Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. 
                                    АНООЧ Школа «Премьер»
             Конспект открытого урока по обучению грамоте
                           1 класс, УМК «Перспектива»
                          Учитель начальных классов
                        Захватова  Елена  Анатольевна    
Тема   урока:  Твёрдый   согласный   звук  [ ц ],  буквы  Ц, ц. 
Тип  урока:  урок  усвоения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.
Место  урока  в  теме:
Урок  проводился  в  букварный  период  обучения  грамоте.  Это  первый  урок  из  двух  по  данной  теме.  Он  тесно  связан  с  предыдущими  уроками  обучения  грамоте   по  характеру,  способу  выполняемой  учениками   учебно – познавательной  деятельности   и  опирается  на  ранее  приобретённые  учащимися  знания  и  умения.  Отбор  материала  проходил  в  соответствии  с  требованиями  программного  материала   и  УМК,  возможностями  детей,  исходным  уровнем  знаний,  в  соответствии  с  целями  и  задачами  урока.  Соблюдался  принцип  научности  и  доступности  знаний.
Цели   урока:
Познакомить  с  новым  звуком  [ ц ] – всегда  твёрдым  и  глухим;  с  новыми  буквами   Ц, ц;
Формировать  навык  чтения;
Способствовать  развитию  фонематического  слуха,  конвергентного  мышления, связной  речи;
Задачи  урока:
Обучающие:
уточнить  и  обобщить  знания детей  о  глухих  и  звонких,  твёрдых  и  мягких  согласных  звуках;
продолжить  формирование  умений  делить  слово  на  слоги,  выделять  голосом  ударный  слог;
распознавать  в  словах новый  звук,  читать  слоги  и  слова  с новой  буквой;
читать  тексты,  выполнять  задания  к  ним.
Развивающие:
развивать  умение  анализировать  и  обобщать;
развивать  внимание,  речь,  логическое  мышление;
способствовать  сохранению здоровья  учащихся,  снятию  утомляемости  на  уроке.
Воспитывающие:
воспитывать  положительное  отношение  к  чтению  как  к  виду  речевой  деятельности;
воспитывать  аккуратность,  желание  трудиться.
Для  организации  урока  было  применено  оборудование:
Учебник  «Азбука», часть 2  2011г.  Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева,  рисунки,  доска,  мел,  сигнал «колокольчик»,  карточки  с  текстом  для  индивидуального  чтения, телевизор,   видео  на  тему  «Цирк».
На  уроке  были  использованы   методы:
словесные;
наглядные;
практические;
самостоятельная  работа.
Формы  познавательной  деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
дифференцированная.
                        Конспект   урока   обучения   грамоте.
Класс:  1.
      Тема урока: «Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.»
 УМК «Перспектива», Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, Москва, «Просвещение», 2011, с.56, 58, 59.
       Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
       Форма урока: классно  урочная.
                                                         Ход урока.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель.  Подготовить  учащихся  к  работе: обеспечить   внешнюю  благоприятную    обстановку  для  работы,  психологически  настроить  ребят  на    совместную                    деятельность.       
1.  Организационный   момент.
         Долгожданный  дан  звонок,
         Начинается  урок.
         Ум  и   сердце  в  работу  вложи,
         Каждой  секундой  в  труде  дорожи!
2.  Актуализация  опорных  знаний.
Цель.   Обеспечить  в  самом  начале  урока  высокий  уровень  вовлечённости   учеников   в  учебную  деятельность.   Развитие  логических  операций  (задания  подобраны  так,  чтобы  дети  смогли  повторить  ранее  изученный  материал).  Подвести  учащихся   к  формулированию  темы  урока.
- Ребята,  давайте  заглянем  в  гости   к  буквам,  с  которыми  вы    уже  знакомы.
 Работа  по  ленте  букв:
-  Вспомните,  пожалуйста,  кто  живёт  в  синем  домике?
( буквы,  обозначающие  согласные   звуки)
-  Назовите  признаки  согласных  звуков.
