Предпрофильный курс: Методы решения задач по физике в 9 классе.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
пгт. Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор МБОУ «СОШ №11» Зам. директора по УВР на заседании МО
приказ №_____ протокол №_____
_________________ ___________________ ___________________
« » августа 2015 г. « » августа 2015 г. « » августа 2015 г.
Рабочая программа
Физика. 9 класс (предпрофильный курс)
Составитель:
Белкина Валентина Дмитриевна
Учитель физики
МБОУ «СОШ №11»
Шерегеш 2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Решение задач по физике» для 9 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень).
Данная модифицированная программа учебного курса «Решение задач по физике» разработана на основании программы элективного курса «Решение задач по физике повышенной сложности» автор Марчук Э.В., опубликованная в сборнике «Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов составитель В.А. Попова. –Волгоград: Учитель, 2007».
Общая характеристика предпрофильного курса
Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных
образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА. Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких элективных предметов. Данный курс позволяет углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.
Цели и задачи обучения
-углубление полученных знаний и умений;
-формирование навыков в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение;
-умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач.
Задачи курса:
-развить навыки работы обучающихся с дополнительной учебной, научно-популярной литературой;
-развитие интереса к физике;
-развитие логического мышления и монологической речи;
-развивать способности обучающихся к исследовательской деятельности;
-умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач.
Место предпрофильного курса в учебном плане
По учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 17 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 9 классе по17 учебных часов из расчета 0,5 учебного часа в неделю. Настоящий учебный курс рассчитан на
преподавание в объеме 17 часов.
Ценностные ориентиры содержания предпрофильного курса
Учебный курс «Решение задач по физике» является основой для обобщения и расширения ранее приобретенных знаний учащимися по физике.
На изучение физики в 9 классе по программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.
Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.
Познавательная деятельность:
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
-формирование умений различать факты, гипотез, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно – коммуникативная деятельность:
-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Требования к результатам освоения предпрофильного курса
-знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;
-понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;
-уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники);
-готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи.
Основное содержание учебного материала
Наименование раздела (темы) Содержание учебного материала (дидактические единицы) Требования к знаниям и умениям обучающихсяОсновы кинематики Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Обучающиеся должны знать:
Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, вес, импульс, энергия.Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса и энергии.
Обучающиеся должны уметь:
решать задачи по общему алгоритму, применять алгоритм по кинематике к решению задач в случае движения тела по вертикали и под углом к горизонту; строить графики зависимости кинематических величин от времени для различных видов движения, решать задачи с применением графиков.
Основы динамики. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты. Обучающиеся должны знать:
виды сил, находить различные силы, действующие на тело по формулам
Обучающиеся должны уметь:
выполнять построение векторов действующих на тело сил, выполнять построение и анализ общего алгоритма на динамику, применять алгоритм на динамику к решению задач в случае равновесия или равномерного прямолинейного движения, в случае движения тела с ускорением
Элементы гидростатики и аэростатики . Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.
Обучающиеся должны знать: условия равновесия жидкости в сообщающихся сосудах, условия плавания тел; уметь решать задачи на применение закона сообщающихся сосудов, изображать силу Архимеда в общем случае; решать задачи по теме Обучающиеся должны уметь: решать задачи на применение закона сообщающихся сосудов, изображать силу Архимеда в общем случае; решать задачи по теме
Законы сохранения в механике Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса. Обучающиеся должны знать:
формулы работы, мощности и энергии, импульса; условия сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса;
Обучающиеся должны уметь:
решать задачи на закон сохранения энергии в общем случае и в механике.
Тепловые явления Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия, тепловых двигателей. Влажность воздуха. Обучающиеся должны знать:
формулы количества теплоты в различных тепловых процессах, уравнение теплового баланса, распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы.
Обучающиеся должны уметь:
решать задачи на расчет количества теплоты в различных тепловых процессах, на уравнение теплового баланса.
Электрические явления . Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей.
Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока. Обучающиеся должны знать:
закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, величины, характеризующие электрический ток, законы последовательного и параллельного соединений, закон Джоуля-Ленца, формулы работы и мощности электрического тока.
Обучающиеся должны уметь:
решать задачи на закон Кулона и закон сохранения электрического заряда, выполнять построение электрических цепей с использованием условных обозначений.
