Конспект урока по теме: «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»
Тема Твердый согласный звук [ц], буквы Ц,ц. УМК «Перспектива»
Цель темы
1) Ознакомить детей со звуком [ ц], буквами Ц, ц ; учить слышать звуки[ ц ] в словах; учить обозначать звуки [ ц ] буквой Ц, читать слоги-слияния, слова с буквой Ц.
2) Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: анализа, сравнения, обобщения; фонематического слуха, связной речи, памяти, внимания, мышления, расширению словарного запаса и кругозора. Формировать компоненты учебной деятельности, приёмы рефлексии и самооценки.
3) Воспитывать интерес к чтению; воспитывать толерантное отношение друг к другу, культуру поведения при фронтальной и парной работе, развивать коммуникативные умения.
Планируемый результат Знать буквы Ц, ц.
Уметь выделять в речи согласный звук [ц], обозначать его в письменной речи.
Различать строчные и заглавные буквы.
Основные понятия Буква, звук, слово
Межпредметные связи Окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал; учебник Азбука Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. (с электронным приложением)
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Проговаривают стихотворение
Выполняют дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику
Определяют свое настроение в начале урока
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
- С чего мы начинаем наш первый урок? (со стихотворения)
Доброе утро
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать
А работать и читать.
- Садитесь, ребята. Прежде чем начать урок поиграем в игру «Я молодец!», «Ты молодец!» Скажите сначала себе «Я молодец!», а потом соседу «Ты молодец!»
- Вы все молодцы и сегодня на уроке мы это увидим.
- А чем мы с вами занимаемся на уроке Азбуки?
- Прежде чем начать урок проведем разминку.
Чтобы правильно читать, надо правильно дышать.
Дыхательная гимнастика: «Именинный пирог», «Писк комара», «Какой ароматный цветок». Артикуляционная разминка: «Лошадка», «Конфета», «Губки» «Хомячок». Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиЛичностные: смыслообразование, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельность (5 мин)
Цели:
- организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний
Проговаривают, что повторили
Играют в паре Организует актуализацию умений выделять лишнее по заданному признаку
Организует обобщение актуализированных знаний.
Организует игру в паре - Чем буква отличается от звука?
Т, У, Г, Ч
А, Я, И, Е
В, Н, Д, С
Посмотрите на эти три группы букв и выберите лишнюю в каждом ряду. Почему?
(лишнюю букву убрать с доски)
- На какие группы делятся звуки? (гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые)
- Поработаем с веером.
- Эта буква обозначает два звука.
- Эта буква петь не умеет, всегда мягкая и не дружит с я и ю.
- Эта буква никогда не бывает заглавной.
- Эта буква не обозначает звука.
- Звук, который обозначает эта буква всегда твёрдый.
Работа в паре
- Сейчас я раздаю задание. Буквы, обозначающие звонкий звук обведите желтым карандашом, глухой звук – оранжевым карандашом. группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков.
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие звуки
оценивать свой ответ и ответы своих одноклассников.
Регулятивное УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение
Коммуникативные УУД:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).( 4 мин). Цели:
- организовать постановку цели урока;
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Отгадайте загадку:
Цветёт у птичника цветок,
Цветок на паре тонких ног,
Цветок пушист и звонок…
- Цветок, ты кто? (цыпленок)
- Как подзывает хозяйка цыплят?
-Какой первый звук?
- А мы знакомы с буквой, которая обозначает этот звук?
- Значит о чем мы будем говорить на уроке? (о звуке ц, и букве, которая её обозначает)
- Чему мы должны будем научиться?
-Какая наша тема урока?
Игра «Распредели в домики»- мягкие в домик с зеленой крышей, твёрдые в домик с синей крышей)(буквы ж, ш, й, ч, щ, ь, ы)
- А если бы здесь была буква, обозначающая звук ц куда бы вы её определили? (пока точно сказать не можем)
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиРегулятивные: .целеполаганиеIV. Реализация построенного проекта. (4 мин)
Цели:
-реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
С помощью учителя дают характеристику звукам, определяют место на ленте букв.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Игра Камень – вата. (цифры, цемент, цена. цепь)
- Почему 1 ряд не вставал?
