Программа курса внеурочной деятельности Тропинки к самому себе 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 10»
РАССМОТРЕНО
Школьным методическим объединением
Руководитель
______/Смирнова Е.И.
Протокол № _____ от_________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____/Марченко И.А «____»________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ООШ № 10»
______/ О.В. Попова
Приказ № ____
от_________2015г.
ПРИНЯТО
Педагогическим советом школы
Протокол №___
от_____2015г.
Программа курса внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Тропинки к самому себе»
на 2015- 2016 учебный год
Класс 1
Автор-составитель:
Марченко
Ирина
Анатольевна,
учитель начальных классов,
высшая категория
Таштагол
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Тропинки к самому себе» составлена на основании модернизированной программы развивающего курса «Тропинки к самому себе», автор С.Н.Шитц.
В современной системе образования обозначилась тенденция рассматривать весь воспитательно-образовательный процесс через призму сохранения психического здоровья учащихся. Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что от состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики будущего населения нашей страны. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения России 2000-х гг., можно предположить, какой будет российская действительность в 2040 гг. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются её основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которые были развиты у ребёнка в школьном возрасте, являются наиболее прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.
Цель программы:
создание условий для сохранения и формирования психологического здоровья учащихся.
Задачи программы:
1.Формировать у учащихся представление о психологической природе человека.
2.Развивать навыки конструктивного общения, формировать внутреннюю уверенность учащихся в своей успешности.
3.Создавать положительный эмоциональный настрой, снятие страхов и эмоционального напряжения.
4.Воспитывать волю, инициативность, ответственность, эмоциональную отзывчивость и т. п.
2. Общая характеристика курса
Программа курса «Тропинки к самому себе» рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-8 лет и построена с учетом возрастных особенностей и основных задач развития детей. Этот возраст наиболее подходит для формирования у детей умения устанавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимоотношения с людьми. В это время можно научить ребенка быть независимым, следовать своим целям в коллективном взаимодействии и в то же время уважать интересы других. Младшим школьникам вполне доступно элементарное развитие способности слушать и понимать других, предупреждать и устранять конфликты в межличностных отношениях. В то же время младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. В этом возрасте закрепляются и развиваются далее основные познавательные процессы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В структуре каждого занятия выделены основные этапы работы с учащимися:
- приветствие;
- разминка;
- рефлексия предыдущего занятия;
- основное содержание занятия;
- рефлексия занятия.
Ведущими формами организации занятий являются психогимнастические и тренинговые упражнения, ролевые игры, дискуссии, релаксация и т. п.
В обучении используются следующие методы: словесные, игровые, метод сравнения, убеждения, анализа, поисковый, репродуктивный, самонаблюдение, метод мозгового штурма и другие.
Для того чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, осуществляется постоянная связь с жизненным опытом учащихся и с их учебной деятельностью. Это служит мотивацией и дает перспективу использования приобретенных навыков в повседневной жизни.
Ожидаемый результат:
- полноценная социально-психологическая адаптация;
- благополучие эмоционально-личностной сферы каждого школьника;
- сформированность навыков конструктивного общения;
- сформированность познавательной мотивации учащихся и активность в учебной деятельности;
- развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий
Формы контроля и оценки знаний учащихся
- диагностика, которая проводится после изучения основных разделов;
- решение проблемных ситуаций, когда учащимся предлагаются индивидуальные карточки с какой-либо проблемной ситуацией и они должны предложить наиболее конструктивное решение;
- сочинения, которые проводятся как в устной форме, когда учащиеся составляют свой психологический автопортрет, описывая свои личностные особенности, так и в письменной, когда учащиеся делают письменный самоанализ;
- диагностические упражнения, которые позволяют определить уровень развития основных познавательных процессов;
- наблюдение, которое проводится целенаправленно во время занятий;
- беседа, которая проводится в конце каждого занятия.
3. Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Курс «Тропинки к самому себе» изучается в первом классе 1 час в неделю (33 учебных недели в год), общий объём учебного времени составляет 33часа в учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания программы курса
внеурочной деятельности
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человекаОсновная цель – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Планируемые результаты изучения курса: личностные, метапредметные, предметные
1 класс
Личностные результаты
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- психологическая культура: ценностное отношение к «внутреннему» миру человека, его интересам, предпочтениям, личностным качествам;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Программа « Тропинки к самому себе» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- терпимость и уважение к интересам, предпочтениям, личностным качествам других людей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- умение слушать;
- умение переживать, сочувствовать другим людям.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты
учащиеся должны знать:
1.Понятия «психология», «доверие», «общение», «жест», «мимика», «настроение», «чувства и их виды», «внимание», «память», «воображение», «мышление»;
2. Правила поведения в школе;
3. Правила вежливого поведения;
4. Правила доброжелательного общения с людьми.
