Литературный ринг для учащихся 5-6 классов Путешествие в страну Литературию
Литературный ринг для 5-6 классов
«Путешествие в страну Литературию…»
Цель игры:
Практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса – волнения, дефицита времени.
Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявления эрудиции, умения работать в коллективе, проявления лидерских качеств.
Правила игры:
В игре участвуют 6 команд по 5 человек.
Три боя: первый – три команды; второй – следующие три команды,
третий – команды-победители предыдущих боёв
Ведущий читает вопрос, команды слушают до конца. Время на обдумывание – 1 минута. Команды совещаются, капитан дает сигнал о готовности команды отвечать
Выигрывает команда, которая даст правильный ответ раньше всех, не сделав при этом фальстарта.
Команде не засчитывается балл, если она не дала правильный ответ. Право при этом передается соперникам.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
Ход литературного ринга
Вступительное слово
Ничего на свете лучше нету,
Чем читать журналы и газеты,
С умной книгой каждый день встречаться,
Знаний и умений набираться.
Мы читаем про моря и страны,
Про животных, птиц и великанов.
В сказки тоже нам открыты двери-
Мы пойдём за Машей и Емелей.
Встречу эту все мы долго ждали,
И немало книг мы прочитали.
Соревнования сейчас устроим,
Лень, тоску скуку мы прогоним.
Дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков литературы. На нашем литературном ринге вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из трёх боёв. В каждом бою – три раунда.
В третьем раунде участвуют команды-победители первых боёв.
Визитка
В течение 1 минуты команда придумывает название и выбирает капитана.
Сообщите жюри класс и название команды.
Жеребьёвка
Определяем очередность команд.
Первый бой – первые три цифры, второй – вторая тройка.
Первый бой
На ринг приглашаются команды …
1 раунд «Разминка»
(Блиц-опрос, ответ без подготовки. 1 балл – правильный ответ.)
Этот термин имеет два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». (Фольклор)
Имя автора учебника литературы для 6 класса, по которому вы занимаетесь?
(Полухина Валентина Павловна)
За что Геракл должен был получить бессмертие?
(За 12 подвигов по поручению Эврисфея)
Этот сказочник познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. (Андерсен)
Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. (Миф)
Какая у нее фамилия у няни пушкина Арины Родионовны?
(Матвеева – в девичестве; Яковлева – в замужестве)
2 раунд «Назови персонажа»
(Определить героев литературных произведений. 1 минута на обсуждение ответа.
1 балл – имя героя. 1 балл – произведение)Кто из героев А.Куприна «ходил в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. У него руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»?
(Мерцалов из «Чудесного доктора»)
Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке»?
( Солоха, ведьма, из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)
В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»?
(Соловей из сказки Андерсена «Соловей»)
Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом?
(Старуха из сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так к верху и тянутся. Стукнуло ребяткам 10 лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех детей каждый раз покалачивать да пощипывать»
(«Два Ивана – крестьянских сына»)
В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»?
(Соловей из сказки Андерсена «Соловей»)
3 раунд «Схватка капитанов»
(Капитаны выходят вперёд. Вопрос по очереди задается капитанам. Если один не ответил – вопрос снимается.)Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)
Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима)
Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина ? (Королевич Елисей)
Какое историческое событие произошло, когда одному из военоначальников Александра Невского явились святые Борис и Глеб, согласно «Житию о Борисе и Глебе»? (Ледовое побоище)
Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского?
(«До колен борода»)
Цвет волос спящей царевны? (Черные)
Какой чин получил Иван за поимку жар-птицы из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»? (Стремянной)
Кто помог Якову из сказки В.Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»? (Гусыня Мими)
Герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок? (В карман)
Подведение итогов первого боя. Игра с болельщиками
(Пока жюри подсчитывают результаты первого боя, с болельщиками проводится блиц-игра.)
Назовите фамилию, имя, отчество вашего учителя литературы.
Назовите номер кабинета, в котором у вас проходят уроки литературы.
Продолжи пословицу: «Сказка – ложь, а песня – …» (Правда)
Как называли сказочников в Древней Руси? (Бахарь)
Какому народу принадлежит сказка «Тысяча и одна ночь»? (Арабскому)
Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея?
(11)
Прозвище младшего брата из сказки «Конёк-горбунок»? (Иван-дурак)
Объявление команды-победителя
В первом бою побеждает команда … Молодцы!
Победитель будет сражаться в третьем бою.
