Мультимедийная презентация урока по русскому языку в 6 классе по теме «Указательные местоимения»
Мультимедийная презентация урока по русскому языку в 6 классе по теме«Указательные местоимения» учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» Туруева Светлана Алексеевна. УМК, ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер.Мультимедийный проектор.Презентация к уроку.Учебник « Русский язык»: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2008.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2009. Тип урока Урок усвоения новых знаний (первый урок по теме «Указательные местоимения»). Цель Формирование учебных умений по построению нового понятия «указательные местоимения». Задачи 1. Формировать умение находить указательные местоимения в тексте.2. Развивать орфографическую зоркость, мыслительные и речевые способности обучающихся, умение анализировать, сравнивать.3. Воспитывать культуру умственного труда, самостоятельность, активность, любовь к чтению, внимательное отношение к слову. Методы обучения Словесный, проблемный, наглядный, коммуникативный, частично-поисковый Формы обучения Фронтальная, групповая, индивидуальная Приемы деятельности учителя Проблемное изложение нового материала; организация частично-поисковой работы в группах , самостоятельной работы обучающихся; оценка работы обучающихся и коррекция Результат урока Знать Уметь Признаки указательных местоимений Находить указательные местоимения в тексте Особенности изменения указательных местоимений Использовать указательные местоимения как средство связи в предложении Значение указательных местоимений План - конспект урока Структурный компонент урока Время(мин.) Действия учителя Действия учеников Оргмомент (цель: мобилизировать внимание школьников, создать мотивацию, актуализировать знания) 5 1.Учитель создает ситуацию успеха для формирования и повышения учебной мотивации:организует «Орфографическую разминку», дает задание: записать словосочетания, спроецированные на экране, избежав «ловушки».Задание + (на отметку «5»): определить разряд и падеж местоимений.2. Демонстрирует слайд для взаимопроверки и оценивания самостоятельной работы. Учащиеся переписывают словосочетания, исправляя ошибки при написании местоимений.С помощью интерактивной доски учащиеся выполняют взаимопроверку и выставляют отметки на полях карандашом, руководствуясь критериями оценивания 2.Подготовка к изучению новой темы – комплексный анализ текста.(цель: создать мотив к решению проблемной ситуации) 8 1.Учитель проецирует на экране и раздает на парты печатный текст с заданиями: объяснить лексическое значение слов: «облагораживать», «нравственность»; определить тип речи, основную мысль текста;выявить средства связи предложений в тексте;выделить в тексте и записать местоимения, разряды которых уже известны (разряды указать). 2.Учитель предлагает сравнить лексические значения слов со словарными статьями из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.3.Организует фронтальную работу по проверке заданий 2 и 3.4.Организует самопроверку, совмещённую с физпаузой, задания 4, демонстрируя на слайде ответы. Один из учеников выразительно читает текст.Учащиеся озвучивают лексическое значение слов: «облагораживать», «нравственность»,-данных в качестве опережающего домашнего задания. Самостоятельная работа над заданиями 2-3 (устно), обсуждение ответов.Осуществляют самопроверку задания 4: если запись верна (каждая) – учащийся встаёт и делает хлопок в ладоши, в случае ошибки – сидит на месте. 3. Выход на тему урока (цель: помочь учащимся самостоятельно сформулировать тему и задачи урока; выделить существенные признаки понятия при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов ) 3 1.Учитель создаёт проблемную ситуацию, задав вопросы: -Какие местоимения остались без внимания? Выпишите их. (Эти, такие.)- Что вы можете о них сказать? Определите их значение.- Как бы вы назвали разряд таких местоимений?- Какие ещё местоимения с этим значением вы могли бы перечислить?- Сформулируйте тему и задачи урока. Ученики выписывают местоимения: эти, такие,обсуждают поставленный вопрос в парах и приходят к выводу, что эти слова указывают на предметы и признаки, т.к. ключевым является слово «указывают», поэтому делают предположение, что они могут быть объединены в разряд указательных местоимений, перечисляют другие «указательные слова».Формулируют тему и задачи урока, тему записывают в тетради. 4. Изучение нового материала.(цель: обобщить семантические признаки понятия «указательные местоимения», научить обобщать, делать выводы) 10 1. Учитель организует частично-поисковую работу в группах, дает задание ученикам: заполнить таблицу «Указательные местоимения» (таблица проецируется на слайде) 2. Учитель участвует в обсуждении результатов групповой работы, корректируя выступления представителей групп.3. Предлагает сопоставить материал таблицы, составленной учащимися, с таблицей на слайде и материалом учебника § 77 стр. 177 и создаёт ситуацию успеха: самостоятельно пришли к выводам, которые есть в параграфе учебника. Ученики в группах работают над заполнением таблицы «Указательные местоимения».Результаты работы в группах представляются классу, учащиеся обсуждают, обобщают и составляют окончательный вариант таблицы по теме урока, корректируя индивидуальную таблицу.