учащиеся должны уметь:
1. Соблюдать правила поведения;
2. Физически раскрепощаться, преодолевать замкнутость, скованность;
3. Пользоваться разными средствами общения;
4. Распознавать эмоциональные состояния, чувства свои и других людей;
5. Подчиняться заданным правилам совместной деятельности;
6. Проводить аналитическое наблюдение;
7. Понимать состояние других людей;
8. Строить конструктивные взаимоотношения;
- выполнять учебные действия;
9. Осуществлять мыслительные операции.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Результаты первого года обучения
Обучающиеся узнают:
– такие понятия как «психология», «доверие», «общение», «жест», «мимика», «настроение», «чувства и их виды», «внимание», «память», «воображение», «мышление»;
– правила поведения в школе;
– правила вежливого поведения;
– правила доброжелательного общения с людьми.
Обучающиеся умеют:
– соблюдать правила поведения;
– физически раскрепощаться, преодолевать замкнутость, скованность;
– пользоваться разными средствами общения;
– распознавать эмоциональные состояния, чувства свои и других людей;
– подчиняться заданным правилам совместной деятельности;
– проводить аналитическое наблюдение;
– понимать состояние других людей;
– строить конструктивные взаимоотношения;
– выполнять учебные действия;
– осуществлять мыслительные операции.
Содержание программы
1 класс
Введение (1 ч). Знакомство учащихся с предметом «психология», с содержанием первого года обучения. Знакомство с требованиями, предъявляемыми педагогом к учащимся, с детьми. Правила работы в группе.
Практическая часть. Проведение тренинга на знакомство «Паутинка».
Раздел 1. Тропинка доверия (6 ч).
Тема 1.1. Познакомимся поближе (2 ч). Знакомство детей друг с другом, с их интересами, предпочтениями, личностными качествами.
Практическая часть. Выполнение упражнений на знакомство детей друг с другом «Прошепчи имя», «Имя и движение», «Прохлопай имя», «Ласковое имя», «Вот я какой!», «Люблю-не люблю», «Ветер дует на», «Рубка дров», «Филин и пташки».
Тема 1.2.Я доверяю тебе (3 ч). Работа в группе. Правила работы в группе. Доверительные отношения в группе. Эмоциональное напряжение у детей.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие доверительных отношений в группе «Поводыри», «Щепки на реке». Выполнение упражнений на снятие эмоционального напряжения у детей «Танцы с закрытыми глазами», «Змейка» и т. д.
Тема 1.3. Диагностика адаптации и мотивации к занятиям (1 ч).
Практическая часть. Рисование на тему: «Что мне нравится в Школе эстетического воспитания». Получение обратной связи через модифицированную методику «Экскурсия».
Раздел 2. Тропинка самопознания (5 ч).
Тема 2.1. Я и моё тело (1 ч). Основные отношения «восприятие-движение».
Практическая часть. Выполнение упражнений, направленных на преодоление замкнутости, пассивности, скованности, на двигательное раскрепощение через инсценировки, танцевальные упражнения. Выполнение упражнений на дыхание, на снятие мышечного напряжения: «Самолет и бабочка», «Ива и кактус», «Свеча». Разыгрывание этюдов.
Тема 2.2. Я и мой язык (2 ч).
Представление о процессе общения и его значимости в жизни каждого ребёнка. Язык жестов. Мимика, пантомимика. Другие средства общения.
Практическая часть. Выполнение упражнений, направленных на развитие языка жестов, мимики и пантомимики. Выполнение упражнений на понимание: «Пишем письмо маме», «Глухой телефон», «Добавь жест», «Пойми меня», «Вежливые слова» и т. д.
Тема 2.3. Я и мое настроение (2 ч). Знакомство с эмоциями человека посредством сюжетных картинок и схематическое изображение настроений. Осознание своих эмоций на основе имеющегося опыта. Беседа о роли жестов и голоса в проявлении настроения.
