Конспект занятия по обучению грамоте на тему Закрепление звуков [П] и [П?]. Звуковой анализ слов.


Тема: Закрепление звуков [П] и [Пꞌ]. Звуковой анализ слов.
Раздел программы: обучение грамоте.
Продолжительность занятия: 25 минут
Цель: Создание условий для применения обучающимися знаний и умений, полученных на занятиях обучения грамоте и развития речи.
Задачи:
Создать условия для закрепления понятий «твердый» и « мягкий» звуки [П]и [П*].
Способствовать совершенствованию навыка звукового анализа путем выделения звука из слова, упражнять в делении слов на слоги .Содействовать созданию благоприятных условий для формирования навыков общения в детском коллективе.
Тип занятия: учебноеФорма организации: групповая
Методы обучения:
Наглядные
Словесные
Игровые
Оснащение:
Модели слов
Модели звуков
ВидеопрезентацияМагнитные доски
Маркеры
Магнитные буквы
Подарочная коробка
Структура занятия:
Организационный момент
Основная часть
Игра «Веселые звуки»
Физ.минутка
Практическая работа
Ребусы
Сюрпризный момент
Итог занятия
Организационный момент.
Цель: мотивировать детей на включение в деятельность.
Деятельность обучающихсяДеятельность педагога Примечание
Дети сидят за столами и слушают.
Да!
Здравствуйте, ребята! Сегодня перед занятием к нам в окно постучался почтовый голубь, который принес записку от двух детей - Пети и Полины. Они попали в беду.
«Дорогие ребята, один злой волшебник украл в тридесятом царстве книгу «магических наук», а прочитать ее не может, так как никогда не учился в школе. И тогда он при помощи волшебства перенес нас в свою сказку, чтобы мы прочитали ему все магические секреты. Чтобы вернуться, нам необходимо открыть все заколдованные двери. Но мы же еще не школьники и многого не знаем. Помогите нам, пожалуйста!»
-Ребята, вы готовы им помочь?
Педагог открывает записку и читает:
2. Основной часть. Цель: повторить звуки [п], [пꞌ].
Дети произнося вслух имена героев и пытаются определить первые звуки.
- Петя начинается с мягкого звука [Пꞌ], а Полина с твердого звука[П].
- Мягкие звуки – зеленым. Значит Пете надо идти по зеленой тропинке.
- Полине по синей тропинке, потому что твердые звуки мы обозначаем синим цветом.
- Это буква П.
Дети находят нужную букву и выкладывают на магнитную доску.
Дети раскладывают картинки в две стопки.
- Буква О. Находят букву О и кладут рядом с предыдущей.
- Получился слог –по.
- Паровоз.
- В начале слова.
- Капуста.
- Звук [П] стоит в середине слова.
- Укроп.
Дети выбирают движение по первой синей дорожке, т.к. во всех словах встретился твердый звуковичок [п].
- Буква Д. Кладут ее рядом с буквой О.
Дети произносят слова, а затем показывают их действие. Например: дотянуться, достать, дать, допеть, дорисовать, добежать.
- Буква А. Выкладывают на магнитной доске.
- Буква Р. Выкладывают на магнитной доске.
- Речке.
- Печке.
- Лесенку.
- Песенку.
- Буква О. Кладут рядом с буквой Р.
Дети делают звуковую модель слова.
- Буква К.
- Подарок. - Итак, первое задание: Пете и Полине необходимо выбрать тропинки, по которым они пойдут. В задании сказано, что выбор тропинки зависит от первого звука в их имени. Давайте определим, с какого звука начинаются их имена?
- Ребята, чем отличаются первые звуки в их именах?
- А каким цветом мы обозначаем мягкие звуки?
-значит, по какой тропинке нужно идти Пете?
- А Полине? почему?
- Ну вот теперь они знают в каком направлении двигаться. Смотрите, Полина нашла букву - какая это буква?
-В этой букве могут жить два звука: [Пꞌ],[П]. Давайте найдем эту букву у себя и оставим на магнитной доске.
Но прежде, чем отправляться в путь им необходимо взять с собой некоторые вещи, которые им могут понадобиться . Но взять они могут только те, в которых встречаются первые звуки их имени.
Перед вами несколько картинок с предметами – давайте в левую сторону мы положим те вещи, которые может взять с собой Полина, а в правую – Петя.
Молодцы, все верно.
- Ребята, Петя нашел следующую букву. Наверное, в конце пути им придется сложить слово из этих букв. Что это за буква?
- Посмотрите, пред ребятами три пути. Чтобы выбрать верную дорогу нужно отгадать три загадки:
1. Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
- где в этом слове находится звук [П]?
2. Сто одежек и все без застежек?
- Где в этом слове находится звук [П]?
3. Чуть проклюнулся росток,— Подрастай скорей, браток!Знаю я без всяких проб,Запашистый друг -…
- Итак, на первой дорожке слова со звуком П в начале, на второй в середине, а на третьей в конце. Как вы думаете, Пете и Полине нужно идти по какой тропинке? Почему?
- Ребята нашли третью букву. Какая это буква?
- чтобы выполнить следующее задание нам нужно вспомнить слова – действия, которые начинаются на этот звук и показать их. Встаньте, пожалуйста, около своих столов и покажите эти действия.
- Молодцы! Сколько слов вы вспомнили. Теперь наши герои могут двигаться дальше. Но прежде нужно выложить следующую букву, которую они нашли. Что это за буква?
Перед нашими героями дверь и отрыть ее можно, только если отгадать ребусы.
Назовите, пожалуйста, какую букву нашли наши герои на этот раз ?Чтобы пройти к мосту надо подобрать верное слово. Давайте сыграем в игру «Верни словечко на свое место».
- Вода бежит в прохладной …(печке)
- Поленья полыхают в… (речке)
- Все уселись мы на …(песенку),
- И поем мы хором … (лесенку).
Смотрите, наши герои нашли еще одну букву, это буква?
Вот река, а где же мост? Значит его надо построить, например, с помощью звуков. Давайте выложим имена наших героев при помощи моделей звуков. Один ряд будет выкладывать модель Полина, а другой Петя. Вот мы и нашли последнюю букву. Какая это буква?
Правильно. Что за слово у вас получилось?
- Так вот, что нужно злому волшебнику, чтобы он стал добрый и отпустил наших героев домой!
Педагог подводит детей к мысли о том, что их имена начинаются с мягкого и твердого звука.
На экране герои стоят на свои тропинках, на одной из них буква.Картинки: печенье, платочек, помидор, пакет, пирожок, пирожное, пиджак.
На экране герои двигаются дальше, на Петеной тропинке буква «о».
Слово паровоз появляется на первой дорожке с выделенной буквой «П».
Слово капуста появляется на второй дорожке с выделенной буквой «П» в середине.
Герои на первой дорожке находят букву «Д».
На экране появляются ребусы.

Порт.

Рукав.

Подарок.
Дети подбирают слово по смыслу и по рифме.
На экране выстраивается мост из звуковых моделей слов.
3.Итог занятия. Цель: подвести итог занятия, восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии.
Дети вспоминают, что они делали на занятии. Итак, ребята. Наша задача выполнена. Волшебник стал добрым и отпустил наших героев домой. Давайте вспомним, какие испытания нам пришлось пройти, чтобы помочь Полине и Пете?
Ребята, это от волшебника, он решил поделиться с вами, так как вы помогли ему стать добрым.
Как и во всех сказках, добро победило зло.
Педагог корректирует ответы , направляя детей.
В дверь стучат и отдают подарочную коробку с конфетами.
Педагог раздает конфеты детям.