Рабочая программа. Кукольного театра. Начальные классы


Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.Программа кружка рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)Продолжительность занятия – 30-40 минут.Количество учащихся в группе – 3-8 человек.Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.Цель программы- воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.- помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с людьми.-эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.- раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:1. игра2. беседа3. иллюстрирование4. мастерская5. инсценирование6. посещение спектакля7. работа в малых группах8. актёрский тренинг9. экскурсия Отличительными особенностями и новизной программы являются:принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературного чтения, музыки, изобразительное искусство, технология, русский язык);принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом.Основные задачи работы с детьми1. Активизировать ассоциативное и образное мышление.2. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.3. Воспитывать зрительскую культуру.4. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.5. Поддерживать стремление детей к самостоятельности.6. Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.7. Развивать и совершенствовать творческие способности детей.8. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.9. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.10. Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.11. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).12. Расширять представления детей об окружающей действительности.13. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку.14. Учить действовать на сценической площадке естественно.15. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.16. Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые.Ожидаемый результатПредполагаемые умения и навыки детей:1. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.2. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.3. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.4. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.5. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.6. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.7. Умеют составлять диалог между сказочными героями.8. Знают наизусть стихотворения якутских,русских и зарубежных авторов. 1 класс- доброжелательность,бережное отношение к труду взрослых и детей;
2 класс- зрительская культура, представления об окружающей среде, развитие памяти, наблюдательности, мышления;
3 класс- уметь анализировать свои поступки, поступки своих сверстников, героев художественной культуры;
4 класс- самостоятельность, постановки самостоятельных спектаклей, уметь действовать на сценической площадке естественно;
Содержание программы (1-4 класс, 135 часа)Личностные результаты.У учеников будут сформированы:• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;• осознание значимости занятий для личного развития.Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).Регулятивные УУД:Обучающийся научится:• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».Познавательные УУД:Обучающийся научится:• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.Коммуникативные УУД:Обучающийся научится:• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;• обращаться за помощью;• формулировать свои затруднения;• предлагать помощь и сотрудничество;• слушать собеседника;• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;• формулировать собственное мнение и позицию;• осуществлять взаимный контроль;• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.Учащиеся научатся:• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;• выразительному чтению;• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;• видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;• сочинять этюды по сказкам;• умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества
Календарно-тематическое планирование.
1 класс
Тема Содержание занятия Ко
лич.
ча
сов Неделя
Дата корр
1 1 Введение.
Звуковая разминка.
Скороговорки. Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года 1 11.09 2 2 Звуковая разминка.
Скороговорки. Рассказ учителя об истории возникновения кукольного планшетного театра 1
18.09 33 3 Звуковая разминка.
Скороговорки 1 25.09
4
4 Звуковая разминка.
Скороговорки 1 02.10 5
5
6 6
6 Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. 2 09,16.10 7 7
8 Распределение ролей Подбор каждому актёру роли. 1 23.10 8 9
9
1 10 Работа над актёрским мастерством Постановка сценического движения (отработка каждой роли) 3 30.10
13,20.11 1 11
1 12 Работа над актёрским мастерством Постановка сценической речи (работа над интонацией) 2 27.11
04.12
1 13
1 14
1 15 Подготовка материальной базы. Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов. 3 11,18.12
15.01 1 16
1 17 Работа над актёрским мастерством. Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. 2 22,29.01 1 18 Выступление перед воспитанниками
детского сада Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков 1 05.02 1 19 Обсуждение «+»
и « - » Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. 1 19.02 2 20 Выбор и чтение пьесы. Выбор и чтение пьесы. 1 26.02 2 21 Распределение ролей Подбор каждому актёру роли. 1 04.03 2 22
2 23
2 24 Работа над актёрским мастерством Постановка сценического движения (отработка каждой роли) 3 11,18.03
01.04 2 25
2 26
2 27 Работа над актёрским мастерством Постановка сценической речи (работа над интонацией) 3 08,15,22.04
2 28
2 29 Подготовка материальной базы. Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов 2 29.04
3 30
3 31 Работа над актёрским мастерством. Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. 2 06,13.05 3 32 Выступление в итоговом отчете
школы
Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков 1 20.05 3 33 Обсуждение «+»
и « - »
Подведение итогов. Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год 1 27.05 ИТОГО: 33 часа Календарно-тематическое планирование
2 класс
Тема Содержание занятия Ко
лич.
ча
сов Неделя
Дата корр
1 1 Введение. История возникновения перчаточного театра Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года, об истории возникновения кукольного перчаточного театра. 1 03.09 2 2 Звуковая разминка.
Скороговорки. 1 10.09 3 3 Звуковая разминка.