Практическая часть. Выполнение упражнений на распознание эмоциональных реакций других людей по пантомимике и интонациям голоса: «Найди пиктограмму», «Узнай настроение», «Море волнуется».
Выполнение упражнений на развитие умения выражать свои эмоции, настроение художественными приемами: «Нарисуй настроение», «Танцы настроения», «Музыка настроения».
Раздел 3. Тропинка познания (12 ч).
Тема 3.1. Учимся быть внимательными (2 ч). Знакомство с понятием «внимание». Виды внимания. Роль внимания в жизни человека. Анализ причин невнимательности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие внимания: «Карлики и великаны», «Камень, солнышко, заборчик», «Камень, ножницы, бумага», «Что изменилось?», «Узнай предмет», «Запомни звуки», «Испорченный телефон», «Найди предмет» и т. д.
Тема 3.2. Тайны нашей памяти (2 ч). Знакомство с понятием «память». Виды памяти. Роль памяти в жизни человека. Знакомство с приемами запоминания.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие памяти: «Запомни и назови», «Снежный ком», «Что изменилось?», «Расскажи что запомнил» и т. д.
Тема 3.3. Страна «Вообразилия» (2 ч). Знакомство с понятием «воображение». Роль воображения в жизни человека.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие воображения: «Клякса», «Сочини сказку», «Нарисуй несуществующее животное», «Дорисуй», «Превращения».
Тема 3.4. Мыслим и говорим (2 ч). Представление о мыслительной деятельности, ее значении в жизни человека.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие умений правильно выражать свои мысли «Рассказ по картинке», «Объяснялка», «Правда и ложь», «Почему так?» и т. д.
Тема 3.5. Развиваем мышление (2 ч). Знакомство с понятием «мышление». Виды мышления. Роль мышления в жизни человека.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие мышления: «Сравни», «Что бывает таким», «Назови свойства предмета», «Веселые задачи», «Слова на букву»,
« Противоположное» и т. д.
Тема 3.6. Диагностика познавательных процессов (2 ч).
Практическая часть. Выполнение диагностических упражнений: «Исключение лишнего», «Узнавание фигур», «Корректурная проба», «Логическая память», «Запомни и назови», «Объем памяти», «Неоконченный рисунок», «Рисунки-символы».
Раздел 4. Тропинка доброжелательного общения (8 ч).
Тема 4.1. Я и моя школа (1ч). Правила поведения в школе. Об уважительном и доброжелательном отношении к одноклассникам и педагогам.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие доброжелательных отношений: «Расскажи о своем друге», «Портрет друга», «Пожелание по кругу», «Вежливая ромашка».
Тема 4.2. Диагностика отношений к педагогам (1 ч). Соотнесение педагогов с чувствами, которые они вызывают у учащихся через игровую форму.
Практическая часть. Рисование на тему «Я и моя школа», заполнение анкеты «Отношение к педагогам».
Тема 4.3. Я и моя семья (1 ч). Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание ребенком себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи.
Практическая часть. Выполнение игровых упражнений на выражение благодарности родителям: «В моей семье», «Если бы ты был волшебником», «Слова благодарности».
Тема 4.4. Диагностика эмоционального благополучия ребенка в семье (1 ч).
Практическая часть. Рисование на тему: «Моя семья»; проведение беседы с каждым ребенком.
Тема 4.5. Правила вежливого поведения (1 ч). О правилах вежливого поведения. Решение этических задач на основе имеющегося опыта.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие навыков вежливого поведения «Вежливая ромашка», «Как поступить».
Тема 4.6. Эти разные люди (1 ч). Индивидуальные особенности людей, понимание их. Внимательное, доброжелательное отношение людей друг к другу.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие коммуникативных навыков «Поменяйтесь местами», «Вопросы», «Люблю- не люблю», «Любимые вещи», «Спина к спине».
Тема 4.7. Учимся понимать друг друга (1 ч). Интонирование речи. Мимические выражения. Пантомимика. Развитие внимания, сочувствия, внимательности к окружающим людям.
Практическая часть. Выполнение игр и упражнений на развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других: «Угадай настроение», «Список чувств», «Волшебные очки», «Правда и ложь».
Тема 4.8. Учимся дружить (1 ч). Доброжелательное отношение друг к другу. Умение учитывать интересы других в совместной деятельности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие коммуникативных навыков «Объятия», «Приятные слова», разыгрывание проблемных ситуаций.
