Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка через личностно развивающую технологию


Учитель начальных классов высшей категории
МКОУ СОШ №4 п. Песковка
Омутнинского района Кировской области
Собенина Эльвира Николаевна
Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО
на уроках русского языка через личностно развивающую технологию.
Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта. Определить современные требования к качеству начального образования - основная задача федерального государственного образовательного стандарта.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, на первое место выходит развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий (далее - УУД).
УУД – это обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться. В соответствии со стандартом предусмотрена отдельная программа формирования УУД.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте освоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Так, предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.
Вместе с тем этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия. Работа с текстом открывает возможности для формирования познавательных логических действий: анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей.
Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки. Эти же УУД формируется через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово этими признаками не обладающее. Через анализ объектов выполняется выборочное списывание и задания на вычленение слов с определёнными признаками из группы слов, предложения или текста.
1.Разбери по составу слова.
 Метро, вынуть, окружность, листочки.
2.Какое слово лишнее? Подчеркни его.
а) носок, мозоль, георгин, помидор;б) ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;в) подлежащее, глагол, существительное, наречие;г) брюки, хлопоты, дверцы, вилы. 3.Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса -ИСТ-.
 Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.
Задания на составление слов из звуков и слогов, сложных слов из основ, словосочетаний, устойчивых выражений, пословиц из «разбросанных» слов, конструирование и переконструирование предложений, составление слов и предложений по схеме, разгадывание шарад требуют применения такого логического действия как синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
1.Составь анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт
Кулон-
Автор-
Коршун-
2.Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слово с таким составом.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале
3.Составь предложение из слов, вставь пропущенные буквы.
1) Это, длин..ая, в, р...ка, (Е,е)вропе, самая
2) б...рёт, ...на, н...ч...ло, св...ё, гор...да, (Т,т)в...ри3) вп..дает, в, (В,в)олга, море, (К,к)аспийское4.Собери пословицу:
Чему, не выучит, Ваня не научился, Иван того.
5. Разгадай ребусы:
Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
6.Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь другие слова.
Есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетаются. Это все виды диктантов, списывания, комментированное письмо.
С выбором основания и критериев для сравнения дети сталкиваются при выполнении заданий, в которых требуется разбить слова на группы без указания основания. Такие задания предусматривают несколько вариантов решения.
Распредели слова на две группы:
Добрый, белила, солнечный, темнота, доброта, солнышко, беленький, тёмный
Лошадка, весна, олень, колесо, карета, трава, якорь
Построение логического пути рассуждений используется при написании объяснительных диктантов, при выполнении заданий, требующих обоснований и доказательств.
Сообщение о том или ином языковом явлении, объяснение значения слова, фразеологизма, правильное употребление слова, постановка ударения требует поиска необходимой информации, ( работа с разными словарями) в том числе с помощью ИКТ. Эти же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи.
1.Объясни значение слова «язык» в каждой фразе:
Больно прикусил язык.
Язык до Киева доведёт.
Разведчики взяли языка.
Без языка и колокол нем.
Прикуси язык!
Язык под чесночным соусом.
2.Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Неведа – невежда.
3.Запиши, что означают данные фразеологизмы.
Задать головомойку –
Язык проглотить -
Повесить нос –
Через час по чайной ложке-
4.Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Заварить кашу-
Жить душа в душу-
На ночь глядя-
Повесить нос-
Водой не разольешь –
5.Поставь ударения в словах:
Гусеница, магазин, документ, хвоя, столяр, алфавит, портфель
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Формированию знаково–символических действий способствуют графические диктанты.
Составь схему предложения:
Весеннее солнце осветило лесную поляну.
Особое значение для формирования познавательных универсальных учебных действий имеют нестандартные олимпиадные задания. Усвоение приема решения олимпиадных заданий базируется главным образом на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), установление аналогии.
1.Поставь существительные в родительный падеж множественного числа. Килограммы, помидоры, апельсины, чулки, сапоги, ботинки.
2.Прочитай зашифрованную фразу и запишите её правильно
К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л
3.Подбери и запиши 3 слова –о-о--, -о-о--, -о-о- -
4.Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Уроки русского языка способствуют формированию таких коммуникативных УУД, как умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Эти умения формируются при создании различных типов текстов: повествования, описания и рассуждения, и при написании различных видов изложения: по отношению к объекту исходного текста - подробное и сжатое, по отношению к содержанию исходного текста - полное и выборочное. Овладению данных коммуникативных умений способствуют такие виды заданий, как творческое списывание, списывание с изменением текста, свободный диктант, творческий диктант.
