Урок по обществознанию на тему Семейное хозяйство (6 класс)


Урок по обществознанию в 6 классе.
Тема: Семейное хозяйство.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы, используемые на уроке: практический, частично-поисковый, проблемный.
Цель урока:
В. воспитывать интерес и необходимость знаний обществознания для осознания окружающего мира и социальной адаптации в нем;
воспитывать духовно-нравственные качества личности на конкретных примерах.
О. добиться понимания учащимися значения труда в семье для удовлетворения основных потребностей;
сформировать знания об обеспечении жизнедеятельности семьи, о важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда.
Р. развивать умение обобщать, анализировать, полно отвечать на поставленные вопросы, выделять главное, вести краткий конспект, обсуждать проблемы, высказывать свои суждения, самостоятельно работать с текстом учебника.
Оборудование: Картины. Иллюстрации. «Вспомни». Вопросы и задания. «Путешествие в прошлое». «В классе и дома». Сообщения учащихся «Уют в доме своими руками».Литературные сюжеты: «Федорино горе» К.Чуковский; «Лебедь, Щука и Рак» И. Крылов. Памятка «Учимся помогать вести семейное хозяйство». «Поэтическое слово» с.80, 82(вопрос).
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний по теме «Семья – ячейка общества»:
А)Фронтальная работа:
1. 2002г.; 2008г.; 18 мая. («Год семьи» в РБ; «Год семьи» в РФ, «Год социальной поддержки семьи» в РБ; Международный день семьи).
2.Что такое семья? (Социальная группа, основанная на родственных связях.) или (Это место, где тебя любят и ждут, понимают и принимают таким, какой ты есть, где тебе тепло и уютно. В семье ты становишься человеком и гражданином).Б)Игра.
Давайте представим семью в виде цветка. Из маленького зернышка должен вырасти и расцвести прекрасный цветок. И вот, бутон распускается. Вывешивать лепестки, а дети дают объяснение.
1-ый лепесток «Любовь»(любить друг друга, радоваться общению друг с другом).
2-ой лепесток «Понимание»(чтобы нас понимали и принимали).
3-ий лепесток «Взаимопомощь»(помогать друг другу во всем).
4-ый лепесток «Дружба»(дружная семья).
5-ый лепесток «Хорошее настроение»(добрые слова, общение друг с другом).
6-ой лепесток «Счастье»(когда дети и родители вместе).
7-ой лепесток «Хозяйственность»(умение правильно вести хозяйство).
В)Какие семьи называют двухпоколенными, трехпоколенными?
3.Изучение нового материала.
Сейчас мы вами совершим путешествие в прошлое:
А)Комментированное чтение текста с.78 учебник «Обществознание» 6класс.
Итак, что мы с вами узнали? (О содержании домашнего труда и распределении обязанностей между его участниками).
С древнейших времен на Руси составлялись сборники правил, советов и наставлений, которые определяли права и обязанности хозяина и домочадцев, а также их поведение в семье.
Б)Комментированное чтение текста с.81 учебник «Обществознание» 6класс.
Благодаря каким историческим источникам мы познакомились с житейскими правилами и наставлениями? ( «Поучение детям» Владимира Мономаха; «Домострой», составленный при участии государственного деятеля и писателя, священника Сильвестра).
А теперь вернемся в наше время.
В)Вопросы к учащимся:
1.А вам нравится в вашем доме? А почему вам в вашем доме хорошо?
2.Существуют ли в вашем доме у каждого домашние обязанности?
3.А как вы распределяете обязанности: поровну, по желанию, по силам или по способностям?
4.Как в вашем доме облегчается домашний труд? Какая бытовая техника помогает вам в этом?
5.Что делается своими руками для удобства и уюта в доме?
Сегодня на нашем уроке мы выясним, что такое семейные заботы, каким должен быть хозяин дома и как хозяйствовать по правилам?
План.
1.Семейные заботы.
2.Каким должен быть хозяин дома.
3.Как хозяйствовать по правилам.
А)Каждая семья занята совместным трудом и ведением хозяйства.
Труд – деятельность человека, в процессе которой он создает предметы(продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей.
Хозяйство –какое – либо производство.
Совместный труд помогает удовлетворять необходимые жизненные потребности.
Потребности – нужда в том, что человеку необходимо.
1.Жизненно важные – пища, одежда, отдых и т.д.
2.Потребность в общении, творчестве.
Б)Выполнить задание №6(с.84) «В классе и дома».
В)А как лучше распределить домашние обязанности? Конечно это сделать очень трудно. Самое главное это желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в домашний уют.
Г) Выполнить задание №7(с.84) «В классе и дома».
Д)Как вы уже поняли, дом – это огромное поле деятельности. И главное в семье – это трудолюбие и взаимопомощь.
В каждом доме есть хозяин. А кого называют хозяином? (с.80 учебника).
Каким должен быть хозяин? (Рачительным, т.е. экономным, бережливым).
Что определяет рачительный хозяин?
- Определяет количество ресурсов для ведения хозяйства.
- Заботится о порядке в доме.
- Производит экономические расчеты (питание, комуслуги, семейные нужды, расходы на ежедневные покупки и т.д.)
- Планирует домашние дела.
- Бережно расходует ресурсы семьи.
Настоящий хозяин всегда соизмеряет свои желания с имеющимися возможностями семьи. (Пословицы и поговорки о труде, трудолюбии, об умении вести домашнее хозяйство – приготовленные учащимися).
Е) «Уют в доме своими руками» (опережающее домашнее задание) – изделия, приспособления, украшения, различные поделки и т.п.) – сообщения учащихся.Физкультминутка
«Девочки и мальчики»(девочки - хлопать в ладоши, а мальчики – приседать):
«Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только …».(девочки)
«Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …».(мальчики)
«Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только …».(мальчики)
«Болтали час без передышки в цветастых платьицах …».(девочки)
«При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь …».(мальчики)
«Боятся темноты, трусишки, все, как один, они…».(девочки)
«Шелк, кружева и в кольцах пальчики – выходят на прогулку …».(девочки)
«Футболка, джинсы, набок кепочка – вы угадали – это …».(мальчики)
Ж)Необходимо вести семейное хозяйство по правилам ( это значение слова экономика).
Запасы средств, используемые для ведения хозяйства, называются ресурсами семьи:
1.деньги – это финансовые ресурсы;
2.предметы быта – материальные ресурсы;
3.труд членов семьи – трудовые ресурсы и т.д.
Ведение домашнего хозяйства по правилам позволяет экономить семейные ресурсы.
З)К каким последствиям может привести нарушение этих правил?
Использовать литературные сюжеты( «Федорино горе» К.Чуковский; «Лебедь, Щука и Рак» Крылов).
(Ответы учащихся).
Пройдет время, вы станете взрослыми, у каждого из вас будет свой дом, где вы будите хозяевами. Поэтому вам необходимо учиться правилам ведения хозяйства.
Наш сегодняшний урок подходит к концу, а на следующем уроке мы будем выполнять практическую работу «Учимся помогать вести семейное хозяйство».
4.Закрепление.
«В классе и дома» в.8 с.84.
5.Итог урока.
6.Домашнее задание.
П.8. Памятка «Учимся помогать вести семейное хозяйство» с.85. Подготовиться к практической работе. «Поэтическое слово» с.80, 82 (вопрос).