Классный час в 6 классе на тему Поговорим о вежливости


Тема:
«Поговорим вежливости»
(классный час по нравственному воспитанию)
Цели:
Продолжать знакомить детей с понятием «вежливость», «вежливые слова».
Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается использовать их.
Продолжать развивать умение оценивать ситуации.
Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев.
Развивать связную речь, память, мышление.
Воспитывать вежливое отношение и уважение к окружающим людям.
Ход:
- Сегодня мы поговорим о … пожалуй, я не буду называть тему нашей беседы, о ней вы догадаетесь сами после того, как я расскажу небольшую историю. И так, послушайте:
«Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.
- Ах ты, невежа, - говорили ему.
Очень он обижался и кричал в ответ:
- Нет, я вежа, вежа, вежа!»
Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину «вежей» называли человека знающего, сведущего, учёного. А «вежество» означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово «вежливость» - доброе поведение, почтительность.
Так что мальчик был прав: есть такое слово «вежа». Только его-то никак нельзя было назвать «вежей». Сначала бы ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА».
- И так, тема нашей беседы…. (ответ детей) ВЕЖЛИВОСТЬ.
Теперь мы знаем что слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым означает знать как себя вести.
- В словаре С.И.Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый – соблюдающий правило приличия, воспитанный, учтивый» (на плакате)
- Думаю, никому из вас не нравится грубое, пренебрежительное, оскорбительное отношение к себе других людей. Сказанное с утра пренебрежительное слово может испортить настроение на весь день. И наоборот, приветливое слово или пожелание, сопровождающееся улыбкой, может поднять настроение. Иногда вы даже не замечаете, что обидели друга, поэтому очень важно, чтобы вы с малых лет приобрели навыки воспитанности, вежливости.
- Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья.
- Что же значит – быть вежливым человеком?
Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.
- Вежливый человек использует вежливые слова, а что же это за слова? (На альбомных листах написаны вежливые слова.)
- Вот сколько этих вежливых и важных для нас слов. А знаете ли вы, откуда они появились? Как вы думаете? (ответы-рассуждения детей)
«Встречаясь, люди желали один другому самого главного – здоровья. Так и говорили, приветствуя друг друга: - Здравствуйте! То есть «будьте здоровы!». (дети читают стихи - приложение 1)
«Есть такое слово: «жаловать». Издавна означало оно – оказывать внимание, уважать или уважить, то есть проявить почтение. Отсюда и другое, родственное слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. Теперь недалеко и до вежливого – Пожалуйста! В этом слове и уважительная просьба, и ответное внимание,
благодарность и почтение. Без слова «пожалуйста» трудно обойтись.»
Будьте добры. Будьте любезны.
«Ели вы о чём-то просите, эти два вежливых слова наверняка помогут. Добро в старину означало не только доброту, но и силу. Недаром в сказках побежали «добры молодцы».
«Этими словами начинается вежливая просьба, с которой учтивые люди обращаются друг к другу.» (дети читают стихи – приложение 2)
«Со словом «пожалуйста» соседствует и другое вежливое, радушное обращение, приветствие гостю: - Добро пожаловать! Означает оно: пожалуйста, входите, здесь вас встретят добром».
(приложение 3)
«В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: - Спаси вас Бог! «Спаси Бог» превратилось в короткое «спасибо!». Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»»
«Благодарность часто выражали и прямым словом: - Благодарю! Оно состоит из двух частей – БЛАГО и ДАРЮ. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро» - то есть всё доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее одарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем знакомое слово – благодарю».
(дети читают стихи приложение 4)
«Кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобство – не желая того, ненароком. Он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: - Извините! То есть – «снимите с меня вину». Если же сильно провинился, лучше сказать: - Простите!»
(дети читают стихи – приложение 5)
«Расставаясь друг с другом, и надеясь ещё встретиться, свидеться, люди не прощались, а говорили: - До свидания! Иногда, расставаясь совсем не надолго, говорят: -До скорого свидания! Или: - До встречи! И желают: - Доброго пути!»
(дети читают стихи – приложение 6)
– Кого же называют вежливым человеком? 
Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.
– Откуда же появились эти правила?
Никто этих правил не выдумывал. Они создавались в народе постепенно, вырабатывались веками. И возникали совсем не случайно. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о нравственных и умственных достоинствах. Существует немало пословиц и поговорок о вежливости, вспомним некоторые из них:
Ласковое слово - что весенний день.
Вежливое слово - целебный воздух.
Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой.
От теплого слова и лед тает.
Сабля ранит голову, а слово - душу.
Удар забывается, слово помнится.
Глупый язык голове не приятель.
Мудрый не все говорит, что знает, а дурак не все знает, что говорит.
Ничто не даётся так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
Физминутка
(дети танцуют под песенку «Если добрый ты»и подпевают – см.приложение 11))
- У нас есть «Памятка о вежливости», давайте прочитаем её и вспомним правила вежливости. (см. приложения)
Главное правило: 
«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе».
