КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ И ДРУЖБЕ».


АВТОР: Остертаг Любовь Витальевна
МЕСТО РАБОТЫ: МКУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга""
г. Прокопьевск Кемеровской обл.
ДОЛЖНОСТЬ: воспитатель
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ И ДРУЖБЕ».
Цель: Формирование нравственных качеств детей, этических норм поведения в обществе и общении друг с другом.
Задачи.
Образовательные:
-углубить представление детей об общечеловеческих ценностях;
– формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность, доброта, дружба.
Коррекционно-развивающие:
-развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
– корригировать и развивать память, мышление, внимание, на основе упражнений.
Воспитательные:
- воспитывать культуры общения друг с другом, стремление к взаимопомощи.
Оборудование: круг для составления цветка «ДРУЖБЫ»- лепестки цветка, памятки – «законы дружбы», карточка для объяснения выражения.
Структура занятия:
1.Организационный момент.
2.Введение в тему.
3 .Основная часть.
4.Подведение итогов.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Добрый день ребята! Что- то вы вяло отвечаете? Поздороваемся еще раз. Какие вы молодцы, дружно поздоровались.
- Давайте мы поговорим?
-О чём?
- О разном и о прочем. - О том, что хорошо и хорошо не очень.
- О чём-то знаешь ты, а что-то мне известно.
-Поговорим?
-Поговорим!
-Нам будет интересно..2.Введение в тему.
-Ребята, сегодня мы затронем одну из самых важных тем доброта и дружба.
– Все мы живем в обществе, среди людей. С одним учимся, с другим отдыхаем, с третьими – встречаемся в кружке. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно нас назвать товарищами. Сегодня мы будем говорить о том, что такое доброта и настоящая дружба и что она дает человеку.
3 .Основная часть.
-Тема нашего занятия сегодня: «Поговорим о доброте и дружбе». Ребята, посмотрите на замечательные слова: «Твоя доброта, улыбка твоя».(Учитель вывешивает карточку на доске).
-Доброта…Что означает это слово? (высказывание детей)
– Это все хорошее, доброе, красивое, теплое. Доброта – это все положительное, полезное.
– Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – это солнышко, которое согревает душу человека
-Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей).
– Добрый человек это тот, кто любит людей, животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.
– Добрый человек любит природу и бережет ее.
– Добрый человек любит птиц и помогает им выжить в зимнюю стужу.
– Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в обращении с друзьями и взрослыми.
– Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям.
-А сейчас мы проведем игру. Игра называется «ИСКРЕННОСТЬ».
Цель: способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать.
Ход: на столе листочки с разными надписями (аккуратный, добрый, милый, отзывчивый, честный, преданный, веселый, заботливый).Первый участник подходит к столу, берет один листок, читает и называет того участника, о котором можно так сказать, и передает ему листок. Затем кому был дан листок, читает следующий участник.
Вывод: всем людям нужно ценить и подчеркивать достоинства окружающих. Когда мы говорим комплементы, люди становятся добрее, нежнее, отзывчивее.
– Ребята, на уроках чтения вы читали много произведений о дружбе.
-Как вы думаете, что такое дружба? (Ответы детей).
– Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность, привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности.
– Дружба – это когда, в трудную минуту друзья помогают друг другу, дружат искренне, берегут дружеские отношения, относятся к друзьям с уважением, поддерживают друг друга.
– Как вы думаете, с чего начинается дружба?
- С улыбки. Давайте улыбаться друг другу. Дружба должна быть светлой и радостной. Друзья всегда должны улыбаться и радоваться.
Разбор ситуаций. Диалогов друзей.
- Ребята, сейчас мы рассмотрим две ситуации, в которых участвуют двое друзей.
-Послушайте внимательно, как ведут себя ребята в разных ситуациях и дайте оценку их поступкам.
Ситуация первая. (К доске выходят два ученика, читают по ролям).
-Знакомьтесь Даша и Маша.