- Какой вывод сделаем?
- В какой домик поместим этот звук?
- Дайте полную характеристику этому звуку.
- А кто знает, какая буква будет обозначать этот звук? (буква цэ) (демонстрация буквы)
- Кто изображен ?- Где она займет свое место на ленте букв? (на первом этаже) А почему? давать характеристику согласным звукам,
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков,
оценивать свой ответ и ответы своих одноклассников
.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике,
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
V. Закрепление нового (15 мин)
Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Выполняют задание на закрепление полученных знаний
Составляют схемы
Читают слоги, слова, работают с учебником
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Физкультминутка «Цыплята»
- Посмотрим мультфильм, запомните все слова с буквой Ц. (видео Уроки тётушки Совы, Буква Ц)
- Поработаем на интерактивной доске (электронное приложение к учебнику - упражнение, составление звук. схемы)
Чтение слогов (прием горки)
Чтение слов
- Как можно назвать одним словом? (птицы)
- Что вы знаете об этих птицах?
- О некоторых птицах прочитаем в учебнике.
- Поработаем с учебником.
С. 56
Прочитаем слоги (хором, по рядам, по партам)
Прочитаем слова (хором), несколько учащихся по очереди.
Чтение текста (если останется время) узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
читать слова с изученными буквами,
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике,
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(7 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
Выполняют работу. Осуществляют: самооценку; самопроверку; предварительную оценку.
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.
Организует: коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; - А сейчас выполним самостоятельную работу. Нужно найти и обвести в кружочек букву Ц.
Любовалась цыплятами курица,
Что не цыпленок – умница!
Молодец, удалец!
Очень славный птенец!
- Если вы считаете, что выполнили задание без ошибок, нарисуйте зеленый кружочек. Если вы считаете, что допустили 1-2 ошибки, нарисуйте желтый кружочек, если считаете, что допустили больше 2 ошибок, нарисуйте красный кружочек
- Проверим по образцу, возьмите красный карандаш и обводите в кружочек буквы, которые вы пропустили (на интерактивной доске)
- Нарисуйте рядом с первым кружочком зеленый кружочек, если у вас на самом деле нет ни одной ошибки, желтый кружок, если у вас 1-2 ошибки и красный кружок, если у вас больше 2 ошибок.
- Встаньте, пожалуйста те, у кого нет ни одной ошибки.
-Встаньте, пожалуйста, те, у кого совпали цвета кружочков, то есть оба цвета одинаковые. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. . Какую проблему решали на уроке?- Что вы можете рассказать о букве и звуке? - Покажите мне свое настроение (нарисуйте на смайликах свое настроение – улыбку) Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
МБОУ «Куркачинская средняя общеобразовательная школа»
Высокогорского муниципального района РТ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
АЗБУКА
в 1 классе
ТЕМА: Твердый согласный звук [ ц ],
буквы Ц, ц.
Разработала и провела:
учитель начальных классов
Исмагилова Р.Х.
февраль, 2013 год
Любовалась цыплятами курица.
Что не цыпленок- то умница!
Молодец, удалец!
Очень славный птенец!
Любовалась цыплятами курица.
Что не цыпленок- то умница!
Молодец, удалец!
Очень славный птенец!
Любовалась цыплятами курица.
Что не цыпленок- то умница!
Молодец, удалец!
Очень славный птенец!
Любовалась цыплятами курица.
Что не цыпленок- то умница!
Молодец, удалец!
Очень славный птенец!
Любовалась цыплятами курица.
Что не цыпленок- то умница!
Молодец, удалец!
Очень славный птенец!
Б Р Х И Ч
Ж Ь К Л
Б Р Х И Ч
Ж Ь К Л
Б Р Х И Ч
Ж Ь К Л
Б Р Х И Ч
Ж Ь К Л
Б Р Х И Ч
Ж Ь К Л
ЦАПЛЯ
СИНИЦА
КУРИЦА
ЦЫПЛЁНОК
СКВОРЕЦ