Разработка доклада на МО воспитателей Использование современных воспитательных технологий в условиях школы-интерната
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1
(ГБОУ РК «ССШИ № 1»)
Тема доклада: Использование современных воспитательных технологий в условиях школы-интерната.
Подготовила: Воспитатель 2-Б
Симакова В.И.
Симферополь 2015
Технология - определенная последовательность процедур для достижения тех или иных целей.
Воспитательная технология - это научно- обоснованное взаимодействие воспитателя c детьми, производимое в целях максимального развития личности ребенка как субъекта окружающей действительности.
Сегодня мы обсудим следующие воспитательные технологии:
Игровые технологии
Технология критического мышления
Педагогика успеха
Технологии рефлексивного воспитания
Технология изучения эффективности воспитательного процесса
Технология воспитания этической культуры
Диалоговые технологии
Педагогика творчества
Технология саморазвития
Игровые технологии
Цель: Воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Сущность: Социальное развитие ребенка путем исполнения различных социальных ролей в ходе реализации функций игры: познавательной, развивающей, формирования нравственных оценок, социального закаливания, проектирования собственной деятельности.
Методы и средства: Использование игры как метода диагностирования, коррекции, развития нравственных качеств, развития фантазии, креативности мышления, творчества, как средство создания ситуации успеха.
Практические действия: Практическое вовлечение воспитанника в различные виды игровой деятельности: спортивной, интеллектуальной, развивающей, развлекательной. Применение игр - тренингов, игр - упражнений, игр – тренировок, игр логических, ролевых, стратегических, экономических исторических, приключенческих, деловых и пр.
Итог: Воспитанник умеющий управлять собственным поведением в различных жизненных ситуациях, развитой коммуникацией, умеющий планировать свою жизнь и логически мыслить.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Цель: Формирование самостоятельного мышления. Развитие мыслительных навыков, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) формирование «человека, думающего».
Сущность: создать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, критические позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе.
Методы и средства: систематизация материала (кластеры, таблицы, логические цепочкипредположения по опорным словам, методы активного восприятия нового (дневники, путевые журналы, маркировки ит.д.), стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»).
Цель: Формирование самостоятельного мышления. Развитие мыслительных навыков, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) формирование «человека думающего».
Практические действия: реализация мотивационной функции (вызов) - (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме); реализация информационной функции – (осмысление) - (получение новой информации по теме, классификация полученной информации по категориям знаний); реализация коммуникационной функции – (рефлексия) - (обмен мнениями о новой информации, побуждение к дальнейшему расширению информационного поля, соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Результат: это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ВОСПИТАНИЯ
Цель: формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе общественных норм.
Сушность: С помощью рефлексий достигается соотношение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями другого человека, группы людей, общества в целом( общечеловеческими ценностями).
Методы и средства: Диалог педагога с внутренним «я» ученика, воспитанника. Диалог ученика, воспитанника со своим внутренним «я». Диалог педагога со своим внутренним «я».
Практические действия: Выявление ощущений как процесс перевода бессознательного в сферу сознания, который достигается путем сосредоточивания, концентрации внимания человека на себе, на своем внутреннем состоянии. Анализ ощущений. Представляет собой процесс поиска причин возникновения выявленных ощущений путем отслеживания собственных действий в течение определенного времени. Использование и создание ситуаций, требующих нравственного выбора ребенка. Индивидуальное консультирование и поддержка процесса развития рефлексии у ребенка.
Результат: Установление обратной связи. Выявление уровня понимания информации «здесь и сейчас». Ценностное отношение к информации. Развитию личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности. Создание здоровье сберегающей среды.
ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель: овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога.
Сушность: в ходе диалога формируется речевая культура, подразумевающая культуру общения; навыки публичного выступления и обсуждения проблем, включающие умение слушать и понимать собеседника, анализировать разные точки зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения, вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.
Методы и средства: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др.
