Методические материалы Роль технологии развивающего обучения в формировании универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС


Роль технологии развивающего обучения в формировании
универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языкав условиях перехода на ФГОС
Одним из значительных явлений конца ХХ века в отечественном образовании стало распространение идей развивающего обучения, то есть системы образовательных технологий, приоритетной целью которых является развитие личности школьника в процессе обучения. Сущность развивающего обучения - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию через вовлечение школьников в различные виды деятельности. При использовании технологии развивающего обучения достигаются такие цели обучения, как общее развитие личности школьника и создание основы для всестороннего гармоничного развития. Акцентами технологии являются формирование теоретического сознания и мышления; формирование не столько знаний, умений и навыков, сколько способов умственной деятельности; воспроизведение в учебной деятельности логики научного мышления. При использовании данной технологии развивающего обучения соблюдаются дидактические принципы системы развивающего обучения - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Технология развивающего обучения, используемая при организации урочной и внеурочной деятельности школьников, способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Урок остается основной формой организации обучения, но более динамичен, гибок по сравнению с традиционным уроком; меняется его содержание; обязательно предусматривается работа в группах, парах. Это связано с важностью такой организации урока в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого. На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, создаются проблемные ситуации; широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.
Рассмотрим использование технологии развивающего обучения на уроках русского языка.
Личностные УУД (определяю-щие мотива-ционную ориентацию) - самоопре-деление (внутренняя позиция школьника, само-уважение и самооценка)
- смысло-образование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
- морально-этическая ориентация 1. На организационном этапе при изучении темы «Имя прилагательное».
Учитель: Ребята, каким вы считаете сегодняшнее утро? Скажите одним словом. (Ответы учащихся). Почему люди, приветствуя друг друга, говорят: «Доброе утро!» (Ответы учащихся). Согласна с вами, поэтому тоже вам говорю: «Доброе утро!» Какое слово помогло нам создать позитивную атмосферу в классе? (Ответы учащихся). Да, слово «доброе». Что вы можете сказать об этом слове? (Ответы учащихся. Предполагается, что появится понятие имени прилагательного и его характеристики). Составьте по 3-4 словосочетания с прилагательным «добрый».
2. При изучении темы «Словообразование».
Запись на доске: храбрый, сильный, гордый, мудрый, грубый, веселый, умный, крепкий, смелый, добрый, болтливый, богатый, хвастливый, ленивый, бедный.Учитель: От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные, запишите в тетрадь. Сверьте ваши ответы с ключом (с использованием ИКТ). Образование каких слов у вас вызвало затруднение, почему? (Ответы учащихся, обсуждение). Подумайте и подчеркните те слова, которые охарактеризовали бы вас.
Регулятивные УУД (обеспечивающие организацию собственной деятель-ности): - управле-ние своей деятель-ностью (целепола-гание, пла-нирование, прогнози-рование),
- контроль и коррекция
- оценка и самооценка
- инициа-тивность и самостоя-тельность 1. На этапе актуализации знаний при изучении темы «Диалог».
Запись на доске:
Ко мне подошел Сергей Привет Здравствуй ответил я Извини, я опоздал Долго меня ждешь Нет, я только что подошел
Учитель: Прочитайте запись? Что вам мешает или не хватает в этой записи? (Ответы учащихся. Предполагается, что в диалоге не хватает знаков препинания ) Какую цель вы бы для себя поставили на уроке? (Ответы учащихся)
2. На этапе подведения итогов урока – рефлексия.
Учитель: Сформулируйте ответ на вопрос: что вы узнали о такой части речи, как категория состояния? или
Что нового вы узнали о правописании сложных прилагательных? или
Сможете ли вы назвать все признаки, отличающие деепричастие от глагола?
Познаватель-ные УУД (общеучеб-ные, логии-ческие, связанные с решением проблемы):
- работа с информа-цией,
- работа с учебными моделями,
- использо-вание общих схем решения,
- выполне-ние логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установле-ния аналогий, подведения под понятие
1. На этапе актуализации знаний при изучении правописания приставок на З, С.
Учитель: Прочитайте запись на доске. На какие группы можно разделить слова, объясните свой выбор: разбираем, рассмотрят, избегать, исследовательский, восставать, возделывает, беззаботный, беспокоится. (Предполагается деление на две группы: 1) по частям речи; 2) по правописанию приставок. Обсуждение других вариантов группировки слов).2. На этапе актуализации знаний при изучении правописания ы,и после приставок на согласную.
Учитель: Прочитайте запись на доске. Найдите лишнее слово, объясните свой выбор: разыграть, поиграть, подыскать, взыскать. (ответы учащихся, обсуждение). Как вы думаете, почему в словах в корне пишется буква Ы, а не И.
3. При изучении темы «Фразеология» .Учитель: Поработаем в группах (по 3-4 человека). Соедините фразеологизмы, записанные в левой части таблицы, с его значением, записанным в правой части таблицы:
Не ударить в грязь лицом.
Держать себя в руках.
Мелькнуть, как молния.
Игра не стоит свеч.
Стрелять без промаха.
Во что бы то ни стало.
Не находить себе места.