- А теперь давайте немного поиграем.
Игры: «Догадайся». (см. приложения 7)
«Вежливо – невежливо». (см. приложения 8)
«Пожалуйста». (см. приложения 9)
- Вспомнили мы вежливые слова, узнали, как они произошли. И теперь я хочу у вас спросить – иногда вежливые слова называют «волшебными» словами, как вы думаете, почему? (ответы-рассуждения детей)
У Осеевой есть рассказ «Волшебное слово», послушайте его.
(чтение рассказа – приложение10)
- Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? ( Пожалуйста)
- Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).
- Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.
- А как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово? (Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.)
 - Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.
-Давайте подведём итог нашего занятия:
Чтобы стать культурным, воспитанным человеком, нужно с детства приучаться быть вежливым, добросердечным. Вежливость - это прежде всего искусство человеческого общения. Вежливый человек всегда внимателен к другим. Она старается не делать им неприятностей, не оскорблять ни словом, ни делом.
Каждый человек ценен своей индивидуальностью, имеет право на выбор своей жизненной позиции. Вам решать каким быть. Выбор каждого человека надо уважать. Но надо помнить всегда, в мир мы должны нести только добро.
Как приятно видеть улыбающееся лицо, слышать ласковые, обращенные к тебе слова. И тогда твое настроение становится приподнятым, веселым. Так же и людям приятно услышать от тебя ласковые, добрые слова. Все вы их знаете. Вспомним их. Наполним этими словами нашу игровую комнату. Это могут быть слова приветствия утром и вечером, слова уважения, благодарности и т.д.
(Дети называют слова вежливости).
А сейчас мы откроем двери и выпустим эти слова по всей школе. Пусть все дети нашей школы знают, как много добрых слов вы знаете, пусть всем от этого станет светло и весело.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче: - Здравствуй!
------
- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
2.
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: - Пожалуйста.
Отменить, что ли, «Пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет! Пожалуй, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
-------- --
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
- Будьте любезны! Будьте добры!
3.
Если увидишь: «Добро пожаловать!»,
Значит, тут добрые люди живут.
Двери не заперты – стало быть,
Здесь тебя ждут. 
4.
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: - Спасибо!
------
За что мы говорим "Спасибо".
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: - Благодарю!
Тебе подарят что-нибудь –
Благодарить не позабудь!
5.
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: - Извините!
--------
Если же хотите добиться снисхождения,
Тогда уж без сомнения
Нет лучше выражения,
Чем «прощу прощения!»
-----------
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
Но если я всё же забуду, -
Простите, я больше не буду.
6.
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: - До свидания!
---------------
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
7. Игра: «Догадайся».
Закончи предложение.
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(простите нас, пожалуйста).
5. Медведь медведя в гости звал –
Медком побаловать.
В берлогу дверь открыл, сказал:
- … (Добро пожаловать)
6. Нужно знать, как дважды два все «волшебные» слова,
В день, пожалуй, раз до ста, говорить…(пожалуйста).
7. Не забудьте, что на прощание нужно всем говорить…(до свидания).
8. Встретил Витю я, соседа; встреча грустная была:
На меня он, как торпеда, налетел из за угла!
Но представьте, зря от Вити ждал я слова … (извините).
8. Игра: «Вежливо – невежливо».
Я называю какое то действие, а вы, если считаете что действие вежливое, то хлопаете в ладоши, если считаете не вежливым, то топаете ногами.
«поздороваться при встрече», «толкнуть и не извиниться», «помочь подняться упавшему человеку», «поднять упавшую вещь», «расталкивать людей локтями, опаздывая куда то», «кричать и размахивать руками в общественном месте», «обращаться на «ты» к взрослому человеку», «уступить место в транспорте», «соблюдать очередь», «перебивать собеседника», «заставлять других ждать себя», «употреблять вежливые слова», «обзывать товарищей»
9. Игра: «Пожалуйста».
Я буду просить вас сделать какое-нибудь действие и вы будете выполнять, но при условии, что я добавила в просьбе одно из «волшебных» слов. Например: «Пожалуйста, встаньте.» «Садитесь.» «Будьте добры, подойдите ко мне.» «Закройте дверь» и т.д.
10. Рассказ В.Осеевой «Волшебное слово».
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком что-то чертил на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старичок подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
- Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дома.
- Убежишь?
- Убегу! Из-за оной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. Я ей сейчас чуть не подал хорошенько! Ни оной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берёт тебя брат?
- а почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду.
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза…
- А какое это слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
- Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком пошел к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Ка-кую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик.
Он взял краску, поддержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…
- Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший. Румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щёки.
«Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
- Ну, от чего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик вскочил из-за стола и побежал на улиц. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
11.
Песня «Если добрый ты»
(слова Пляковского М., музыка Савельева Б.)
1.Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо. (послед 2 строчки 2раза)
2. Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно. (2раза)
3. С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот – скучно. (2раза)