Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.
АНООЧ Школа «Премьер»
Конспект открытого урока по обучению грамоте
1 класс, УМК «Перспектива»
Учитель начальных классов
Захватова Елена Анатольевна
Тема урока: Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Место урока в теме:
Урок проводился в букварный период обучения грамоте. Это первый урок из двух по данной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками обучения грамоте по характеру, способу выполняемой учениками учебно – познавательной деятельности и опирается на ранее приобретённые учащимися знания и умения. Отбор материала проходил в соответствии с требованиями программного материала и УМК, возможностями детей, исходным уровнем знаний, в соответствии с целями и задачами урока. Соблюдался принцип научности и доступности знаний.
Цели урока:
Познакомить с новым звуком [ ц ] – всегда твёрдым и глухим; с новыми буквами Ц, ц;
Формировать навык чтения;
Способствовать развитию фонематического слуха, конвергентного мышления, связной речи;
Задачи урока:
Обучающие:
уточнить и обобщить знания детей о глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных звуках;
продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог;
распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с новой буквой;
читать тексты, выполнять задания к ним.
Развивающие:
развивать умение анализировать и обобщать;
развивать внимание, речь, логическое мышление;
способствовать сохранению здоровья учащихся, снятию утомляемости на уроке.
Воспитывающие:
воспитывать положительное отношение к чтению как к виду речевой деятельности;
воспитывать аккуратность, желание трудиться.
Для организации урока было применено оборудование:
Учебник «Азбука», часть 2 2011г. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, рисунки, доска, мел, сигнал «колокольчик», карточки с текстом для индивидуального чтения, телевизор, видео на тему «Цирк».
На уроке были использованы методы:
словесные;
наглядные;
практические;
самостоятельная работа.
Формы познавательной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
дифференцированная.
Конспект урока обучения грамоте.
Класс: 1.
Тема урока: «Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.»
УМК «Перспектива», Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, Москва, «Просвещение», 2011, с.56, 58, 59.
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: классно урочная.
Ход урока.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
2. Актуализация опорных знаний.
Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
- Ребята, давайте заглянем в гости к буквам, с которыми вы уже знакомы.
Работа по ленте букв:
- Вспомните, пожалуйста, кто живёт в синем домике?
( буквы, обозначающие согласные звуки)
- Назовите признаки согласных звуков.
(когда мы произносим согласные звуки, во рту встречаются преграды: губы, зубы, язык; воздух выходит не свободно; согласные звуки произносятся с голосом и шумом или только с шумом)
- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки?
- Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкий согласный звук?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдый согласный звук?
- Буквы рады, что вы их не забыли!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
( сигнал в виде колокольчика)
- Слушаем внимательно и стараемся правильно услышать первый звук в каждом слове. Если звук согласный мягкий – показываем зелёный колокольчик, если звук согласный твёрдый – показываем синий колокольчик.
Слова: снег, сугроб, мороз, метель, лёд, лыжи, радость, веселье.
- Молодцы! Все справились с заданием без ошибок, значит вы хорошо научились различать согласные звуки по признаку твёрдости/мягкости.
- Чтобы правильно и чётко говорить, надо развивать свой речевой аппарат.
Артикуляционная гимнастика.
Толстые внуки приехали в гости (щёки надуты);
С ними худые – кожа да кости (щёки втянуты);
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы растянуты в улыбку);
Поцеловать они всех потянулись (губы вытянуты в трубочку);
Утром проснулись – в улыбочку губы (губы растянуты в улыбку);
Дружно мы чистим верхние зубы (язык двигается вправо–влево по верхним зубам);
Губы сожмём мы и рот прополощем (поочерёдно надуваем щёки);
И самоваром пыхтим, что есть мочи(выпускаем воздух изо рта);
Чашки поставим, чтоб чаю налили (выпячиваем подбородок вперёд);
На нос подуем – мы чай остудили (дуем на нос);
Чаю попили – никто не обижен,
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (облизываем губы языком по кругу).
Разминка закончена.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и цели урока (реализация идеи педагогического сотрудничества). На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании.
Внимание, на доску.
Рис. на доске.
- Рассмотрите рисунки, назовите изображённые предметы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]13 SHAPE \*
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
( цапля, цифры, сердце, цветы, цыплёнок, ножницы)
Что заметили? (во всех словах есть новый звук [ц ] )
Отгадайте загадку:
Был белый дом, чудесный дом,
Но что-то застучало в нём.
И он разбился, а оттуда
Живое выглянуло чудо.
(цыплёнок)
Рис. на доске.
- Вспомните, как хозяйка подзывает цыплят? (цып – цып – цып)
- Произнесём хором!
- Какой новый звук услышали в начале слова? (звук [ ц ] )
- Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
(Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, его обозначающей)
4. Работа над новым материалом.
Цель. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся к открытию новых знаний.
