Описание учебного проекта для младших подростков (10-13 лет) «Виртуальная экскурсия»
Методическая разработка интерактивных методов обучения
«Описание учебного проекта для младших подростков (10-13 лет)
«Виртуальная экскурсия»
Дидактическая значимость виртуальной экскурсии широко известна. По мнению автора, в сочетании с интерактивными методами обучения такая экскурсия оказывает положительное влияние на развитие диалогической культуры младших подростков. Её использование в работе с младшими подростками представляет собой долгосрочный проект, предполагающий поэтапное расширение интерактивного взаимодействия учеников, углубление рефлексии.
Проект выполняется детьми для разных экскурсантов - той или иной группы людей (родителей, младших школьников, студентов, иностранных туристов). В презентации подросткам необходимо убедительно продемонстрировать, что содержание виртуальной экскурсии соответствует особенностям адресата. Рефлексия организуется так, чтобы шло осмысление важности поиска «общего языка» для непохожих друг на друга участников диалога.
На первом этапе виртуальную экскурсию готовит и проводит учитель.
Ученики получают задание подготовить вопрос учителю по направлениям, которые определяются по жребию. Например, вопросы о том, как был найден материал к экскурсии или почему именно такая картина использовалась в качестве иллюстрации. Задание выполняется в малых группах. Рефлексия организуется как беседа по вопросам: «Понравилась ли вам экскурсия?», «Хотели бы вы принять участие в подготовке следующей экскурсии?»
На втором этапе работа начинается с объявления учителем темы следующей экскурсии, объясняется ее замысел, основные разделы и краткое содержание. Подросткам предлагается подобрать в дополнение информацию из учебника или литературного произведения по тому или иному разделу (распределяются учителем в зависимости от возможностей учеников).
Дети, получившие одинаковое задание, объединяются в группы по 4 - 5 человек, выполняют задание. Учитель в ходе работы групп дважды подходит к ним, в первый раз проверяет, точно ли понято задание, во второй – помогает построить краткую презентацию итогов работы. Затем группы представляют свои варианты дополнения информации, члены других групп могут высказать свое мнение по услышанному.
Виртуальная экскурсия демонстрируется классу на следующем уроке. Организуется обсуждение ее содержания. Рефлексия строится по вопросам: «Что вы почувствовали, когда среди экскурсионной информации услышали ту, которую недавно предложила ваша группа?», «Хотелось бы вам вновь поработать над созданием виртуальной экскурсии?», «Каким вы видите свое участие (ведущий, оформитель, автор)?».
На третьем этапе виртуальная экскурсия готовится учителем в соавторстве с учениками по всем направлениям работы. Так, группы готовят компьютерные презентации по каждому из разделов будущей экскурсии, сопровождают ее краткими текстовыми комментариями. Учитель завершает создание экскурсии, совместно с детьми редактирует текст, организует для каждой группы репетицию презентации.
Виртуальная экскурсия проводится учителем совместно с детьми. Организуется обсуждение ее содержания: ученики задают вопросы членам той группы, которая готовила соответствующий раздел. Рефлексия проводится как запись индивидуальных впечатлений от экскурсии.
На четвертом этапе каждая группа обучающихся самостоятельно готовит полную виртуальную экскурсию, включающую не более трех разделов. При презентации организуется конкурс на лучшую экскурсию. Рефлексия строится по вопросам: «Что изменилось в нашей группе и во мне после совместной работы и конкурсного соперничества?»
На пятом, завершающем, этапе долгосрочного проекта происходит усложнение деятельности младших подростков за счет введения новой задачи: подготовить виртуальную экскурсию для особого адресата, например, группы родителей, студентов, школьников младших классов, иностранных туристов. Работа группы над созданием презентаций дополняется стартовым обсуждением в группе вопросов (Каковы особенности адресата нашей экскурсии? Как убедиться в том, что мы правильно их определили?) и мини-исследованиями по выявлению указанных особенностей (анкетирование, беседа с учителем начальных классов).В ходе просмотра получившихся виртуальных экскурсий происходит обсуждение и оценка их содержания, оформления и презентации. На урок приглашаются «представители» адресата.
Рефлексия организуется по вопросам: «Что мы чувствуем, когда наш собеседник по-настоящему нас понимает?», «Как понять друг друга в диалоге?»
Ярким примером того, как ученикам седьмого класса удалось выявить и учесть особенности адресата, служит созданная ими виртуальная экскурсия «А.П.Чехов. От Таганрога до Ялты».
Одна из групп обучающихся, готовившая экскурсию для взрослых членов своих семей, составила вопросы для анкеты и провела опрос родителей, бабушек и дедушек с целью узнать сферу их интересов и объём знаний о жизни и творчестве А.П.Чехова. В результате виртуальная экскурсия содержала, кроме основного рассказа о чеховских местах, информацию о современном транспортном маршруте до Ялты, краткое описание туристических комплексов, расположенных недалеко от музеев А.П.Чехова.
Две другие группы подростков также смогли учесть особенности своего адресата: особенностью виртуальной экскурсии для туристов из Англии стало её представление на английском языке, в создании экскурсии для младших школьников использовались приёмы анимации, в презентации – небольшая викторина.