Тематическое родительское собрание «Воспитание у детей чувства уважения к старшему поколению»
Тематическое родительское собрание «Воспитание у детей чувства уважения к старшему поколению»
Цель:
Помощь родителям в воспитании у детей чувства уважения к старшим.
Знакомство родителей с новой педагогической литературой.
Форма проведения:
Лекция с элементами сценической постановки.
Оформление:
На доске - тема собрания, два плаката: « Не стреляй в свое прошлое из пистолета - будущее выстрелит в тебя из пушки» (народная мудрость). «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами также, как вы обходитесь со своими родителями» ( греческий философ Фалес IV век до н.э.)
Выставка книг, журналов.
«Воспитание у детей чувства уважения к старшему поколению».
Уважение к людям - одна из важнейших нравственных черт человека. По существу она определяет все остальные моральные свойства личности и является стержнем ее нравственного мира. Те, кто уважает окружающих, всегда доброжелательны, гуманны, справедливы. Они видят в людях прежде всего хорошее, то, что достойно одобрения. В народе с большой похвалой отзываются о человеке, который с уважением относиться к людям.
В современном русском языке слово «уважение» означает чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, качеств. Если человек неуважителен, нарушает требования уважительного отношения к людям, то, он обычно, бывает несправедлив, груб, обижает слабого, унижает человеческое достоинство. К сожалению, эти явления наблюдаются и в нашем классе.
В чем же проявляется уважение? В первую очередь оно проявляется в вежливом, деликатном (тактичном), доброжелательном, терпимом отношении к людям.
Деликатность, такт – это очень похожие благородные качества. Чтобы развить их, надо чаще ставить себя на место другого и думать, что неприятно мне, то неприятно и ему, что радует меня. То радует и его.
Тот, кто обладает чувством такта ,глубоко понимает душевное состояние других людей, улавливает настроение собеседника и считается с ним. Необходимо быть тактичным по отношению к людям, имеющим какие-либо физические недостатки. Дети часто проявляют к ним бестактность, которая идет скорее не от зла, а от непонимания, что они причиняют боль товарищу.
Идеальных людей не бывает. У каждого человека свой темперамент, свои привычки, увлечения, вкусы, с которыми надо считаться. Каждый человек поступает сообразно своему характеру. Необходимо проявлять терпимость к его манерам, привычкам. Терпимость- это способность входить в положение человека, щадить его самолюбие, намеренно не замечать проявлений им неловкости, оплошности, великодушно прощать невольную ошибку, просчет, вспышку.
Терпимость в отношении к людям – это производное не только от покладистости характера, но и от ума, от понимания жизни.
Давно замечено, что отношения между родителями и детьми часто бывают трудны и драматичны по мере взросления ребенка, чем старше он становится, тем больше жалоб от родителей: ребенок не слушается, не выполняет требования родителей, а сам много требует как в материальном, так и в моральном плане. И в школе замечено, что он груб, неуважителен к учителям, товарищам, значит, где-то совершена ошибка в воспитании.
Сейчас ваши дети в таком возрасте (10-11 лет), когда еще не трудно нам с вами что-то изменить в их характере, подкорректировать, воспитать в них необходимые моральные качества уважительного отношения к людям.
Каковы же пути формирования у детей уважения к людям?
Я считаю, что в первую очередь сами взрослые должны быть высоко нравственны. Мы должны контролировать каждое свое слово, которое произносится при детях, мы должны анализировать каждую ситуацию , которая происходит в доме, при детях.
Воспитывая в себе уважительное отношение к людям, мы его воспитываем и в детях. Уважая своих родителей, память своих предков (здесь нравственный стержень), мы готовим почву для себя, для своей неодинокой, незабытой старости.
Сценка.
Бабка: Вставай, батюшка мой, в школу пора! Борька: (сонным голосом) Зачем? Бабка: В школу зачем? Темный человек глух и нем – вот зачем! Борька: Иди ты, бабка…Мама! Чего она тут гудит над ухом. Как шмель?
Бабка: Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.
Отец: Боря, вставай! А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.
Мать: Старый человек…Куда же ей деться?
(бабка натягивает на Борьку носки, сапоги, куртку)
Отец: А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!
Бабка: Да вон они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязные были, я их обмыла и поставила.
(все собираются уходить)
Мать: По экономнее, мама, с продуктами. Петя и так сердится, у него ведь четыре рта на шее.
Бабка: Чей род- того и рот. (вздыхает)
Мать: Да я не о вас говорю! Вообще расходы большие…
( Все уходят, бабка садится, начинает вязать. Из школы приходит Борька с товарищем).Товарищ: Здравствуйте, бабушка!
Борька: Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка: Обидеть - это ударить, приласкать – надо слова искать.
Товарищ: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
Борька: Как это – главная?
Товарищ: Ну старенькая…всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.
Борька: Не взгреет! Он сам с ней не здоровается.
Товарищ: Чудно! Теперь старших не уважают. Вот у одних в нашем доме старику плохо жилось, так ему теперь его же дети и платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!
Борька: Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.
Товарищ: Ладно, мне пора. Я сегодня обещал бабушке помочь окна оклеить.
Борька: Бабка, иди сюда!
Бабка: Иду, иду!
Борька: Вот попрощайся с моей бабушкой.
(входят родители)
Борька: Наша бабушка лучше всех, а живет хуже всех- никто о ней не заботится!