1) Знакомство со звуком [ ц ]:
- произнесём звук хором.
- когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды)
- что вам мешало произносить звук? (губы, зубы, язык)
Вывод: звук [ ц ] - согласный.
- закройте ушки ладошками, произнесите звук.
- как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом)
Вывод: звук [ ц ] – глухой.
- назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ
- что заметили ? (произносим одинаково)
Вывод: звук [ ц ] - всегда твёрдый.
- как будем обозначать звук [ ц ] ? (синим квадратиком)
Подведём итог.
- дайте характеристику новому звуку [ ц ]
(звук [ ц ] - согласный, глухой, всегда твёрдый).
Физкультминутка.
Цель. Снятие утомляемости. Напряжения мышц, реализация здоровьесберегающих задач урока.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише-тише,
Деревцо всё выше-выше.
2) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель. Формировать умение выделять звук в слове, делить слова на слоги, выделять голосом ударный слог. Развивать умение делать выводы, развивать внимание к слову товарища, развивать монологическую речь.
- Ребята, пока мы с вами отдыхали, у цыплёнка случилась беда: ветерок дунул слишком сильно и поломал звуковую схему слова.
- поможем цыплёнку справиться с бедой? ( поможем).
3) Игра «Собери схему слова».
Внимание, на доску.
Работа «цепочкой» с подсказками учителя.
- произносим слово цып-лё-нок по слогам (ладошку к подбородку):
- сколько в слове слогов? (три слога)
- назовите первый слог? ( цып-)
- что услышали в начале этого слога? (слог-слияния)
- какой это слог-слияния? (твёрдый)
- почему? (звук [ ц ] - всегда твёрдый).
- что слышим в конце этого слога? (звук [ п ])
- дайте ему характеристику? (звук [ п ]- согласный, глухой, парный, твёрдый)
- назовите второй слог? (лё-)
- что услышали? (слог-слияния)
- какой это слог-слияния? (мягкий)
- почему? (буква ё образует мягкий слог-слияния)
- назовите третий слог? (нок)
- что услышали в начале этого слога? (слог-слияния)
- какой это слог-слияния? (твёрдый)
- почему? (буква о образует твёрдый слог-слияния)
- что слышим в конце этого слога? (звук [ к ])
- дайте ему характеристику? (звук [ к ]- согласный, глухой, парный, твёрдый)
- произнесите слово ещё раз, определите ударный звук? ( звук [ о ]).
Цыплёнок благодарит вас за помощь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Пришло время познакомиться с буквой, с помощью которой обозначается звук [ ц ].
Внимание, на доску:
Буква П (э) домой вернулась,
Раз-два-три, перевернулась,
Превратилась в букву Ц (э)
С ножкой маленькой в конце.
- На что похожа буква Ц(э) ? ( ответы детей)
Рис. 1 Буква Ц (э) - внизу крючок,
Точно с краником бачок!
Рис. 2 Вот какая буква Ц (э),
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Буква Ц (э) бывает печатная и письменная, заглавная и строчная.
5) Работа по ленте букв.
- скажите, а куда мы поселим нашу новую букву? (в синий домик)
- почему? (она обозначает согласный звук [ ц ])
- на какой этаж? (на первый)
- почему? (она обозначает глухой звук)
Вывод: теперь у буквы есть свой собственный домик.
5. Закрепление новых знаний.
«Динь-динь-динь!»- звенит звонок,
Слоги мчатся на урок.
Чтобы слоги знать,
Надо слоги прочитать.
1) Чтение по слоговой таблице:
ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЕ ЦИ
2) Чтение текста на карточке.
- ребята, пока мы с вами читали слоги, наш цыплёнок что-то совсем загрустил.
- наверное, он скучает по своей маме?
- хотите познакомиться с его семьёй?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- слушаем задание: прочитать текст на карточке, подчеркнуть карандашом все слова, в которых встретится новая буква Ц.
Текст:
Наступила весна.
У курицы появились цыплята.
Она назвала их ЦЫП и Цыпочка.
Цыплята были жёлтенькие, как солнышко.
Мама – курица гордилась детьми.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- назовите слова с буквой Ц? (курица, цыплята, Цып, Цыпочка)
- подумайте, какой вопрос вы бы могли задать своему соседу по содержанию текста?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Когда появились цыплята?
Как курица назвала цыплят?
На что они были похожи?
Как мама-курица относилась к своим детям?
3) Прослушивание текста с заданием.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цыплёнок Цып.
Цыплёнок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
-Мама, ты неправильно сидишь! Видишь, никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
-Ну, ты посиди,- говорит Цып, а я пойду, прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:
-Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошёл дальше. Смотрит - гусеница ползёт.
-Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь.
-А как же надо? - удивилась гусеница.
-Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошёл дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.
-Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо - цапля его вытащила.
-Чтобы учить, - говорит цапля, - надо самому что-нибудь знать.