(когда  мы  произносим  согласные  звуки,  во  рту  встречаются преграды:  губы, зубы,  язык;  воздух  выходит  не  свободно;  согласные  звуки  произносятся  с  голосом  и  шумом  или  только  с  шумом)
-  Назовите  буквы,  обозначающие  звонкие  согласные  звуки?
-  Назовите  буквы,  обозначающие  глухие  согласные  звуки?
-  Назовите  буквы,  которые  обозначают  всегда   мягкий  согласный  звук?
-  Назовите  буквы,  которые  обозначают  всегда  твёрдый  согласный  звук?
-  Буквы  рады,  что  вы  их  не  забыли!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
( сигнал  в  виде  колокольчика)
-  Слушаем  внимательно  и  стараемся  правильно  услышать  первый  звук  в  каждом  слове.  Если  звук  согласный  мягкий – показываем  зелёный  колокольчик,  если  звук   согласный  твёрдый – показываем  синий  колокольчик.
Слова:  снег,  сугроб,  мороз,  метель,  лёд,  лыжи,  радость,  веселье.
-  Молодцы!   Все  справились  с  заданием  без  ошибок,  значит  вы  хорошо  научились  различать  согласные  звуки  по  признаку  твёрдости/мягкости.
-  Чтобы  правильно   и  чётко  говорить,  надо  развивать  свой  речевой  аппарат.
Артикуляционная гимнастика.     
       Толстые  внуки  приехали  в  гости (щёки  надуты);
        С  ними  худые – кожа  да кости  (щёки  втянуты);
        Бабушка  с  дедушкой  всем  улыбнулись (губы  растянуты  в  улыбку);
        Поцеловать  они  всех  потянулись (губы  вытянуты  в  трубочку);
        Утром  проснулись – в  улыбочку  губы (губы  растянуты  в  улыбку);
        Дружно  мы  чистим  верхние зубы (язык двигается  вправо–влево по верхним зубам);
       Губы  сожмём  мы  и  рот  прополощем (поочерёдно  надуваем  щёки);
       И  самоваром  пыхтим, что  есть  мочи(выпускаем  воздух  изо  рта);
       Чашки  поставим,  чтоб  чаю  налили (выпячиваем  подбородок  вперёд);
       На  нос  подуем – мы  чай  остудили (дуем  на  нос);
       Чаю  попили – никто  не  обижен,
       Вкусный  был  завтрак – мы  губки  оближем (облизываем  губы  языком  по  кругу).
Разминка  закончена.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель.   Самостоятельное  формулирование  учащимися   темы   и  цели  урока  (реализация  идеи  педагогического  сотрудничества).  На  основе  активной  речемыслительной  деятельности   ученики  участвуют   в  целеполагании.
Внимание,  на доску.
            Рис.  на  доске.
    -  Рассмотрите   рисунки,  назовите  изображённые  предметы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]13 SHAPE  \* 
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
( цапля,  цифры,  сердце,  цветы,  цыплёнок,  ножницы)
Что  заметили?  (во  всех  словах  есть  новый  звук [ц ] )
Отгадайте  загадку:
        Был  белый  дом,  чудесный  дом,
        Но  что-то  застучало  в  нём.
        И  он  разбился,  а  оттуда  
        Живое   выглянуло  чудо.
                                                  (цыплёнок)
Рис.  на  доске.     
-  Вспомните,  как  хозяйка  подзывает   цыплят?   (цып – цып – цып)
-  Произнесём   хором!
-  Какой  новый  звук  услышали   в  начале   слова?  (звук [ ц ] )
-  Догадались,  о  чём  пойдёт  речь  на  уроке?
-  Сформулируйте  тему  урока.
(Сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  с  новым  звуком  и  буквой,  его  обозначающей)
  4.  Работа  над  новым  материалом.
Цель.  Организовать  и  направить   познавательную  деятельность  учащихся  к открытию  новых  знаний.
1) Знакомство  со  звуком  [ ц ]:
-  произнесём  звук  хором.
- когда  вы  произносили  звук,  воздух  выходил  свободно  или  во  рту  встретились  преграды?  (встретились  преграды)
-  что  вам  мешало  произносить  звук? (губы,  зубы, язык)
Вывод:  звук  [ ц ]  -  согласный.