Бабка: Жизнь учит. А вам радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьёте, то не вернете. В старину говаривали: трудней всего в жизни – богу молиться, долги платить, да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик.
Стихи: Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки
Мне все приятно в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То рвут, то трут, то метят,
То что-то мастерят.
Так вкусно жарят гренки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Нет рук, проворней, краше-
То тут они, то там.
Весь день снуют и пляшут
По полкам, по столам.
Настанет вечер – тени
Сплетают на стене
И сказки- сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят-
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете,
И нет добрее рук.
А на лице морщинок много,
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Сухомлинский сказал: « Старость не может быть счастьем. Это невежды придумали «счастливая старость». Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество…»
В воспитании детей большое значение имеет духовная связь самого младшего и самого старшего поколений. Если эта связь развивается и крепнет, вы, родители ,можете быть спокойны и не опасаться за своих детей. Сущность этой связи заключается в том, чтобы старшее поколение пробуждало у детей мысль о радости бытия и о долге человека перед человеком. Мудрость и благородная старость умеет так любить детей, что каждое проявление этого чувства пробуждает у детей любовь к старшему, заботу и беспокойство об их здоровье и благополучии.
Задача родителей как раз и заключается в том, чтобы оберегать эту мудрую любовь стариков как очень нежную и хрупкую вещь.
В этих взаимных чувствах закладываются тончайшие корни человечности. Бывает ведь такое: высокое дерево гнется под ураганом, поливается ливнями, засыпается снегами, но знай себе стоит и не падает. Корни его глубоко вошли в землю, крепко держат, силу дают. А другое, со слабыми корнями, чуть ветер поднатужится, ломается и погибает. Не так ли бывает с человеком, у которого нет корней.
«Корни» - это жизнь отцов, дедов и прадедов, это семейные традиции, память о славных делах, гордость за свою фамилию. Что у нас сейчас на стенах? Ковры! А не старые семейные фотографии. Почему? Почему дети мало знают о своих предках? Почему хихикают, смеются у обелиска? Как зовут деда, прадеда, бабушку, прабабушку не все знают.
Наши деды жили, строили, любили, отдавали жизнь за своих внуков, детей, закладывали фундамент сегодняшнего нашего благосостояния. И вот теперь их внуки не знают, какого они роду, племени. Горько? Обидно? Да, но вдобавок и опасно.
А наши бабушки и дедушки заслуживают того, чтобы их уважали. На Руси традиционно были крепки семейные узы, почитание родителей. С детства у младших членов семьи воспитывалось уважение к семейным традициям, родовым преданиям, бережное отношение к семейным реликвиям.
Мы в России находимся в благоприятных условиях в плане воспитания. Наша русская духовность помогает сохранить более теплые, семейные отношения. А здесь в деревне мы находимся еще в более выгодном положении. Мы же здесь все родня! Нам только не надо ставить материальные ценности выше духовных, отмерять родственные отношения по шкале материальных ценностей. Нужно беречь то, что нам досталось от предков.
А ведь с какой легкостью мы расстаемся со старыми вещами, семейными реликвиями. Старье, мусор! Это не модно! Надо заменить! Но что это новое без старого? Без преемственности? Может , мы хотим поскорее забыть о прошлых трудностях? Увести от них детей? Но в таком случае мы подрываем корни, которые держат нас, мы собственными руками расправляемся с семейной гордостью.
Бывает, что иной мальчишка своим безобразным поведением компрометирует, унижает честь своей фамилии, своих уважаемых родителей и не чувствует этого.
Так приходит расплата за пренебрежение к семейным традициям. А в армии дедовщина? Почему сбегают из армии? Почему не могут постоять за себя?
Надо учить детей и подростков быть чуткими и внимательными к пожилым людям. Сердце стариков - оно ведь легко ранимо и уязвимо. Духовная связь детей и подростков с пожилыми людьми как бы обнажает совесть, воспитывает чувствительность к тому, чем живет человек. Этому надо учить- учить делать добро и приобретать тонкое чувство потребности в человеке.
Так как же можно воспитать уважение к старшим??? Совсем необязательно говорить об этом постоянно, хотя говорить иногда надо. Ребенок должен это ВИДЕТЬ воочию.
Он должен видеть, что:
Мать и отец сами с уважением относятся к своим родителям.
Никогда не смеют плохо говорить о бабушке с дедушкой.
Они обязательно навестят своих родителей и помогут им, когда это нужно.
Они не будут ждать постоянно материальной помощи от родителей.
Они подскажут, что бабушке и дедушке нужна помощь и внимание внуков.
Они не забудут памятные даты родителей и принесут вместе с детьми подарки и поздравления.
Они на день рождения дочери или сына в первую очередь пригласят бабушку и дедушку и посадят их на почетное место.
Они никогда не будут дома, при детях неуважительно говорить о других людях.
Они будут заботиться вместе с детьми о могилах своих умерших родственников.
Они будут вместе с детьми чтить память павших у обелиска, говорить о своей фамильной гордости, беречь свои семейные традиции.
Они никогда не будут говорить, что кто-то хуже них, потому что они беднее или другой национальности.
Они обязательно сделают замечание своему ребенку, если он посмел посмеяться над недостатками кого-либо.
Каждый человек достоин уважения! Человек, к которому проявляется уважение, способен поверить в себя, преодолеть любые жизненные трудности.
Не скупитесь на уважительное отношение к людям!