Конспект урока на тему Открытие и изобретение древних людей
3.
Тема: Открытия и изобретения древних людей.
Цели:
Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей.
Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.
Ход урока:
I. Актуализация опорных знаний.
На прошлом уроке вы писали самостоятельную работу. Чтобы впредь ошибки не повторялись некоторые из них разберем.
5 а, 5 б:
Кто-то вырвал листок из тетради и еще вдобавок вырвал ту страницу на которой делали записи урока. Так делать нельзя.
Кто то написал что история это жизнь и деятельность людей. Но, то что это произошло в прошлом забыли написать. Это очень грубая ошибка ведь без этого одного слова теряется весь смысл. А кто то написал что история произошла в древности. Это тоже считается ошибкой т.к. История изучает не только древность, но и средние века и новую историю. Изучает 20 век который был не так давно и к древности его отнести никак нельзя.
Многие правильно привели примеры письменных и вещественных источников. С этим проблем не возникло.
Некоторые не смогли описать линию времени и период древнего мира. Линия времени состоит из несколько периодов: Древний мир, средние века, новая и новейшая история. А древний мир это период начала человечества, который по времени проходил намного дольше чем остальные периоды в истории.
Давайте еще раз вспомним что такое археология и кто такие археологи.
Археологи это ученые которые производят раскопки, находят останки строений, обломки посуды и т.д. Археология это наука которая изучает жизнь людей в древности по вещественным и письменным источникам.
Геродот написал свой труд под названием «История»
Проверка домашнего задания:
1) Кто то из учеников выйдет к доске и расскажет нам поэтапно происхождение человека.
2) Устный ответ
Дома вы самостоятельно прочитали как человек овладел огнем.
Как люди научились добывать огонь? ( от пожара в природе)
Как они его сохраняли? ( защищали от ветра, переносили в другое место, поддерживали огонь подкладывая дрова)
Почему потеря огня считалась несчастьем? (Добывать огонь люди сами пока не умели, а без огня человек мог и замерзнуть)
Давайте так же вспомним основные виды деятельности человека в древности. Что такое собирательство и охота?
Собирательство – собирание даров природы ( коренья, плоды) т.е. сами не выращивали
Охота – добывание пищи, одежды путем убийства животных
II. Изучение новой темы.
1. Человек осваивает планету.
Все останки австралопитека и человека умелого нашли в Африке. Человек прямоходящий освоил Азию и часть Европы. А заселить большую часть мира смог только человек разумный.
Но что заставило людей осваивать новые земли? Может быть, им было тесно в Африке?
Похоже, что дело не в этом. На огромных пространствах земного шара людей было очень мало, и численность их почти не увеличивалась долгие сотни тысяч лет. Временами она даже уменьшалась. Ведь жизнь людей была очень тяжёлой и полной опасностей. Большинство не доживало даже до 20 лет. Люди умирали от болезней и голода или погибали на охоте. Какие открытия помогли человеку расселиться на Земле? И почему человек не сразу а постепенно осваивал территорию?
( Человек постоянно развивался, усложнялась его деятельность, мозг развивался, освоил огонь – это позволило ему искать территорию более пригодную для жизни) Когда 40 тысяч лет назад люди стали такими же, как в наше время (человек разумный), охота и собирательство по-прежнему оставались основными способами добывания пищи. Оба они были ненадёжными. Собирательство зависело от природных условий. Охота не всегда была удачной. А когда добыча ускользала из рук, наступал голод.
Но как вы думаете что было важнее собирательство или охота?
2. Значение охоты в жизни людей. Охота стала для древних людей более важным занятием, чем собирательство. Она давала людям питательную, мясную, пищу. Успех на охоте во многом зависел от самих людей, ведь охотники могли совершенствовать приёмы охоты и своё оружие. Как вы думаете на кого охотились больше на мелких животных или на крупны? ( крупное животное могло накормить всех)
Победить большого зверя удавалось только общими усилиями охотников, поэтому первобытные люди охотились не в одиночку, а коллективно. Люди гнали зверя или целое стадо животных к обрыву или к ловушке, а потом добивали камнями и копьями. Помогал и огонь можно было поджечь траву и, напугав животных, погнать их в нужную сторону. Охота сплачивала и организовывала людей. Каждый знал своё место на охоте. Молодые охотники учились у старших. Охота побуждала людей изобретать новые орудия труда. Охота стала самым важным занятием древнейших людей.
З. Орудия каменного века.
Итак палкой или дубинкой крупного зверя не убить , для этого человек изобретает копье с наконечником Просто острым камнем не удобно разделывать тушу убитого животного. Изобрели каменные ножи и скребла. Получались шкуры чтобы из них сшить одежду надо шилья и иглы. Для ловли рыбы изобрели гарпун
Из какого материала изготавливал орудия труда? ( камень)
Поэтому этот период развития человека назвали каменным веком.
К сожалению или к счастью климат на земле менялся. Вымирали многих животны, умирало большое количество людей. Но это так же их подталкивало развиваться и приспосабливаться к природным условиям.
Ученики читают учебник на стр 19-21 и заполняют таблицу.
Великое оледенение
Потепление ( таяние ледника)
В какое время произошло (дата)
Около 100 тысяч лет назад
13 тысяч лет назад
Новые изобретения
Огонь
Он научился охотиться на очень крупных животных
Постройка жилища
Шили теплую одежду
Охотились небольшими группами или в одиночку.
Новое оружие ( лук стрелы топор)
Изобрели плод и лодку
Животный мир
Не боявшиеся холода животные: северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный медведь, мамонт
быстро бегающие животные
III. Закрепление изученного.
1. Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли (например, саблезубый тигр). Что помогло человеку выжить? 2. В чём состояли трудности охоты на мамонтов? 3. Почему лук и стрелы человек придумал после таяния ледника? Как изменилась жизнь людей с изобретением лука и стрел? 4. Почему раннюю историю человечества называв каменным веком?
IV. Домашнее задание
П. 2. Записи в тетради учить. По желанию описать рассказ охоты на мамонта.