Работают по материалу § 77 учебника и слайда, демонстрируемого учителем, сопоставляя его с материалом индивидуальной таблицы и делают вывод: в процессе работы пришли к тем выводам, которые содержатся в материале учебника. 5. Применениепонятия на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия) 11 1.Учитель обращает внимание детей на рабочий текст, демонстрируемый в начале урока для комплексного анализа и дает задание: объяснить постановку тире в первом предложении.2. Задаёт вопросы:Является слово «это» в первом предложении указательным местоимением? Обоснуйте своё мнение.К какому выводу вы пришли? 3.Даёт задание по учебнику на отработку понимания темы урока (упр. 439, стр. 178):Задание: выписать из текста упражнения словосочетания с указательными местоимениями Задание+ (на отметку «5»): определить синтаксическую роль указательных местоимений.4.В конце работы демонстрирует слайд для взаимопроверки -Ученики определяют, что слово «это» в данном предложении не является указательным местоимением, т.к. не соответствует его признакам, а является служебной частью речи – частицей, приходят к выводу, что каждое слово требует к себе внимательного отношения.-Один учащийся выполняет работу на обратной стороне доски.-Выполняют взаимопроверку и оценивание (за каждый правильный ответ получает 1 балл) 6. Итог урока(цель: проверить усвоение темы, рефлексия) 2 1.Учитель проводит «Цифровой диктант» (задание: выписать номера словосочетаний с указательными местоимениями)2.Демонстрирует слайд для самопроверки и оценивания работы.3.Рефлексия: Что знал?Что узнал?Чему научился?В чём испытывал трудность?-Оцените результаты своей работы, сложив отметки, полученные на уроке, и разделив на 3. -Записывают в тетради номера словосочетаний с указательными местоимениями.-Выполняют самопроверку и оценивание работ (за каждый правильный ответ получают 1 балл)-Ученики формулируют связный ответ на поставленные вопросы.Оценивают работу за урок. 7. Домашнее задание(цель: дать установку на отработку определенных умений) 1 Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание, демонстрируя его на слайде. Выставляет обучающимся отметки за работу на уроке в журнал. Ученики должны сами сделать выбор, какое задание выполнить, затем получают его на листочках у учителя. Приложение Появился у его, расспрашивать о ней, прибывать на вокзал с ими, объяснялся с тобой, сколько время, любуюсь ей, взять себя в руки, грущу по вам, ихний дом, еёшнее пальто, коекому рассказать, не с кем не играть. Записать словосочетания, избежав ловушки.Определить разряд и падеж местоимений. У него (личн., Р.п), расспрашивать о ней (личн., П.п), прибывать на вокзал с ними (личн., Т.п), объяснялся с тобой (личн., Т.п), сколько (относит.) времени, любуюсь ею (личн., Т.п), взять себя (возвр., Р.п) в руки, грущу по вас (личн.,П.п), их (притяж.) дом, её (притяж.) пальто, кое-кому (неопред., Д.п) рассказать, ни с кем (отрицат., Т.п) не играть. Записать словосочетания, избежав ловушки.Определить разряд и падеж местоимений. Критерии оценивания: 0-1 ошибка – «5»2-4 ошибки – «4»5-6 ошибок – «3»7 и более ошибок – «2» Книги – это наши учителя, помощники, друзья, советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут тебе о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогут вырабатывать характер. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. Облагораживать – сделать благородным, т.е. честным, открытым, высоконравственным, исключительным по своим качествам.Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.( С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка».- М.: ООО «ИНФОТЕКС», 2009г.) Наши – притяжательноеИх – личное (3 лицо – они)Тебе – личное (2 лицо - ты)Они – личное (3 лицо)Которые – относительное этитакие? Указательные местоимения Разряд Местоимения Значение Вопросы Постоян - ные признаки Изменя –ются Синтакси-ческаяроль
Указательные местоимения Разряд Местоимения Значение Вопросы Постоян - ные признаки Изменя –ются Синтакси-ческаяроль Указательные Тотэтоттакойтаковстолькосей указательное значение Какой?Каков?Сколько? Разряд (указатель-ные местоимения) По падежам, некоторые - по родам и числам Могут быть любыми членами предложения В те места (какие? – определение)Такого города (какого? – определение)Этого читателя (какого? - определение)Таков книголюб (каков? – сказуемое)Таких читателей (каких? – определение) Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями: 1) помнить всегда 2) сколько времени 3) моего соседа 4) тогда цвела 5) кое-где виднеются 6) видно отсюда 7) обещать себе 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) всюду раздаётся 11) приветствую тебя 12) возле той дачи Ответы: 4, 6, 8, 9, 12. 1) - 2) - 3) - 4) тогда цвела 5) - 6) видно отсюда 7) - 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) - 11) - 12) возле той дачи Домашнее задание Уровень С: (на отметку «5») 1)§77, 2) написать сочинение-рассуждение на тему «Роль книги в моей жизни», используя указательные местоимения.Уровень В: (на отметку «4») 1) §77, 2) упр. 441 стр.179 + работа с этимологическим словарём (указать этимологию устаревших указательных местоимений СИХ , СЕЙ ) Уровень А: ( на отметку«3») 1) §77, 2) упр. 437 стр. 178.