Использование воспитательных технологий в образовательном процессе
Использование воспитательных технологий в образовательном процессе Автор: Гусева Е.Н., учитель географии и биологии МБОУ «Мстерская СОШ Вязниковского района»
Целью воспитательного процесса является воспитание ученика, востребованного современным обществом. Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированной школе. Гуманизация отношений предполагает переход от подчинения к сотрудничеству в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями; создание самоуправления с целью достижения единства прав и обязанностей учащихся.
Воспитательные технологии Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий:Технология здоровьесберегающая: Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Практические действия: Соблюдение санитарно-гигиенических норм: контроль за внешним видом учащихся, состоянием личного имущества; Дни здоровья, походы и экскурсии, изучение на классных часах правил дорожного движения, пожарной безопасности; классные часы по профилактике заболеваний и предупреждению вредных привычек.
Технология личностно-ориентированного обучения (технология сотрудничества) реализует демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Концепция воспитания: постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребенка; возрождение русских национальных и культурных традиций.
Технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.
Технология саморазвития личности школьника. Цель: способствовать воспитанию саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности школьника Практические действия:Объединения по интересам,внеурочная творческая, художественная, техническая, общественная деятельность, участие в работе органов самоуправления.
Технология «Экология и диалектика» Льва Васильевича Тарасова Цель: Ориентация учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь – экологическую. Технология воспитания этической культуры Цель: Показать приоритет духовности и культуры в ценностных ориентациях школьника Практические действия: Проведение классных часов этической грамотности, духовно – нравственной тематики.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо Характерными устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются: оценочность, собственное мнение. Обучение действиям критического мышления предполагает овладение умением выявлять причинно – следственные связи. Практические действия: составление синквейнов, написание эссе, «мозговой штурм»,приём «шесть шляп».
Литература Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса». –М.: Просвещение, 1982.Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.