-  закройте  ушки  ладошками,  произнесите  звук.
-  как  он  звучит:  с  голосом  и  шумом  или  только  с  шумом?  (только  с  шумом)
Вывод: звук [ ц ] – глухой.
-  назовите  слоги: (на  доске)  ЦЫ,  ЦИ
-  что  заметили ?  (произносим  одинаково)
Вывод:  звук  [ ц ]  -  всегда  твёрдый.
-  как  будем  обозначать  звук  [ ц ] ?  (синим  квадратиком)
Подведём  итог.
-  дайте  характеристику  новому  звуку  [ ц ]
(звук  [ ц ]  - согласный,  глухой,  всегда  твёрдый).
Физкультминутка.
Цель.  Снятие  утомляемости.  Напряжения  мышц,  реализация  здоровьесберегающих  задач  урока.
       Ветер  дует  нам  в  лицо,
       Закачалось  деревцо.
       Ветерок  всё  тише-тише,
       Деревцо  всё  выше-выше.
2) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель.  Формировать  умение  выделять  звук  в  слове,  делить  слова  на  слоги,  выделять  голосом  ударный  слог.  Развивать  умение  делать  выводы,  развивать  внимание  к  слову  товарища,  развивать  монологическую  речь.
-  Ребята,  пока  мы  с  вами  отдыхали,  у  цыплёнка   случилась  беда:  ветерок  дунул  слишком  сильно  и  поломал   звуковую  схему  слова.
-  поможем  цыплёнку  справиться  с  бедой?  ( поможем).
3) Игра  «Собери  схему  слова».
Внимание,  на  доску.
Работа  «цепочкой»  с  подсказками  учителя. 
-  произносим  слово  цып-лё-нок  по  слогам (ладошку  к  подбородку):
-  сколько  в  слове  слогов?  (три  слога)
-  назовите  первый  слог? (  цып-)
-  что  услышали  в  начале  этого  слога?  (слог-слияния)
-  какой  это  слог-слияния? (твёрдый)
-  почему? (звук  [ ц ]  -  всегда  твёрдый).
-  что  слышим  в  конце  этого  слога? (звук [ п ])
-  дайте  ему  характеристику?  (звук [ п ]- согласный, глухой, парный, твёрдый)
-  назовите  второй  слог?  (лё-)
-  что  услышали? (слог-слияния)
-  какой  это  слог-слияния? (мягкий)
-  почему? (буква  ё  образует  мягкий  слог-слияния)
- назовите  третий  слог? (нок)
-  что  услышали  в  начале  этого  слога?  (слог-слияния)
-  какой  это  слог-слияния? (твёрдый)
-  почему? (буква  о  образует твёрдый  слог-слияния)
-  что  слышим  в  конце  этого  слога? (звук [ к ])
-  дайте  ему  характеристику?  (звук [ к ]- согласный, глухой, парный, твёрдый)
-  произнесите  слово  ещё  раз,  определите  ударный  звук? ( звук  [ о ]).
Цыплёнок  благодарит  вас  за  помощь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Пришло  время  познакомиться  с  буквой,  с помощью  которой  обозначается  звук  [ ц ].
Внимание,  на  доску:
            Буква  П (э)  домой  вернулась,
            Раз-два-три,  перевернулась,
            Превратилась  в  букву  Ц (э) 
            С  ножкой  маленькой  в  конце.
-  На  что  похожа  буква  Ц(э) ? ( ответы  детей)
Рис. 1      Буква   Ц (э) -  внизу  крючок,                  
                Точно  с  краником  бачок!
Рис.  2     Вот  какая  буква  Ц (э),
                С  коготочком  на  конце.
                Коготок – царапка,
          Как  кошачья  лапка.
Буква  Ц (э)  бывает  печатная  и  письменная,  заглавная  и  строчная.
5) Работа  по  ленте  букв.