Тематическое планирование
№п/п Темы Количество часов
По плану Дано факт.
1 Введение 1 2 Основы кинематики 3 3 Основы динамики 4 4 Элементы гидроаэростатики2 5 Законы сохранения в механике 2 6 Тепловые явления 2 7 Электрические явления 2 8 Обобщающее занятие 1 Итого: 17 Основной вид деятельности обучающихся№ Кол-во часов Тема Характеристика деятельности обучающегося1 1 Введение фронтальная беседа, фронтальный опрос,
2 3 Основы кинематики -фронтальный опрос учащихся.
-тестирование.
3 4 Основы динамики -фронтальный опрос учащихся.
-индивидуальный опрос.
4 2 Элементы гидро-, аэростатики фронтальная беседа, фронтальный опрос,
5 2 Законы сохранения в механике -тестирование
-собеседование
6 2 Тепловые явления фронтальный опрос учащихся.
-индивидуальный опрос.
7 2 Электрические явления фронтальная беседа, фронтальный опрос, тестирование.
8 1 Обобщающее занятие зачёт
Календарно-тематическое планирование
№п/п Дата Тема урока Задание на дом
1 Введение. Классификация задач. Погрешности. 2 Кинематика. Характеристики движения. Средняя скорость. Траектория, путь и перемещение. 3 Относительность движения 4 Практикум по решению задач по теме: « Кинематика». 5 Инерциальные системы отсчёта. Законы Ньютона. 6 Практикум по решению задач на движение связанных тел 7 Движение под действием нескольких сил. (Наклонная плоскость). 8 Практикум по решению задач по теме:» Основы динамики».
9 Практикум по решению задач по теме «Давление». 10 Решение задач по теме: «Архимедова сила. Плавание тел» Исследовательские задачи.
11 Практикум по решению задач на закон сохранения импульса и механической энергии
12 Практикум по решению задач по теме «К.П.Д. Работа различных сил». 13 Практикум по решению задач на закон сохранения энергии в тепловых и механических процессах. 14 Графическое представление тепловых процессов. Решение задач на уравнение теплового баланса. 15 Практикум по решению задач по теме: « Постоянный ток. Расчет электрических цепей». 16 Практикум по решению задач на закон сохранения энергии и работа электрического тока. 17 Обобщающее занятие. Итоговое тестирование. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература и электронно-образовательные ресурсы:
1. Каменецкий С.Е.,В.П. Орехов Методика решения задач по физике в средней школе - М.: Просвещение, 1987.
2. Кабардин, Ф., Орлова, В. А.Углубленное изучение физики в 10-11 классах. -
М.: Просвещение, 2006.
3. Н. Парфентьева, М. Фомина Решение задач по физике М.: Мир, 1993.
4. Мясников, С. П., Осанова Т. Н.Пособие по физике. -М.: Высшая школа, 1988.
5. Опыты в домашней лаборатории / Библиотечка «Квант». -Вып. 4. ML:Наука,1980.
6. Трофимова, Т. И., Павлова, 3. Г.Сборник задач по курсу физики с решениями. -М.: Высшая школа, 1999.
7. Тульчинский М. Е.Сборник качественных задач по физике. -М.: Просвещение, 1965.
8. Яворский, Б. М., Селезнев, Ю. А.Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования. -М.: Наука, 1989
9. Марченко В.М. Решение экспериментальных задач по физике: элективный предпрофильный курс.//Физика в школе.-2009.-№4.-С.42.
Соколова Н.И. Математический практикум при подготовке к ЕГЭ по физике: элективный курс.// Физика в школе.- 2008.- №8.- С.46.
Информационно-компьютерная поддержка:
1. 1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. -CD-ROM.
2. Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Ч. I, П. CD-ROM.
3. Курс физики XXI века для школьников и абитуриентов Л.
Я. Боревский -2CD-ROM
4. «1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы», CD-ROM, «1С».
5. «Открытая физика. 2.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Части 1 и 2», СD-ROM, «Физикон», 2005 г.
6. «Полный курс физики 21 века» Л. Я. Боревский (2 СD), CD-ROM, «МедиаХаус».
7. «Физика. 7-11 классы» (ваш репетитор) (2 СD), CD-ROM, «TeachPro», 2005 г.