Выступление Использование воспитательных технологий в работе классного руководителя


Министерство образования и науки Российской Федерации
ГКОУ «Кашинская школа-интернат»

Выступление на МО классных руководителей
«Использование воспитательных технологий в работе классного руководителя»



Классный руководитель: Пелевина Л.Н.
2017 год г.Кашин
 Классному руководителю необходимо знать и уметь владеть современными технологиями воспитания.
Внеклассная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.
В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии:
- технология проектного обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- технология здоровьесберегающая;
- технология учебной деловой игры;
- технология развития критического мышления;
- технология КТД И.П. Иванова;
- технология проведения учебных дискуссий;
- Тьюторство – технология педагогической поддержки;
- технология создания ситуации успеха;
- шоу-технологии;
- ситуативные технологии
Что же такое воспитательная технология?
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленных воспитательных целей. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Став классным руководителемя задалась вопросами:
Как поддержать интерес учащихся к классным часам?
В какой форме их проводить?
Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.
Я начала с применения самой простой технологии –здоровьесберегающей, которая просто необходима для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его.
Здоровьесберегающие технологии
это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога нанести ущерб здоровью учащихся;
создание благоприятного психологического климата на уроке и во внеурочной деятельности детей;
охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – одно из главных направлений моей работы как классного руководителя. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Работая над мотивацией по ведению здорового образа жизни, проводила информационные классные часы, целью которых является пропаганда здорового образа жизни, такие как «Соблюдение режима дня», «Как вырасти здоровым», «Здоровый образ жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Как провести каникулы с пользой для здоровья», «Вредные привычки», «Правила дорожные знать каждому положено».
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников. В своем классном коллективе я стараюсь создавать доброжелательную обстановку, учу детей спокойно вести беседу, внимательно отношусь к каждому высказыванию.Моя позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор помогает мне раскрыть способности каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Использовать технологию КТД (коллективные творческие дела) И.П. Иванова мне помогают воспитатели.
Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»
Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
 Законы КТД:
коллективное творчество;
единое дело и добровольное участие в нём;
свобода выбора форм деятельности;
содружество взрослых и детей;
Пример: (совместное изготовление материалов в рамках месячников: математической стенгазеты, книжки со стихами о животных, изготовление елочной игрушки, цветов для выставки, участие в спортивных соревнованиях, участие в выставках рисунков).
При проведении классных часов использую игровые технологии. Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет обучающемуся быть лично причастным к функционированиюизучаемой системы, дает возможность «прожить» некоторое время в«реальных» жизненных условиях.
Игровой технологии помогают при проведении классных часов:-повысить интерес к изучаемой теме;-развивать познавательную активность обучающихся;- участники игры приобретают навыки принятия ответственныхрешений в сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;-повышается самооценка участников игры, так как у них появляетсявозможность от слов перейти к конкретному делу.
Моё внимание привлекла технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставлю личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития. При проведении такого классного часа происходит обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное усвоение информации, развитие творческих способностей.
Классный час строю так, чтобы ребенок был поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа-самооценки. Таким образом, классный час носит не назидательный характер, а является личностно-значимым для каждого ученика, а значит, и более результативным.
В работе классного руководителя часто возникают сложности, связанные с непредвиденными в ходе планирования ситуациями, которые требуют незамедлительного решения. В этом случае использую ситуативные технологии. 
Это групповая проблемная работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Такие классные часы разрабатываю и применяю в связи с определёнными обстоятельствами. Особенно такая необходимость возникала в 5 классе, когда став классным руководителем, я видела, что один из обучающихся манипулирует всеми детьми. Я поводила такие классные часы как «Наш класс. Законы жизни», «Умей жить в коллективе», «О дружбе»
Например, ситуативный классный час может возникнуть спонтанно после произошедшего ЧП или проведённого мероприятия.
Выстраиваю “ситуацию анализа очередной ссоры”:
-задаю участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
-даю “пострадавшей стороне” понять, что я понимаю его ситуацию;
-далее вывожу поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
- обсуждаем с детьми пути решения произошедшего.
Ситуационный классный час строю и на специально подобранных ситуациях, где дети должны оценить ситуацию, подумать, как бы они поступили в данной ситуации.
На классных часах я часто применяю тренинги общения, имеющие цель создание у ребят опыта общения, взаимопонимания, опыта поведения в проблемных ситуациях.
В этом году провожу тренинги на развитие коммуникативных навыков общения. Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
отработать навыки убеждения
отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
развить умение находить подход к людям
обучить эффективным способам общения
Примеры упражнений
Упражнение «Ласковое имя»
Дети встают в круг и, передавая игрушку, называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша и тд.
Игра «Ах, какой я молодец!»
Дети движутся по кругу. Педагог называет любые числа. Когда прозвучит число «пять», дети останавливаются, хлопают в ладоши и произносят: «Ах, какой я молодец!» и тд.
Упражнение “Мне так не нравится, когда..Цель: осознание собственного опыта, диагностика проблемных ситуаций, получение поддержки от окружающих. Предлагаю детям найти как можно больше вариантов продолжения предложения:
Мне так не нравится, когда…
Я сержусь, если…
Я просто вне себя, когда…
Я не могу стерпеть…
Затем участники озвучивают свои ответы.
Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
В своей работе использую дискуссии - обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их разрешения.
Дебаты- интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.
Диспут (научная полемика) – форма сотрудничества, используемая для изучения двух точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины.
Технология «коллаж»
Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Это групповая работа. Использовала как часть классного часа по темам : «О дружбе», «Милосердие»
Технологию педагогической поддержки использую потому,что воспитательное взаимодействие между мной как педагогом и ребенком строю на основе гуманистических принципов, придерживаясь следующих правил:
1. Всегда принимаю ребенка таким, какой он есть.
2. Не унижаю достоинства своей личности и личности ребенка.
3. Не сравниваю никого ни с кем, сравниваю только результаты действий.
4. Стараюсь доверять детям и проверять незаметно.
5. Признаюправо на ошибку, и вместе ищем пути выхода.
6. Умею признать свою ошибку.
7. Ученика класса знают, что я встану на их защиту, и не дам их в обиду, поэтому доверяют мне.
Стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий.
Эта технология позволяет при организации классных часов пробудить интерес к теме, актуальному вопросу или проблеме. Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций.
Презентации, которые сочетают в себе текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся.
        Я вижу целый ряд преимуществ презентаций:
- сочетание разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
- возможность использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала
- возможность управления вниманием учащихся
- возможность использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
- активизация внимания всего класса; поддержание познавательного интереса обучающихся, а также эффективность восприятия и запоминания материала;
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД. Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы в классе. Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
Итак, я считаю, что использование различных технологий в воспитательной работе даёт результаты:
учащиеся класса воспринимают классный час как обязательный час общения;
добровольное участие ребят в КТД;
создаётся копилка классных часов по технологиям;
В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает мне возможность грамотно организовывать воспитательную работу с обучающимися.