Эссе «Твори, дерзай и увлекай!».
Эссе «Твори, дерзай и увлекай!».
Горожанина Марина Андреевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Щелкинская средняя
общеобразовательная школа №2».
Ленинский район. Республика Крым.
В одной древней притче старый мудрец, наставляя человека, которому доверили воспитание ребенка, говорил:
– Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
Завершилась притча новой встречей мудреца и двух крылатых созданий – Ученика и его Учителя. Мудрец заметил, что особенно его радуют крылья Учителя.
Можно стать хорошим ремесленником в своей профессии, но истинный огонь страсти познания, открытия и восполнения (воспитания) пламенеет в сердцах, шагнувших за грань привычного и удобного, тех, кто слышит музыку высших сфер и творит священнодействие души и мысли. Истинный наставник способен воспарить над серой реальностью обыденности и увлечь в свой свободный полет юных.
Я полагаю, что педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Великий дар – сбросить земные цепи притяжения, оторваться от реальности, но в то же время увидеть перспективу.
Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной физиологической потребности, «результат некоего инстинкта, ощущаемого так же властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки». Нельзя с этим утверждением не согласиться, но замечу, что творческая деятельность обусловлена творческим потенциалом личности. Мне кажется, творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению уровня профессионального мастерства.
Что измерит твой творческий потенциал? Может быть, способность замечать и формулировать альтернативы, избегать поверхностных суждений. Это ведь смелость – уметь отказаться от ориентации на авторитеты и уметь увидеть знакомый объект с новой стороны. Ты учитель, но бойся стать проповедником. Если опутаешь себя сетями теоретических суждений и начнешь делить только на черное и белое – погибнешь. Сможешь отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска? Если сможешь, то почувствуешь дыхание Космических глубин. Ты теперь Крылатый! Вдыхай жизнь в сухие формулы и скучные факты!
Как начинался мой путь в учительство? В какой-то миг своей жизни я поняла, что есть настоятельная и жгучая потребность ввести в мир исторических изысканий юного человека, побудить его изучить, понять и полюбить этот мир. Что если у него получится стать создателем новой Вселенной образов и концепций?!
Работа в школе мобилизует и заставляет меня совершенствовать свой внутренний мир, непрестанно поднимать планку самообразования и двигаться вперед.
Елена Ивановна Рерих писала: «Разве не велик подвиг – работа по самосовершенствованию для благого воздействия на окружающих и в светлой готовности применить свои силы там, где явится возможность?». Это высшая оценка наставничеству, воспитанию и образованию.
Что такое образование? Образование – образ, идеал, концепция человекосотворения. Это процесс формирования внутреннего, т.е. духовного образа воспитанника, того образа, который будет проявляться в его внутренних устремлениях, идеалах и ценностях и выражаться в поведении, манерах и речи. Это не только загрузка человеческого ума некоей суммой знаний. Это – намного больше.
Образование – это то, что остаётся в человеке, когда всё выученное забывается. Школа и учителя являются бастионом на пути конвейера общечеловека-потребителя.
Показателен в этом смысле роман-антиутопия «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Это ответ на модель «научного общества», предложенную Г. Уэллсом в романе «Люди как боги». О. Хаксли показал гипертрофированное общество массового потребления, в этом мире удовлетворяются все желания, которые общество может удовлетворить, все поступки людей одинаковы, да и сами люди продукт генной инженерии. Однако в глубине своей выхолощенной души эти «новые люди» глубоко несчастны и словно что-то ищут в паутине всевозможных наслаждений.
Как воспитать людей, «стремящихся к странному»? Современные педагоги должны найти в себе моральные силы, знание, мудрость, чтобы исполнить высший долг духовного возрождения личности. Должна быть такая жизненная система отношений, когда взрослые доверяют детям, а дети готовы всегда прийти на помощь взрослым, необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы, и в силы своих коллег, и в силы детей, которая непременно снимет страх, придаст радостный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику успеха и борьбы за лучшие идеалы жизни.
Забудутся формулы, теории, законы и статистика. Но как можно забыть мучительный поиск и евразийский выбор молодого князя Александра Ярославича (Невского), горящее жертвенностью подвига сердце Жанны Д 'Арк, мятущуюся душу Ивана Грозного, роковые судьбы Октября 1917, ослепительную улыбку человека, первого увидевшего лик планеты Земля и носившего (вот странное совпадение!) фамилию Гагарин, означавшую «птицу стремящуюся к Солнцу»
Каждым своим уроком я пытаюсь пробудить пытливую мысль и заронить в души семена дерзания. В нем смелость и решительность, отвага и высшая степень устремления. В дерзании мы побеждаем в себе Инферно (вспомним психологическую закалку пилотов звездолета «Темное пламя» и Фай Родис), мы побеждаем первобытного зверя инстинктов и страстей, мы стяжаем дары Духа и чувствуем себя Человеком-Творцом, бросившим вызов бренности своего существования.
В свое время Ян Амос Коменский находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века Я.А. Коменский обращался к человеческому обществу с призывом ценить учителя и возвышать его.
«Дело учителя священно. На учителе лежит великая ответственность. Педагоги сеют семя. Не видят, как они прорастают? Ничего. Ничто не проходит бесследно. Придет время и семя прорастет. И пусть они ведут себя с детьми по-доброму, со снисхождением, с любовью. Ребенок хочет любви, тепла. Если учителя полюбят детей, то и дети их полюбят».
Педагог – это благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.
Считаю, важность и уникальность миссии учителя – в нескончаемости этой миссии. Учитель – связующее звено между поколениями. Весь путь учителя полон радости, неожиданности, побед и поражений. А самое главное – желания начинать с возможного, продолжать начатое и продвигаться к невозможному.
И надо жить без самозванства –
Жить так, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Борис Пастернак.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315