Рецензия на рассказ Р.Брэдбери Каникулы
Рецензия на рассказ
Рэя Брэдбери «Каникулы».
«Каникулы в никуда»
Дубовцева Юлия Васильевна
Читать Рэя Брэдбери можно бесконечно, таково мое субъективное мнение. Каждое слово-выстрел, каждая мысль-стрела и все, несомненно, достигает цели. Будоражит сердце читателя. Он словно говорит тебе: «Остановись. Оглянись. Подумай». Писал автор, как говорил сам, не ожидая вдохновения, оно само «толкало» его в бок. И получалось чудесно!
Каждое произведение Р.Брэдбери для меня не только приятное общение с книгой, но и бурная работа мозга, вызывающая огромное количество споров с самим собой. Мой Брэдбери способен создать палитру из разных чувств и эмоций: восторга и негодования, улыбки и страха… Его загадочность научила меня читать между строк, видеть необычное в обычных вещах. С ним я приобрела собственную «машину времени», читая «Вино из одуванчиков», смогла увидеть мир без литературы, без книг и мыслей в антиутопии «451 градус по Фаренгейту».
Рассказ «Каникулы» написан в 1963 году и считается одним из наиболее таинственных рассказов писателя. После прочтения можно ощутить какую-то неясность мысли, недосказанность. Ведь нам неизвестно то, каким образом воплотилось второе желание героев, исполнилось ли оно снова, так же, как и неизвестно, что написал мальчик на клочке бумаги. В творениях Рэя Брэдбери много загадок, это и манит и не перестает притягивать читателя к его творчеству.
Автор поэтично рисует картину окружающего мира в начале рассказа. Тихое, доброе утро. Все подчинено неповторимому ритму – это закон мироздания. Особый ритм у природы, у жизни общества, у биения человеческого сердца. Каждый ритм неповторим. Когда нарушается ритм биения человеческого сердца, человек умирает - таков закон. Природа Брэдбери продолжает жить в неповторимом ритме, а вот ритм жизни человечества в «Каникулах» нарушен, его попросту нет. Гармоничный мир природы автор умело противопоставляет исчезнувшему миру людей.
Герои рассказа недальновидные эгоисты. Мечтая об исчезновении людей, всех совершенно, кроме их троих, они ни на минуту не задумывались о том, чем заполнят образовавшуюся в своей жизни пустоту, вероятно, забыли, что семья-ячейка общества, его частичка, самое важное звено! Эгоизм, зависть, амбиции – вот «лихая» тройка, которая унесла их в «каникулы в никуда». Эгоистичные взрослые хотели получить свободу от всей суеты, от работы, прочих хлопот, они хотели уйти на вечный отдых, наполненный счастьем, не понимая, что только тогда отдых хорош, когда он не вечный. Ведь преодолевая трудности, достигая поставленных целей, накапливая опыт от совершенных ошибок, человек духовно обновляется. Не в этом ли и заключается счастье? Человек любит выходные, каникулы и отпуска за то, что они вносят некоторое разнообразие в обыденную жизнь и дают время на преобразование своих чувств, а человеку это, бесспорно, необходимо. Однако слишком долгий отдых надоедает, ежедневное разнообразие перестает быть разнообразным, и человеку нужны новые трудности, новые достижения. Это и произошло с героями рассказа, им нужны новые преобразования души, но у них нет почвы для этих преобразований, им абсолютно некуда стремиться, у них нет никаких трудностей, и, как следствие, нет счастья! Ощутив и осознав ужасные последствия своего нелепого желания, герои хотят вернуть то, что они не ценили – все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злых людей и бестолковых детей, всю эту катавасию, мелочность, суету, все надежды, чаяния и любовь. Взрослые наказаны – пустые, безмолвные улицы и неизвестность впереди…
А что же ожидает их ребенка? Чем он заслужил немую тишину, серые, бесцельные будни? Почему Брэдбери лишает мальчика права выбора? Потому что родители решили за него! Почему они не пожелали остаться вдвоем? Ведь другие дети им не нужны, и этот ребенок должен, по их мнению, стать последним. Жестоко! Если они пожелали остаться в мире с ребенком, которого так сильно любят, то почему же не думают о том, как он будет существовать, ведь иначе такую жизнь не назовешь, когда не станет их.
Образ личности мальчика загадка для меня, его поведение весьма странно, однако объяснимо полным одиночеством ребенка. Каникулы… Какое чудесное слово! С ним связано безоблачное детство, солнце, речка, друзья, масса теплых воспоминаний. Они непременно должны быть! Но ведь не на тридцать лет?! А здесь, по эгоистичному желанию своих родителей, мальчик остался совсем один, у него нет сверстников, ему не с кем поговорить, не с кем играть - он несчастлив. Чего же хотели добиться своим желанием родители? Убежать от проблем? Возможно!
Осознание произошедшего всегда происходит- это всего лишь вопрос времени. Главные герои осознали его, особенно ужасным и болезненным это становится тогда, когда внезапно, посреди разговора, появляется ребенок. Его обвинительные крики, словно острый нож, пронзают сердца родителей и нарушают неповторимый ритм природной тишины.
Автор, как мне кажется, дает надежду читателю, запечатлев желание ребенка в брошенной в море бутылке. Надежда на исполнение желания есть! И это важно для нас-читателей.
Рассказ является весьма поучительным, его необходимо прочитать. Ведь в нем говорится о том, что нужно ценить то, что имеешь, необходимо дорожить каждым мгновением жизни. Автор призывает нас не бояться трудностей и не бежать от них, так как любые трудности можно преодолеть, получая как награду достойную и счастливую жизнь.
Р. Брэдбери уже нет, но его рассказы должны читаться и перечитываться, несомненно. Он писал легко, но писал о весьма сложных вещах. Сложное делал понятным и доступным. Писатель и сейчас двигает вас вперед и не позволяет нашим головам отправиться на каникулы – «каникулы в никуда».