Заключительное занятие ( 1 ч).
Практическая часть. Игра-путешествие «Тропинки к самому себе».образные формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Тематическое планирование.
1 класс
№ раздела,
темы
Наименование раздела и темы
Количество часов
всего
теоретических
практических
контроль
Введение.
1
1
-
1.
Тропинка доверия.
6
1
5
2.
Тропинка самопознания.
5
2
3
3.
Тропинка познания.
12
4
8
4.
Тропинка доброжелательного общения.
8
2
6
5.
Заключительное занятие.
1
-
1
Итого
33
10
23
Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности обучающихся.
1 класс
Наименование раздела
Основные виды деятельности обучающихся
1. Тропинка доверия
Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками.
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха, гнева.
Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах.
2. Тропинка самопознания
Учиться контролировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников.
Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их.
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения.
3. Тропинка познания
Уметь оценивать свой результат с помощью учителя.
Учиться находить положительные качества у себя и у других людей.
Учиться договариваться и уважать разные мнения.
4. Тропинка доброжелательного общения
Извлекать с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.
Учиться договариваться и приходить к общему решению.
Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
Учиться работать в парах.
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела, темы
Коли-чество часов
Дата проведения
1а
1б
1в
1г
1 группа
2 группа
1группа
2 группа
Введение
1
1.Тропинка доверия
6
Познакомимся поближе
1
Упражнения на знакомство детей друг с другом
1
Я доверяю тебе Доверительные отношения в группе.
1
Эмоциональное напряжение у детей.
1
Работа в группе. Правила работы в группе.
1
Диагностика адаптации и мотивации к занятиям
1
2. Тропинка самопознания
4
Я и мое тело
1
Я и мой язык
1
Я и мое настроение
1
Беседа о роли жестов и голоса в проявлении настроения.
1
3. Тропинка познания
11
Учимся быть внимательными.
1
Роль внимания в жизни человека. Причины невнимательности.
1
Тайны нашей памяти
1
Знакомство с приемами запоминания
1
Страна «Вообразилия»
1
«Нарисуй несуществующее животное»
1
Мыслим и говорим
1
Развитие умений правильно выражать свои мысли
1
Развиваем мышление
1
Упражнения на развитие мышления
1
Диагностика познавательных процессов. Выполнение диагностических упражнений
1
1
4. Тропинка доброжелательного общения
10
Я и моя школа
1
Диагностика отношений к педагогам
1
Я и моя семья
1
Диагностика эмоционального благополучия ребенка в семье
1
Правила вежливого поведения
1
Эти разные люди
1
Учимся понимать друг друга
1
Учимся дружить
1
5. Заключительное занятие. Игра-путешествие «Тропинки к самому себе».
1
Итого
33
Описание материально-технического обеспечения
Список литературы для учителя
1. Белобрыкина, О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 247 с.
2. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 232 с.
3. Князева, Т. Н. Я учусь учиться: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т. Н. Князева. – М.: АРКТИ, 2004. – 305 с.
4. Кореневская, В. А. Всем ли комфортно в школе? Формирование психологического пространства в школе: методическое пособие / В. А. Кореневская. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1999. – 69 с.
5. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 243 с.
6. Немов, Р. С. Психология: в 3 книгах / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
7. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2002. – 548 с.
8. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога (в 2-х книгах) /Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. Издат. Центр «ВЛАДОС», 1998.
9. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками/Р. Смид. – М.: Генезис, 1999. – 193 с.
10. Уроки общения для младших подростков: программа // Школьный психолог. – 2001. – № 3.
11. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова. – М.: АСТ, 2000. –376 с.
12. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать: в 4 книгах / К. Фопель. – М.: ЦСПА «Генезис», 1999.
13. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 502 с.
Электронные ресурсы:
Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Психея», режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке, режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
«Популярная психология», режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» , режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Брестское городское общественное объединение профессиональных психологов, режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Список литературы для обучающихся
1. Иванова, Э. И. Расскажи мне сказку / Э. И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 442 с.
2. Маршак, С. Стихи и сказки / С. Маршак. – М.: Планета детства, 2001. – 200 с.
3. Михалков, С. Веселый день / С. Михалков. – М.: Детская литература, 1984.– 183с.
4. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова. – М.: АСТ, 2000. –376 с.
5. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1988. – 573 с.
13PAGE \* MERGEFORMAT141115
15