Доклад по русскому языку на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой [1]. Результативность опыта включает в себя:
самосовершенствование личности;
развитие творческих способностей;
умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.
Каким же образом внедрять эту систему ?
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь приходят приемы технологии развития критического мышления
Чтобы обучение в школе стало более эффективным, функциональным, индивидуализированным в школе должны быть созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших «взрослых» жизненных планов. Знакомясь с учениками 5 класса и изучая их познавательный , коммуникативный, творческий потенциал, выясняется, что
* до 80% школьников слабо умеют проводить аналогии, классифицировать, обобщать; *60% школьников имеют низкий , 55% - средний и только 15% выше среднего и высокий уровень коммуникативных способностей;
*30% учащихся имеют низкий и 58% средний уровень творческой активности.
Таким образом, возникает противоречие между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека «социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права» и возможностями ребёнка, которые могут быть реализованы. Выявленные противоречия пытаемся решить, развивая творческие способности личности школьника с 5 класса через использование элементов технологии критического мышления.
Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «верные и неверные утверждения». Предлагаем учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение.
Например, на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы «Подлежащее и способы его выражения» предлагаем такие утверждения:
- подлежащее – это главный член предложения;
- подлежащее не связано со сказуемым;
- подлежащее может быть выражено только именем существительным.
После знакомства с текстом учебника спрашиваем, что нового ребята узнали, прочитав параграф учебника?
Учащиеся, выбирая « верные утверждения», описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт и материал параграфа.
Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.
Уже после года применения в работе различных приемов критического мышления диагностика уровня творческой активности учащихся (авторы М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников и др.) дала положительный результат [2].
Динамика роста творческой активности учащихся
Класс
Кол-во детей
Показания творческой активности на начало 2013-2014 уч. года
Показания творческой активности на конец 2014-2015 уч.года
6 класс
74
0,45
1,5
Таким образом, работа с учащимися по технологии критического мышления позволяет развивать творческие способности учащихся. Применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
Литература:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития.[Электронный ресурс] -Режим доступа: http://piterbooks.ru/
2. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/