-  скажите,  а  куда  мы  поселим  нашу  новую  букву? (в  синий  домик)
-  почему? (она  обозначает  согласный  звук  [ ц ])
-  на  какой  этаж? (на  первый)
-  почему?  (она  обозначает  глухой  звук)
Вывод:  теперь  у  буквы  есть  свой  собственный  домик.
5.  Закрепление  новых  знаний.
      «Динь-динь-динь!»- звенит  звонок,
      Слоги  мчатся  на  урок.
      Чтобы  слоги  знать,
      Надо  слоги  прочитать.
1) Чтение  по  слоговой  таблице:
ЦА   ЦО   ЦУ   ЦЫ   ЦЕ   ЦИ
2) Чтение текста на карточке.
-  ребята,  пока  мы  с  вами читали слоги,  наш  цыплёнок  что-то  совсем  загрустил.
-  наверное,  он  скучает  по  своей  маме?
-  хотите  познакомиться  с  его  семьёй?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-  слушаем  задание:  прочитать  текст  на  карточке,  подчеркнуть  карандашом  все  слова,  в  которых  встретится  новая  буква  Ц.
Текст:
Наступила  весна.   
У  курицы  появились  цыплята. 
Она  назвала  их  ЦЫП  и  Цыпочка.
Цыплята  были  жёлтенькие,  как  солнышко.
Мама – курица   гордилась  детьми.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-  назовите   слова  с  буквой  Ц?  (курица,  цыплята,  Цып,  Цыпочка)
-  подумайте,  какой  вопрос  вы  бы  могли  задать  своему  соседу  по  содержанию  текста?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Когда  появились  цыплята?
Как  курица  назвала  цыплят?
На  что  они  были  похожи?
Как  мама-курица  относилась  к  своим  детям?
3) Прослушивание текста с заданием.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цыплёнок Цып.
Цыплёнок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
-Мама, ты неправильно сидишь! Видишь, никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
-Ну, ты посиди,- говорит Цып, а я пойду, прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:
-Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошёл дальше. Смотрит - гусеница ползёт.
-Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь.
-А как же надо? - удивилась гусеница.
-Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошёл дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.
-Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо - цапля его вытащила.
-Чтобы учить, - говорит цапля, - надо самому что-нибудь знать. 
Понял Цып?
(Г.Юдин)
4) Отгадайте  загадку.
      Все  глядят  на  середину,
      В  середине – волшебство:
      Там  чудак  зайчишку  вынул
      Из  кармана  своего.
      Там  под  купол  танцовщица
      Улетела, как  синица.
      Там  собачки  танцевали,
      Вы,  конечно,  там  бывали
                                    (Цирк)
Верно,  у  буквы  Ц(э)  купив  билет,
            Мы  побываем  в  цирке!
-  на  арене  цирка   появляется
- КТО?
       В  цирке  он  смешнее  всех,
       У  него  большой  успех.
       Только  вспомнить  остаётся
       Весельчак  тот  как  зовётся?
                                     (клоун)
-  Наш  клоун – фокусник,  он  придумал  для  вас  интересные  задания.
-  Если  вы  справитесь – узнаете  волшебное  слово.   
Игра  «Прятки».  (на  доске)
циркуль
холодец
цветок
образец
улица
-  найдите  в  данных  словах   спрятанные  другие  слова
(карточки  открываются  постепенно)
-  чем  похожи  слова  в  левом  столбике?  (есть  буква  Ц)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
борец
цветок
концерт
танец
цирк
заяц
овца
-  из  слов  убежали  все  буквы  Ц.  Найдите  беглянок  и  верните  на  место, чтобы  получились  слова.
(карточки  открываются  постепенно)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Открывается  волшебное  слово: (читаем  хором)
МОЛОДЦЫ!
-  ученик  читает  стихотворение  о  букве  Ц:       
Букв немало  мы  узнали,
Добрались  до  буквы  Ц.
Есть  слова,  где  Ц -  В  НАЧАЛЕ,
Есть  слова,  где  Ц  - в  конце
Цапля  ходит  по  болоту,
Ждут  в  гнезде  её  птенцы;
Цирк  откроется  в  субботу,
Уж  приехали  борцы.