Даша уже два часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша: – Гулять пойдешь?
Даша: – Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается!
Ещё и сочинение по русскому писать.
Маша: – Да не переживай! Я всё решила, как всегда, дам списать!
Даша: – О! Ес! Ты настоящая подруга.
-Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как вы бы поступили на месте Маши? (Ответы детей).
– Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списывать.
– Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах.
– Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом, пошел бы с ней гулять.
Вывод: Настоящий друг думает не только о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
Ситуация вторая. (К доске выходят два ученика, читают по ролям).
-В этой участвуют Сергей и Антон.
На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в авторучке закончились чернила.
Сергей: – Ой, чернила закончились!
Антон: – А у меня запасная ручка есть.
Сергей: – Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!
Антон:– А, что ты мне за это дашь?
Сергей: – Ну денег дам, сколько ручка стоит?
Антон: – Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня всю неделю дежурить!
Сергей: – да ладно, давай уж!
-Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте? (Ответы детей).
– Он выручил Сергея, но про себя не забыл.
– Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это е требовал.
– Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.
– Я не хотел бы иметь такого друга как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации.
– Я бы дал другу ручку просто так, а потом бы Сергей меня выручил – так поступают настоящие друзья.
Вывод: настоящий друг должен быть бескорыстным, он не должен искать для себя выгоду. И ещё есть ребята большой секрет дружбы – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей, о хороших друзьях говорить всегда приятно.
-Ребята, вы все знаете много пословиц о доброте, предлагаю их вспомнить. Я буду произносить начало пословицы, а вы – её продолжение.
Нет друга, так ищи (а найдешь, так береги).
Друзья познаются (в беде).
Крепкую дружбу (и топором не разрубишь).
Дружба и братство (дороже любого богатства).
Старый друг (лучше новых двух).
Дружба в делах (помощница).
Дружба как стекло (разобьешь – не сложишь).
Дружбу помни (а зло забывай).
Новых друзей наживаю (а старых не забываю).
-Ну, а теперь давайте попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом. (Ответы детей)
– Настоящий друг – тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
– Настоящий друг тот, что не льстит тебе, а говорит только правду о твоих недостатках.
– Настоящий друг – тот, кто помогает бескорыстно.
– Настоящий друг – тот, кому ты доверяешь, с кем можешь быть откровенным.
– Настоящий друг – тот, кто умеет хранить тайны.
-Ребята, как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей? (Ответы детей).
-Действительно, настоящих, близких друзей немного. Но мы живем среди людей, и должны строить отношения в нашем коллективе. Какие отношения должны быть в нашей группе. (Ответы детей)
– Отношения в группе должны быть: дружескими, товарищескими, доброжелательными, теплыми, добрыми, ласковыми.-Правильно ребята отношения в группе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела и намного будет легче жить и интересней учится.
Деловая игра: «Учимся сотрудничать».
-Мы сейчас разделимся на 2 группы. Я прошу вас вытащить из коробки кружочек. Те дети, у кого оказались кружки одинакового цвета собираются в одну команду. Каждой команде надо собрать аппликацию. Готовы? Начали.
-А теперь у меня два вопроса к командам. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать? (Ответы детей).
– Работой довольны, вместе работать здорово, весело и интересно.
Составление цветка «Дружбы» из качеств настоящего друга.
-Ребята, настоящий друг должен обладать определенными качествами характера. Я вам буду называть разные качества, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят к настоящему другу, вы хлопаете в ладошки.
-А сейчас из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок «Дружбы» . У меня сердцевина цветка, а у вас на столе лежат лепестки с надписью, прочитайте, что там написано. Если качество подходит к настоящему другу, выходите и прикрепите лепесток к доске.

Честность.
Враньё.
Доброта.
Верность.
Грубость.
Взаимовыручка.
Предательство.
Драчливость.
Справедливость.
Задиристость.
Ответственность.
Сострадание.
