Беседа Толерантность — путь к миру!


«Толерантность- путь к миру!»
Цель: познакомить обучающихся с понятием «толерантность», показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми и разными группами.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников;
- способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое
помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть в действительности;
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу, терпимость к различиям между
людьми;
- воспитывать культуру общения и взаимопонимание.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Социальный педагог: Здравствуйте, ребята, какое сегодня чудесное утро! Я очень рада вас видеть!
Упражнение «Улыбка»
Давайте подарим приветливые улыбки друг другу, пусть у всех будет хорошее настроение и удачный день. А теперь улыбнитесь мне.
2. Вводная часть.
Социальный педагог: Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
Китайская притча «Ладная семья».
«Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она все село. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело было в том, что была эта семья особая – мир да лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, раздоров или споров. Дошел слух об этой семье до самого царя. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно и старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились этого. Пришел к главе семейства: расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и что-то долго писал. Затем передал лист царю. Он взял лист и стал с трудом разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на листке: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 терпение.
Почесал владыка за ухом и спросил: «И всё?». «Да, - ответил старик, - это и есть ОСНОВА жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
Социальный педагог: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (любовь, терпение, прощение.) Как вы думаете, о чем будем беседовать сегодня на занятии? (дружба, доброта, терпение, любовь, уважение) Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить одним словом, но каким вы узнаете, если расположите буквы в порядке возрастания чисел. Какое слово получилось?- «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Сегодня мы познакомимся с понятием «толерантность», определим какими качествами должен обладать толерантный человек, а так же оценим степень толерантности каждого из вас.
Основная часть.
Социальный педагог: 16 ноября отмечается Международный день толерантности. День толерантности отмечается в разных странах. Его создали для того, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия, терроризма и экстремизма. Эти явление пробуждает тревогу и заставляет правительства стран с ними бороться, а праздник – день толерантности им в этом помогает.
Необычное слово? А вам интересно узнать об этом слове? Это слово имеет свою историю: На рубеже 18-19 веков во Франции жил князь Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации. От имени этого мудрого министра появилось слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Подумайте и попробуйте объяснить, что значит толерантность.
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность человека терпимо относиться к тем, кто выглядит, думает и поступает не так, как ты.
Или Толерантность – это уважение к другому!
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Люди рождаются на свет разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты мог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать
Ребята, скажите, чем мы отличаемся друг от друга? (Внешность, характер) Да, действительно все люди на земле разные, каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент, но живем мы все среди людей. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга людям, быть терпимыми и толерантными к различиям. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.
«Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Ваше желание – это радость или слезы ваших близких. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». (Сухомлинский В.А)
Мы живем в огромном мире, и все должны найти друг с другом общий язык, понимать друг друга. Если люди будут толерантные, дружные, будут совершать добрые поступки, жалеть друг друга не будет горя в семье, не будет в мире войн. В дружбе наша сила!
Работа по теме.
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.
Социальный педагог: Мы выяснили, чем мы все отличаемся, а теперь давайте узнаем, что между нами общего. Сейчас каждый по очереди будем приглашать одноклассника в круг на основе какого-либо сходства с собой. Например одинаковый цвет волос, рост, характер, хобби. Игра будет продолжаться, пока все не окажутся в круге.
Задание «Толерантная личность»
Социальный педагог: Ребята, посмотрите что это? (это смайлики) Что они выражают? (радость, злость) На столах у вас лежат лучики с разными качествами человека, вам нужно подобрать те качества, которые соответствуют каждому смайлику. Как вы думаете, где здесь качества толерантного человека, а где интолерантного?
Толерантная личность:
ПРИНЯТИЕ ДРУГОГОГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ
УВАЖЕНИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
МИЛОСЕРДИЕ
СОСТРАДАНИЕ
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ТЕРПЕНИЕ
УМЕНИЕ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ
ПОМОЩЬ ДРУГ ДРУГУ
УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ
Интолерантная личность:
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
ЗЛОСТЬ
МСТИТЕЛЬНОСТЬ
ЛЖИВОСТЬ
БЕССЕРДЕЧНОСТЬ
ЗАВИСТЬ
ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ
ЖЕСТОКОСТЬ
Задание «Проявляете ли вы толерантность?»
Социальный педагог: Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, синий – второе. Затем мы с вами обсудим каждую ситуацию.
1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом и поведением,  я:
Это не важно
Ты будешь смеяться над ним
2. Пожилая женщина медленно идет
Ты поможешь ей и придержишь дверь
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать
3. У тебя в классе появился новый ученик другой национальности..
Ты постараешься с ним подружиться, понять его характер
Ты будешь посмеиваться над ним
4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я:
Ты постараешься с ним подружиться
Ты будешь посмеиваться над ним
5. Твой одноклассник не может выполнять на уроке физкультуры те упражнения которые ты выполняешь с легкостью…
Ты предложишь свою помощь, ведь не все могут делать то, что можешь ты
Ты будешь подшучивать над ним
Социальный педагог: Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия, нужно быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Упражнение «Комплименты».
Цель: повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.
Социальный педагог: У меня есть «клубочек дружбы», стоя в кругу, будем передавать ниточку друг другу и говорить что-то доброе и приятное. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. (Когда ребенок затрудняется что-то сказать, педагог должен ему помочь найти нужные слова. Примерные слова: добрый, весёлый, симпатичный, быстрый, смелый, аккуратный, верный, храбрый, заботливый, вежливый, культурный, трудолюбивый, дружный, тихий, находчивый, жизнерадостный, дружелюбный).
А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Вам понравилось это упражнение?  Какое у вас сейчас настроение? Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова. А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям? Что нового вы узнали друг о друге? А теперь давайте аккуратно смотаем наш клубочек, чтобы в нем остались добрые слова.
Задание «Дерево толерантности»
Социальный педагог: Посмотрите на доску, «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» я изобразила в виде солнышка. Солнышко обогревает весь мир, так и толерантный человек, совершая добрые поступки, становиться лучше, чище, светлее. От него исходит добро, тепло. Вокруг него всегда есть друзья. Толерантный человек понимает окружающих всегда приходит на помощь. Я предлагаю под этим солнышком вырастить дерево, только не простое дерево, а волшебное – дерево Толерантности. Посмотрите, чего на нем не хватает? (Листочков) Давайте сделаем так, что наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Я раздам вам бумажные листочки, а вы напишете на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем вы прочитаете, что написали на листочках и приклеите их на дерево.
Заключительная часть.
Социальный педагог: Что такое толерантность? Зачем нужно быть толерантным?
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех
В начале беседы я рассказывала вам притчу «Ладная семья», мне хотелось бы вам напомнить, что наш класс – это маленькая семья, и хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Давайте хором скажем: «Мы все разные, но мы равны».
Понравилась ли вам наша беседа? Хотели бы еще поговорить о толерантности? Благодарю всех за активное участие. Думаю, что наша беседа оставит след в душе каждого из вас. Поможет всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.