Практические действия
1 этап: ВВОДНЫЙ (ЗАВЯЗКА, выявляющая проблему) Создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование интереса к проблеме
2 этап: ОСНОВНОЙ (Диалог в разных модификациях )
3 этап: ИТОГОВЫЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (КОНСОЛИДАЦИЯ и РЕФЛЕКСИЯ).
Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения.
Результат: В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. а также воспитание молодых людей с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию.
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Цель: Показ приоритета духовности и культуры в ценностных ориентациях школьника.
Сущность: Актуализация нравственного потенциала, для формирования чувства собственного достоинства, ответственности, гуманизма ( ядра личности).
Методы и средства: Методика этического диалога, учебная и внеурочная деятельность, создание ситуаций нравственного выбора.
Практические действия: Организация внеурочной деятельности этической направленности; Практическая деятельность по реализации нравственного потенциала ( волонтеры, группы доброты и милосердия, шефская помощь, акции доброты и пр.).
Результат: Нравственное становление личности школьника
ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА
Цель: Воспитание творческой личности
Сущность: Перевод ребенка на субъектные позиции для предъявления и развития индивидуальных способностей, заключающихся в осознании личных целей, искусства достижения внутренней гармонии и уравновешенности, развитии чувства реальности, самостоятельности, открытости, сочувствия, умения жить без конфликтов, развитие сильных сторон характера.
Методы и средства: Через создание творческих ситуаций (игровых, соревновательных, ситуаций заботы, исследовательских и пр.) Через средства искусства, различные предметы и явления окружающего мира, общечеловеческие нормы и ценности, правила окружающей действительности.
Практические действия : непосредственное участие в работе кружков , клубов , секций, занятия в школе искусств, соревнованиях, погружение в творческую деятельность на многообразных площадках, где можно проявить свои способности и таланты: участие в КВН, смотрах талантов, конкурсах и т.д.
Результат: Воспитанник обладающий креативностью мышления, т.е. cамостоятельностью, конструктивностью, активностью, продуктивностью, гибкостью, оригинальностью, богатством идей (фантазией), готовностью к эксперименту, способностью мыслить проблемно, умением принимать решения, не бояться ошибок, способностью идти на риск.
ПЕДАГОГИКА УСПЕХА
Цель: Создание условий для полноценного развития школьника за счет удовлетворения его потребностей в самореализации и уважении.
Сущность : Восхождение по лестнице достижений, обусловленной гуманистическими принципами, при наличии постоянной системы стимулирования и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех .
Методы и средства: Создание ситуаций успеха в учебной и внеучебной деятельности как средства духовного единения коллективов, учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Практические действия: Годовой круг творческих дел, праздников, традиций, все виды школьной деятельности: трудовой, общественной, учебной, спортивной, художественной и т.д.
Результат: Воспитанник, обладающий креативностью мышления, понимающий свои жизненные потребности, умеющий их реализовать, преодолевать трудности и решать проблемы соответственно нравственным и социальным нормам общества, верящий в свои силы и возможности.
ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Цель: Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности школьника
Сущность: Перевод ребенка с природными потребностями саморазвития (познания, самоутверждения, самовыражения, безопасности) на уровень готовности к самостоятельной жизни, т.е. вывод личности ребенка в режим саморазвития
Методы и средства: Дифференциация по интересам, личностный подход, индивидуальные программы, диалог, игровые методики, развивающие технологии, исследовательские методы, педагогика сотрудничества и т.д.
Практические действия: Объединения по интересам, внеурочная творческая, художественная, техническая, общественная деятельность, участие в работе органов самоуправления, профессиональные пробы, психотренинги, профильные занятия: мастерских различного профиля, ведение здорового образа жизни и т.д
Результат: Воспитанник, как активный, инициативный, самостоятельный законопослушный гражданин, будущий заботливый семьянин, просвещенный культурный человек, способный к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Вывод: Владение воспитательными технологиями – одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога.
15