Урок по литературе на тему Проблема смысла жизни и назначения человека (8 класс)
Урок литературы 8 класс
Тема: Проблема смысла жизни и назначения человека
Цель: 1. Продолжить анализ рассказа и вывести его осмысление на концептуальный уровень;
2. Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие коммуникативных способностей в процессе работы в малых группах, развитие речи.
Литературоведческая концепция.
Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни.
Действительность в изображении писателя отнюдь не безоблачна, она несёт человеку порой мучительные испытания. Необходима сила духа, чтобы выстоять и остаться человеком. Несмотря на все превратности судьбы, Ян Залуский верит в счастливое предназначение человека.
«Вера в реальность и осуществимость счастья для каждого окрыляя читателя, будила в нём стремление к значимому, звала к деянию. Ян Залуским упорным трудом смог развить свой ум, стать человеком «очень просвещённым», здоровый же человек тем более может достичь многого. Нужны лишь труд и воля», - И.Каплан.
Писатель был убеждён, что условия жизни людей должны совершенствоваться. Таковы, по его мнению, неизменные правила истории. «Общий закон жизни, - писал он, - есть стремление к счастью и всё более широкое его осуществление».
Ход урока. Приёмы.
Углубление анализа.
Проблемный вопрос:
Всегда ли «человек создан для счастья»?
Литературный монтаж (делает учитель)
- «Для чего, собственно, создан человек, об этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано».
- «Вдобавок мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни»
- «Таковы были обстоятельства, предшествовавшие той минуте, нашему юному вниманию предложен был афоризм о назначении жизни о том, для чего, в сущности создан человек»
- «Человек создан для счастья, как птица для полёта»
- «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»
- «Создан для счастья. Да, создан для счастья, как птица для полёта»
Беседа:
Почему феномен называет свой афоризм парадоксом?
В чём парадокс изречения Яна Залуского?
Работа в группах. (Задания дифференцированного характера)
Первый уровень.
Что лежит в основе сюжета данного рассказа?
Охарактеризуйте главного героя рассказа.
Почему рассказ В.Г. Короленко является очерком?
Второй уровень.
Почему рассказ называется «Парадоксом»?
Почему вместе с удивлением и неловкостью мальчики испытывали чувство страха?
Как вы думаете, каковы сокровенные стремления детей и взрослых?
Третий уровень.
Почему афоризм посвящён именно детям?
В чём смысл жизни и назначения человека?
Какова авторская позиция автора?
Концептуальное осмысление рассказа.
Задание на выбор:
Опишите словами воображаемую обложку книги.
Создайте карандашный набросок обложки.
Создайте модель мира в восприятии феномена: какие компоненты были бы основными в этой модели и почему?
Создайте модель мира в восприятии мальчиков: какие компоненты были бы основными в этой модели и почему?
Создайте модель мира в восприятии автора: какие компоненты были бы основными в этой модели и почему?
Придумайте сравнение рассказа с любым уже изученным произведением. Обоснуйте свой выбор.
Рефлексия.
В чём проблема смысла жизни и назначения человека?
Домашнее задание на выбор:
Создайте портрет души любого героя рассказа.
Напишите отзыв по рассказу.
Составьте кроссворд по рассказу.
15