Вешать голову А. Занятие, которое себя не оправдывает.Б. Обязательно.В. Очень быстро.Г. Точно в цель.Д. Сохранять самообладание.Е. Показать себя с лучшей стороны.Ж. Быть в состоянии большого волнения.З. Огорчаться.
(Самостоятельная работа в течение 2-3 минут) Сверьте ваши ответы с ключом(с использованием ИКТ).
4. При выполнении работы по развитию грамотности речи и письма.
Учитель: А сейчас мы поработаем редакторами, проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать. Запись на доске:
- Я одел пальто и пошел гулять.
- Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками.
- У дороги стоял пожилой гриб.
- Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов.
- Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.
- Она уверена в свои силы. (Ответы учащихся, обсуждение)
5. При закреплении знаний по теме «Второстепенные члены предложения» Учащимся, разбитым на группы (по 3-4 человека), дается незаполненная таблица и данные, разрезанные по частям. Необходимо восстановить таблицу:
Второстепенные члены предложения
В словосочетании зависит … Обозначает … Отвечает на ?Чаще всего выражено… Графически обозначается… Проверка по ключу (с использованием ИКТ):
Второстепенные члены предложения
Дополнение Определе-ниеОбстоя-тельствоВ словосочетании зависит … от глагола от существи-тельногоот глагола
Обозначает … предмет, с которым связано действие признак предмета место, время, образ действия, причину, цель, условие и т.д.
Отвечает на ?Косвенных падежей Какой? Чей? Где? Когда? Куда? Откуда? Как? Зачем? И Почему?
Чаще всего выражено… существительным, местоимением в косвенном падеже прилага-тельным, местоимением, существи-тельным наречием, существи-тельным в косвенном падеже
Графически обозначает-ся… _ _ _ _ _ _ _ ̴̴̴ ̴ ̴̴̴ ̴ ̴̴̴ ̴ ̴̴̴ ̴ _ . _ . _ . _
Коммуника-тивные УУД (обеспечи-вающие социальную компетент-ность):
- речевая деятель-ность,
- навыки сотрудни-чества1.При выполнении работы по развитию грамотности речи и письма.
Учитель: Продолжим работать редакторами в парах. Перед вами начало рассказа, написанного автором, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте:
Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. У опушке милкали голубым колоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
Сверьте ваши ответы с ключом (с использованием ИКТ). Запишите правильно в тетрадь слова, в которых вы не заметили ошибку. Объясните правописание (Ответы учащихся, обсуждение). Ваше домашнее задание – продолжить рассказ (min 5-6 предложений), работая по одному или в парах.
2. При закреплении знаний по теме «Второстепенные члены предложения» Учитель: Используя таблицу «Второстепенные члены предложения», выполните синтаксический разбор текста: укажите главные слова в словосочетаниях и укажите части речи, задайте вопросы к зависимым словам, подчеркните второстепенные члены предложения.
Текст: Дети жили в лесной школе. Однажды мальчики пошли в рощу. Там рос
большой дуб. В нём находилось гнездо совы. Мальчики взяли из гнезда
совёнка и понесли домой. Ночью сова прилетела к дому. Она села на
берёзку под окном и жалобно кричала.
Составьте предложение на тему «Охрана природы», в котором есть все члены предложения.
3. При изучении темы «Вопросительные местоимения» учитель организует работу в парах.
Учитель: прочитайте текст, обсудите содержание, письменно составьте 6 вопросов по тексту, используя все вопросительные местоимения (Кто? Что? Какой? Чей? Сколько? Каков?).Дается текст: Оползни – это обычное явление, так как они случаются каждый год. Оползни вызывают много проблем: люди теряют свои дома, разрушаются дороги и погибают люди. Для того, чтобы предотвратить оползень нужно принимать меры предосторожности.
Оползень происходит по причине того, что почва скалы на холме становится рыхлой и слабой. Особенно, если часто идет проливной дождь. После таких дождей большое количество земли может сойти с холма и засыпать близлежащие деревни и дороги. Но не только один дождь может вызвать оползень. Человеческие действия тоже могут сделать почву рыхлой и подвижной. Если люди строят здания на вершинах неустойчивых холмов, то они ослабляют почву и делают ее слабой. Часто люди вырубают деревья на холмах, что способствует ослаблению почвы, так как деревья своими корнями скрепляют почву.
Люди могут предотвратить оползень. Для этого нужно прорыть траншеи вокруг холма, чтобы защитить почву от скатывания. Следует в особо опасных местах схода оползня высаживать деревья и кустарники, которые будут скреплять корнями землю.
Пары объединяются в четверки и обмениваются записанными на листе бумаги вопросами. Читают вопросы и отвечают на них.
Учитель:
- Какие вопросительные местоимения вы использовали при составлении вопросов?
- Что нового вы узнали из текста?
- Что вы сами можете предложить для того, чтобы люди могли жить в безопасности?
- Какие районы Коломны и Коломенского района являются опасными для жизни человека, по твоему мнению, нуждаются в постоянном наблюдении? (Ответы учащихся, обсуждение).
Ученикам предлагается домашнее задание: составить вопросник для будущего интервью с сотрудниками МЧС, используя вопросительные местоимения.