Овладение коммуникативными учебными действиями, на наш взгляд, является ключевым моментом в процессе обучения. Известно, что развитие коммуникативной компетентности учащихся может реализовываться лишь в ситуации общения, точнее, в речевой ситуации. Необходимо дидактически точно определить эффективность применения речевых ситуаций на уроке, частотность их использования, способы введения в контекст урока.
Большое значение имеет организация отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий, например, разбор слова или предложения показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом, действовать естественно, раскованно. В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Такие формы работы тесно связаны с регулятивными универсальными учебными действиями.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. На уроках русского языка формируется такое регулятивное действия, как контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Этому способствуют такие задания, как «письмо по памяти», зрительный диктант и другие.
Важно чтобы при самопроверке ребёнок не просто находил и исправлял ошибки, но и постепенно овладевал таким УУД, как коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.
В работе по формированию УУД использую личностно развивающую технологию, где предметом совместной работы учителя и ученика становится не материал, а учебная деятельность, направленная на формирование интереса к обучению, умению учиться, умению изменять и совершенствовать себя. Вся деятельность должна опираться на личность ребёнка, на создание благоприятной творческой атмосферы.
Наиболее эффективными формами организации оказываются как коллективная поисковая деятельность, парная, групповая работа и взаимоконтроль.
Многие задания на таких уроках и занятиях выполняются учениками в игровой форме, что весьма привлекательно для младших школьников и создают положительный эмоциональный фон: интерес, раскованность, желание учиться, формирует и реализует личностные особенности учащихся.
При проведении урока или занятия необходимо:
использовать разные формы и методы организации работы учащихся;
создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса:
стимулировать учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
поощрять стремления ученика предлагать свой способ работы, анализировать, отменять и поддерживать оригинальные;
создавать педагогические ситуации общения, проявлять инициативу, самостоятельность;
обсуждать с детьми в конце урока не только, «что узнали, что понравилось», что хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по – другому.
Используются различные формы занятий: диалог, сказка, урок творчества, сюрприз, занятие открытых мыслей (см. Приложение 1), экскурсия, прогулка, путешествие, игра, КВН, концерт, презентация и др.Каждое занятие и урок по данной технологии строятся по следующей схеме: познавательная часть, учебные действия детей, контроль и оценка результатов.
Задачей организационного момента является создание у учащихся положительного эмоционального фона. Здесь уместны следующие приёмы: просьба учителя улыбнуться друг другу, сказать добрые слова, посмотри в окно, музыка в подарок, стихотворение, использование игровых моментов и т.д.
С самого начала урока демонстрирую детям своё полное доверие к ним, помогаю формулировать цели и задачи, создаю мотивацию к учению, стремлюсь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника. Важно поддержать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, познавательный интерес, поддержать ученика в его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость, недисциплинированность и другие проявления.
Чтобы психологически детей подготовить к усвоению нового материала на этапе актуализации ставлю проблемные вопросы, возникают проблемные ситуации. Открытие новых знаний учитель организует в основном на действии детей (посмотрели, послушали, потрогали, поговорили), сравнении материала, его анализе, который подводит учащихся к обобщению, к установлению закономерностей, к формулированию этой закономерности. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики испытывают разные чувства, переживают разные эмоции и главное – на уроке нет скуки.
Для развития личности ребёнка предлагаю творческие задания, которые связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование), с речевым творчеством (сочинение стихов, загадок, потешек), инсценирование и слушание музыки.
На занятиях и уроках много работаем и не устаём! Для этого провожу физкультминутки, (использую технологию здоровье сбережения), особенно под музыкальное сопровождение, которое способствует повышению эмоционального тонуса и снижению усталости.
Особое значение приобретает обучение младших школьников рефлексии. Использую один из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал хуже – лучше, созидал или разрушал себя, других).
Формы и средства рефлексии: устное слово, цвет, музыка, рисунок, смайлики, письменное слово и др.
Таким образом, используя на уроках русского языка в начальной школе перечисленные выше технологии, формы, методы, способы и виды работы, учитель обеспечивает формирование УУД, предусмотренные ФГОС НОО.
Литература:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.