Понял Цып?
(Г.Юдин)
4) Отгадайте загадку.
Все глядят на середину,
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали,
Вы, конечно, там бывали
(Цирк)
Верно, у буквы Ц(э) купив билет,
Мы побываем в цирке!
- на арене цирка появляется
- КТО?
В цирке он смешнее всех,
У него большой успех.
Только вспомнить остаётся
Весельчак тот как зовётся?
(клоун)
- Наш клоун – фокусник, он придумал для вас интересные задания.
- Если вы справитесь – узнаете волшебное слово.
Игра «Прятки». (на доске)
циркуль
холодец
цветок
образец
улица
- найдите в данных словах спрятанные другие слова
(карточки открываются постепенно)
- чем похожи слова в левом столбике? (есть буква Ц)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
борец
цветок
концерт
танец
цирк
заяц
овца
- из слов убежали все буквы Ц. Найдите беглянок и верните на место, чтобы получились слова.
(карточки открываются постепенно)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Открывается волшебное слово: (читаем хором)
МОЛОДЦЫ!
- ученик читает стихотворение о букве Ц:
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц - В НАЧАЛЕ,
Есть слова, где Ц - в конце
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде её птенцы;
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц,
Точно камушек в кольце!
6[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Думаю, что наш урок для каждого из вас был нужен и полезен.
- А почему, вы расскажете сами:
- что нового мы узнали?
Мы познакомились с новым звуком и буквой, его обозначающей.
- расскажите всё, что вы узнали о букве Ц?
Ответы детей:
Буква Ц живёт в синем домике, потому что обозначает согласный звук.
Она живёт на первом этаже, потому что обозначает глухой звук.
Буква Ц имеет один звук, он всегда твёрдый.
Буква Ц бывает печатная и письменная, заглавная и строчная.
Буква Ц может стоять в начале, в середине и в конце слова.
Клоун доволен ответами и приготовил вам ещё один сюрприз:
- Вы хотели бы прямо сейчас оказаться на настоящем цирковом представлении? (да)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
САМОАНАЛИЗ:
Это первый урок знакомства с новой буквой, поэтому основная работа велась по выделению нового звука и слов с ними, его характеристики, умению его обозначить буквой, запомнить его написание и правильное чтение.
Старалась в ходе всего урока опираться на уже полученные ранее знания учащихся.
Планируя урок, выбирала интересный, познавательный и разнообразный по форме работы материал:
1. провела фонетическую зарядку;
2. активизировала работу разгадыванием загадок, чтением интересной сказки, использованием раздаточного и наглядного материала;
3. использовала разные формы работы: индивидуальную, самостоятельную и фронтальный опрос;
4. привлекала в уроке дополнительный материал.
Урок старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого.
В 1 классе особое внимание уделяю этапу организационного момента, т.к. на данном этапе закладываются основы учебно-организационных умений и навыков. У учащихся воспитывается дисциплинированность, аккуратность, умение беречь время. На этапе целеполагания учу планировать деятельность, правильно ставить задачу на урок.
Для активизации учебной деятельности я выбрала форму урока-урок-сказка.
Дети любят сказки, это их заинтересовывает, помогает держать внимание на всём протяжении урока. Этап актуализации знаний способствовал созданию условий для выявления необходимых знаний к усвоению нового материала.
На каждом уроке чтения я провожу речевые разминки, которые развивают речевой аппарат, память, расширяют словарный запас, развивают технику чтения. На данном уроке я использовала скороговорки и чистоговорки. Они были связаны с темой урока, а чистоговорка способствовала актуализации знаний.
Работа по теме урока начинается с введения в сказку. На протяжении всего урока дети читали, знакомились с новыми словами с буквой ц, выполняли частично-поисковым методом задания учителя, разгадывали загадки, учились правильно говорить, слушать учителя и товарищей. Для эффективной работы на уроке использую магнитную доску, карточки, компьютер и проектор. Данное оборудование позволяет разнообразить виды работ, заранее приготовить материал для урока, экономно использовать время.
На этапе рефлексии я даю возможность оценить работу каждому ученику, в 1 классе в основном на эмоциональном уровне. Дети получают цветики-семицветики за работу на уроке. Это стимулирует их для дальнейшей работы. Урок цели достиг. Учащиеся показали, что усвоили новые знания, полученные на данном уроке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 1Описание: http://img1.liveinternet.ru/images/foto/c/9/apps/2/547/2547577_8.jpgоткрытый урок 017Рисунок 1Описание: http://images.tiu.ru/3714222_w0_h80_i.jpgРисунок 4Описание: http://www.vkrizis.ru/content/news/images/21-4-9letter.gifРисунок 3Описание: http://sch23apa.narod.ru/images/page2_7.gifРисунок 2Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/5821/4243123.3a/0_87ee2_df8f3c11_XL15