В  цех  явились  на  работу
Молодые  кузнецы.
В  каждой  строчке  буква Ц,
Точно  камушек  в  кольце! 
6[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-  Думаю,   что  наш  урок  для  каждого  из  вас   был  нужен  и  полезен.
-  А  почему,  вы  расскажете  сами:
-  что  нового  мы  узнали?
           Мы  познакомились  с  новым  звуком  и  буквой,  его  обозначающей.
-  расскажите  всё,  что  вы  узнали  о  букве  Ц?
Ответы детей:
Буква  Ц  живёт  в  синем  домике,  потому  что  обозначает  согласный  звук.
Она  живёт  на  первом  этаже,  потому  что  обозначает  глухой  звук.
Буква  Ц  имеет  один  звук,  он  всегда  твёрдый.
Буква  Ц  бывает  печатная  и  письменная,  заглавная  и  строчная.
Буква  Ц  может  стоять  в  начале,  в  середине  и  в  конце  слова.
Клоун  доволен   ответами  и  приготовил  вам  ещё  один  сюрприз:
-  Вы  хотели  бы  прямо  сейчас  оказаться  на  настоящем  цирковом  представлении?  (да)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
            САМОАНАЛИЗ:
Это первый урок знакомства с новой буквой, поэтому основная работа велась по выделению нового звука и слов с ними, его характеристики, умению его обозначить буквой, запомнить его написание и правильное чтение.
Старалась в ходе всего урока опираться на уже полученные ранее знания учащихся.
Планируя урок, выбирала интересный, познавательный и разнообразный по форме работы материал:
1.	провела фонетическую зарядку;
2.	активизировала работу разгадыванием загадок, чтением интересной сказки, использованием раздаточного  и наглядного материала;
3.	использовала разные формы работы: индивидуальную, самостоятельную и фронтальный опрос;
4.	привлекала в уроке дополнительный материал.
Урок старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого.
В 1 классе особое внимание уделяю этапу организационного момента, т.к. на данном этапе закладываются основы учебно-организационных умений и навыков. У учащихся воспитывается дисциплинированность, аккуратность, умение беречь время. На этапе целеполагания учу планировать деятельность, правильно ставить задачу на урок.
 Для активизации учебной деятельности я выбрала форму урока-урок-сказка.
Дети любят сказки, это их заинтересовывает, помогает держать внимание на всём протяжении урока. Этап актуализации знаний способствовал созданию условий для выявления необходимых знаний к усвоению нового материала.
На каждом уроке чтения я провожу речевые разминки, которые развивают речевой аппарат, память, расширяют словарный запас, развивают технику чтения. На данном уроке я использовала скороговорки и чистоговорки. Они были связаны с темой урока, а чистоговорка способствовала актуализации знаний.
Работа по теме урока начинается с введения в сказку. На протяжении всего урока дети читали, знакомились с новыми словами  с буквой ц, выполняли частично-поисковым методом задания учителя, разгадывали загадки, учились правильно говорить, слушать учителя и товарищей. Для эффективной работы на уроке использую магнитную доску, карточки, компьютер и проектор. Данное оборудование позволяет разнообразить виды работ, заранее приготовить материал для урока, экономно использовать время.
На этапе рефлексии я даю возможность оценить работу каждому ученику, в 1 классе в основном на эмоциональном уровне. Дети получают цветики-семицветики за работу на уроке. Это стимулирует их для дальнейшей работы. Урок цели достиг. Учащиеся показали, что усвоили новые знания, полученные на данном уроке.   
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 1Описание: http://img1.liveinternet.ru/images/foto/c/9/apps/2/547/2547577_8.jpgоткрытый  урок 017Рисунок 1Описание: http://images.tiu.ru/3714222_w0_h80_i.jpgРисунок 4Описание: http://www.vkrizis.ru/content/news/images/21-4-9letter.gifРисунок 3Описание: http://sch23apa.narod.ru/images/page2_7.gifРисунок 2Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/5821/4243123.3a/0_87ee2_df8f3c11_XL15