Все команды проходят в зал.
Объявляется второй бой. На сцену выходят следующие три команды.
Второй бой
На ринг приглашаются команды …
1 раунд «Разминка»
(Блиц-опрос, ответ без подготовки. 1 балл – правильный ответ.)
Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (Литература)
Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)
Во сколько лет Ершов написал сказку «Конек-горбунок»? (В 19 лет)
Жанр «Руслана и Людмилы» Пушкина? (Поэма)
Как называется произведение Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с нечистой силой? («Ночь перед Рождеством»)
Продолжите строчки: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа, то как зверь, она завоет, то …» (…заплачет, как дитя)
2 раунд «Назови имя писателя»
(Назвать полностью имя писателя. 1 минута на обсуждение ответа.1 балл – фамилия писателя. 1 балл – имя, отчество)Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон?
(Николай Васильевич Гоголь)
Назовите ФИО писателя XIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор – цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание – камер-юнкер, считал своим талисманом - перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику?
(Александр Сергеевич Пушкин)
Назовите автора рисунка «Парус», помещенного в одном из учебников литературы. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
Ему приходилось зарабатывать деньги для семьи переписыванием судебных бумаг. В наследство от отца ему достался сундук с книгами.
(Иван Андреевич Крылов)
Кому принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? (Александр Сергеевич Пушкин)
В детстве любил играть с крестьянскими детьми, хотя отец запрещал бывать с ними. Много лет спустя посвятил крестьянским детям замечательные стихи.
(Николай Алексеевич Некрасов)
3 раунд «Схватка капитанов»
(Капитаны выходят вперёд. Вопрос по очереди задается капитанам. Если один не ответил – вопрос снимается.)Что такое «лукоморье»?(Излучина морского берега)
К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)
Возраст Дины, героини повести Льва Толстого «Кавказский пленник»? (13 лет)
Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? (Тютчев)
Каким эпитетом «наградил» Лермонтов парус? (Одинокий)
Имя матери Тургенева? (Варвара Петровна)
Назовите двусложные размеры стиха. (Ямб и хорей)
Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести Пушкина «Барышня-крестьянка»? (Прилучино)
Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (Василий Жуковский)
Подведение итогов второго боя. Игра с болельщиками
(Пока жюри подсчитывают результаты второго боя, с болельщиками проводится игра.)
Расшифруйте перевертыши из названий книг, т.е. подберите слова с противоположным по смыслу значением.
Квадратик (Колобок)
Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
Собачья конура (Кошкин дом)
Солнечный принц (Снежная королева)
Петушок бесцветный (Курочка Ряба)
Девочка с ладошку (Мальчик с пальчик)
Прекрасный лебедь (Гадкий утенок)
Объявление команды-победителя
Во втором бою побеждает команда … Молодцы!
Победитель будет сражаться в третьем бою.
Все команды проходят в зал.
Объявляется третий, решающий бой.
На ринг выходят команды-победители ….
Третий бой
На ринг приглашаются команды …
1 раунд «Блиц-турнир»
Продолжить фразеологизм.
Рвать и … (метать).
Вгонять … (в краску).
Не долго … (думая).
Изо дня … (в день).
Ни жив … (ни мертв).
Ломать … (голову).
До поры … (до времени).
От нечего … (делать).
Спустя … (рукава).
Как снег … (на голову).
Кто в лес … (кто по дрова).
Утереть … (нос).
2 раунд «Назови произведение»
(Назвать произведение. 1 минута на обсуждение ответа.1 балл – название произведения. 1 балл – имя писателя)Определите произведение и назовите автора по «набору» героев.
Жилин, Костылин, Дина, Абдулла? («Кавказский пленник» Л. Толстой)
Дуня, старый смотритель, служанка, Минский?
(«Станционный смотритель», А.Пушкин)
Александр Павлович, Платов, мужик косой, граф Кисельврод?
(«Левша».Н.Лесков)
3 раунд «Схватка капитанов»
(Капитаны выходят вперёд. Вопрос по очереди задается капитанам. Если один не ответил – вопрос снимается.)Отгадать, кто написал телеграмму.
Отнесу пирожки вашей бабушке. (Красная шапочка)
Прекрасный квартет ищет работу. (Мартышка, осел, козел и косолапый мишка)
Утеряна туфелька. Нашедшего прошу вернуть за вознаграждение. (Золушка)
Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями. (Карлсон)
Подведение итогов игры