-Посмотрите ребята, из хороших качеств настоящего друга получился настоящий цветок дружбы – вам нравится? (Ответы детей).

-Давайте, ещё раз повторим качества настоящего друга?
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
Определение «Закон дружбы»
-Всё в мире существует по правилам и законам. Есть законы и для дружбы. Сейчас мы познакомимся с ними. И если вы согласны, мы их примем, и будем выполнять.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:
-Ребята, у каждого на столе лежит лист, где прописаны законы дружбы. Сейчас мы их прочитаем. (Дети читают законы дружбы).
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что – то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
-Вы согласны с этими законами? (Ответы детей)
-Принимаем? (Да)
-Эти законны мы поместим в наш уголок, будем их постоянно повторять.
-Я надеюсь, что, теперь вы будете более внимательно относится друг другу, будете стараться выполнять законы дружбы.
4.Подведение итогов.
-Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Мы его обязательно продолжим. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время занятия?
-Примерные ответы детей:
Узнали, что такое настоящий друг и как выбирать друзей.
Научились работать в команде, в коллективе, поддерживать друг друга.
Задумался о том, какой я друг.
Пожалел о том, что у меня ещё нет настоящего друга.
Почувствовал радость, что у меня есть настоящие друзья.
-Ребята, я очень рада, что вам понятны эти слова. Я передаю свое теплое дружеское отношение всем вам: сначала Карине, от Карины – Юле, Данилу, …(называю по очереди всех детей). Я чувствую, как мне передается ваше доброжелательное отношение. Сегодня мы забыли все свои обиды и стали настоящими друзьями.
Хочется пожелать вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
-На этом наше занятие закончено.
- Спасибо за вашу работу.
Анализ воспитательного часа.
Тема: «Поговорим о доброте и дружбе».
Занятие провела: Остертаг Л.В.
Состав группы: дети из стационара 12 -14 лет (всего 10 человек).
Воспитательное занятие «Поговорим о доброте и дружбе», направлено на формирование нравственных качеств детей, этических норм поведения в обществе и общении друг с другом. Тема занятия определена в соответствии с тематическим планированием. Занятие предусматривало решение следующих задач:
Образовательные:
-углубить представление детей об общечеловеческих ценностях;
– формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность, доброта, дружба.
Коррекционно-развивающие:
-развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
– корригировать и развивать память, мышление, внимание, на основе упражнений.
Воспитательные:
- воспитывать культуры общения друг с другом, стремление к взаимопомощи.
Структура занятие построена по чёткому плану: вводная часть, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов. Соблюдался охранительный режим (обеспечена смена видов деятельности).
В вводной части перед учащимися была сформулирована тема предстоящего занятия. Для активизации интереса детей была провидена вступительная беседа о добре и дружбе.
Занятие проходило в форме игры, с использованием разнообразного занимательного и наглядного материала, что способствовало поддержанию интереса к нему. На занятии были использованы приёмы и методы коллективной и индивидуальной работы с учащимися. Применялся дифференцированный подход.
Содержание занятия предусматривает активизацию мыслительной деятельности и воображения детей. На этапе усвоения новых знаний использовались игровые и практические занимательные задания. Совместно с детьми были определены основные качества настоящего друга, составлен цветок «Дружбы», рассмотрены законы настоящей дружбы.
На этапе закрепления знаний были подведены итоги, дети самостоятельно делали выводы о том, какие знания они усвоили на занятии. Занимательное задание в конце занятия позволило оценить уровень усвоения детьми полученных знаний.
Данное воспитательное мероприятие прошло успешно, так как никаких негативных моментов в его ходе не прослеживалось. Учащиеся с охотой и интересом слушали, активно работали и стремились высказаться.
Во время проведения мероприятия в классе царила благоприятная атмосфера.
Поставленные цели и задачи занятия были реализованы.  На мой взгляд, данное воспитательное занятие содержательно, интересно, четко организованно и прошло успешно.