Скороговорки. 1 17.09 4 4 Знакомство с фольклором якутским и русским
фольклором Рассказ учителя с демонстрацией материала 1 24.09 5 5
6
7 Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. 3 01,08,15.10
8 8 Распределение ролей Подбор каждому актёру роли. 1 22.10 9 9
1 10
1 11 Работа над актёрским мастерством Постановка сценического движения (отработка каждой роли) 3 29.10
12,19.11
1 12
1 13
1 14 Работа над актёрским мастерством Постановка сценической речи (работа над интонацией) 3 26.11
03,10.12 1 15
1 16
1 17 Подготовка материальной базы. Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов. 3 17,24.12
1 18
1 19
2 20 Работа над актёрским мастерством. Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. 3 14,21,28.01 2 21 Выступление перед детьми младших классов Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков 1 04.02 2 22 Обсуждение «+»
и « - » Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. 1 11.02 2 23
2 24 Выбор и чтение пьесы. Выбор и чтение пьесы. 2 18,25.02
2 25
2 26 Распределение ролей Подбор каждому актёру роли. 2 03,10.03 2 27
2 28 Работа над актёрским мастерством Постановка сценического движения (отработка каждой роли) 2 17.03
07.04 2 29
3 30 Работа над актёрским мастерством Постановка сценической речи (работа над интонацией) 2 14,21.04 3 31
Подготовка материальной базы. Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов 1 28.04
3 32 Работа над актёрским мастерством. Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. 1 05.05 3 33 Выступление перед детьми и родителями Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков 1 12.05 3 34 Обсуждение «+»
и « - »
Подведение итогов. Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год 1 19.05
ИТОГО: 34 часа Календарно-тематическое планирование.
3 класс
Тема Содержание занятия Ко
лич.
ча
сов Неделя
Дата корр
1 Введение. История возникновения театра марионеток Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года, об истории возникновения кукольного театра марионеток. 1 09.09 2 Знакомство с фоль-
клором родного
языка Рассказ учителя с демонстрацией материала 1 16.09 3 Звуковая разминка.
Скороговорки 1 23.09 4 Звуковая разминка.
Скороговорки 1 30.09 5
6 Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. 2 07,14.10 7
8 Распределение ролей Подбор каждому актёру роли. 2 21,28.10 9
10
11 Работа над актёрским мастерством Постановка сценического движения (отработка каждой роли) 3 11,18,25.11 12
13
14 Работа над актёрским мастерством Постановка сценической речи (работа над интонацией) 3 02,09,16.12 15
16 Подготовка материальной базы. Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов. 2 23.12
13.01
17
18 Работа над актёрским мастерством. Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. 2 20,27.01 19 Выступление перед детьми младших классов Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков 1 03.02
20 Обсуждение «+»
и « - » Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. 1 10.02 21
22 Выбор и чтение пьесы. Выбор и чтение пьесы. 2 17,24.02 23
24 Распределение ролей Подбор каждому актёру роли. 2 02,09.03 25
26 Работа над актёрским мастерством Постановка сценического движения (отработка каждой роли) 2 16,23.03 27 Работа над актёрским мастерством Постановка сценической речи (работа над интонацией) 1 06.04 28
29
30 Подготовка материальной базы. Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов 3 13,20,27.04
31
32
Работа над актёрским мастерством. Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. 2 04,11.05
33 Выступление перед детьми и родителями Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков 1 18.05 34 Обсуждение «+»
и « - »
Подведение итогов. Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год 1 25.05 ИТОГО: 34 часа Календарно-тематическое планирование
4 класс
Тема Содержание занятия Ко
лич.
ча
сов Неделя
Дата корр
1 1 Введение. История возникновения тростевого театра и театра теней Беседа учителя о содержании программы, о деятельности в течение года, об истории возникновения тростевого театра и театра теней 1 07.09 2 2 Знакомство с якутс-
ким фольклором Рассказ учителя. 1 14.09 3 3 Знакомство с русским фольклором Работа по созданию собственного сценария 1 21.09 4 4 Работа по созданию
якутской сказки Работа по созданию собственного сценария 1 28.09 5 5
6
6 Работа по созданию собственного сценария Работа по созданию собственного сценария 2 05,12.10 7 7
8 8 Распределение ролей Подбор каждому актёру роли. 2 19,26.10 9 9
10 10
11 11 Работа над актёрским мастерством Постановка сценического движения (отработка каждой роли) 3 02.11
16,23.11 12 12
13 13
14 14 Работа над актёрским мастерством Постановка сценической речи (работа над интонацией) 3 30.11
07,14.12 15 15
16 16 Подготовка материальной базы. Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов. 2 21.12
11.01 17 17
18 18 Работа над актёрским мастерством. Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. 2 18,25.12 19 19 Выступление перед детьми младших классов Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков 1 01.02 20 20 Обсуждение «+»
и « - » Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. 1 08.02 21 21
22 22 Выбор и чтение пьесы русских сказок Выбор и чтение пьесы. 2 15,22.02 23 23 Распределение ролей Подбор каждому актёру роли. 1 29.02 24 24
25 25 Работа над актёрским мастерством Постановка сценического движения (отработка каждой роли) 2 07,14.03 26 26
27 Работа над актёрским мастерством Постановка сценической речи (работа над интонацией) 2 21.03
04.04 27 28
28 29
29 30 Подготовка материальной базы. Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов 3 11,18,25.04 30 31
31 32
32 Работа над актёрским мастерством. Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. 2 02,09,.05
33 33 Выступление в ито-
говом отчете школы Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков 1 16.05 34 34 Обсуждение «+»
и « - »
Подведение итогов. Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год 1 23.05 ИТОГО: 34 часа