможно – это предметы первой необходимости
Б) Есть дорогие предметы, но без них человек может обойтись – это предметы роскоши
Обсудите в парах, какие вещи относятся к предметам первой необходимости, а какие к предметам роскоши и заполните таблицу.
Телевизор, джинсы, настенные часы, холодильник, музыкальный центр, книги, посудомоечная машина, комнатные цветы, чайник, золотые украшения, хрустальная люстра, кресло, компьютер, новое платье для мамы, набор инструментов для папы, игрушка для младшего брата, шторы на окне.
Делаем вывод, что понятие роскоши может изменяться. Все эти вещи нужны для создания уюта, комфортной обстановки. Но самые главные в доме – это люди, ваши самые близкие родственники, которые любят вас, а вы любите их.
(Динамическая пауза)
3. ? Для чего семья обзаводится разными вещами?
Для удовлетворения потребностей. Что такое потребности? (Работа со словарём, с. 125)
Запись в тетради: Потребности человека – это нужда в чём-либо для поддержания организма и для развития личности.
? Какие потребности мы можем удовлетворить в семье?
В сне, пище, отдыхе, учёбе, труде, общении.
Чтобы мы могли хорошо отдыхать, кушать, учиться, нужно ли в семье трудиться?
4. Кто всё должен делать в семье?
1) Давайте вспомним, кто в крестьянской семье организовывал труд? (Большуха)
2) А мужчина чем занимался? (Был занят в поле, трудился на стороне)
3) Работа по картине (с. 36)
- Кто автор? Как картина называется? Когда она была написана? Где она хранится?
Что мы видим на картине? Почему ужинают в поле? Какие обязанности детей отобразил художник? Где совместный труд, а где – помощь-обязанность?
4) Работа по иллюстрациям. С. 34.
? Какие домашние работы показаны? Кто их выполняет? Можно ли труд разделить на мужской и женский?
Обсудите в парах, в чём разница между домом и квартирой? Назовите достоинства и недостатки. Где легче вести хозяйство?
5. Кого почти нет на картинках? (Детей)
Должны ли у детей быть домашние обязанности?
Выполните индивидуально и сравните в парах. С. 39. Задание 7.
Беседа: 1) Есть ли у вас постоянные обязанности?
2) Вы их выполняете с желанием или вас заставляют?
3) Как относятся близкие к тому, что вы им помогаете?
4) Можно ли что-то сделать в доме своими руками? Что вы умеете делать?
(изделия, приспособления, украшения, подарки, поделки)
5) Какие дела вы делаете совместно?
Вывод: Важно не количество выполняемых дел, не время, на них затраченное, а желание членов семьи приложить свои усилия для создания уюта в доме, проявить заботу о своих близких людях.
III. Применение нового знания.
Для выполнения домашних дел затрачиваются ресурсы. Работа со словарём: С. 126.
Запись в тетради: Ресурсы – это средства, ценности, запасы, возможности.
А) Финансовые (деньги)
Б) Материальные (предметы быта, вещи)
В) Трудовые (труд членов семьи)
Г) Энергетические (электричество, газ, дрова, уголь)
Выполняем задание по образцу.
Стирка белья. Ресурсы финансовые – деньги (купить порошок)
Ресурсы материальные – стиральная машинка
Ресурсы трудовые – мама или другие члены семьи.
Выполняем задание в группе: ремонт утюга, сварить суп, уборка в доме, ремонт дома, уборка снега, семейный праздник, прополка грядок, ремонт машины
IV. Первичное закрепление.
Работа в парах:
Закончи предложение:
1) У каждой семьи есть своё (имущество)
2) Имущество семьи составляет её (хозяйство)
3) Имущество нужно, чтобы удовлетворять (потребности)
4) Для удовлетворения потребностей затрачиваются (ресурсы)
5) У каждого члена семьи должны быть свои (обязанности)
6) Мы помогаем взрослым членам семьи в домашнем труде, чтобы .
Вторичное закрепление.
Д/з: § 4 (с.33 – 37) Задания 1, 8 (В классе и дома) Определения в тетради.
15