Программа обучения детей со смешанной дисграфией (эксперимент)
ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ (ЭКСПЕРИМЕНТ)
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: ГУБАНОВА М. М.
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25 VI вида»
С. Красногвардейское
2015 г.
В Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате обучаются дети с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, алалия, дизартрия, ринолалия), умственно-отсталые дети. Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент от общего числа нарушений речи. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. У 67% учащихся дисграфические ошибки на письме обусловлены недоразвитием фонематического слуха и анализа и дефектами произношения, а также несформированность лексико-грамматической стороны речи. При этой форме дисграфии характерны ошибки, связанные с недоразвитием фонематического анализа, с нарушением слуховых дифференцировок, что ведет к неправильному восприятию структуры предложения, слова, слога.
Дети, страдающие данной формой дисграфии, допускают чаще всего следующие ошибки на письме: 1) замену фонем близких по звучанию (с-ш, з-ж, с-щ, ч-ть, с-ц), д-т и т.д; 2) пропуск букв в слове; 3) перестановка букв и слогов; 4)недописывание окончаний в слове.
Цель программы: предлагаемая программа по дисграфии направлена на коррекцию речевых ошибок, мешающих учащимся овладеть тем объемом знаний и умений, которые дают возможность продолжить обучение по основной общеобразовательной программе начального общего образования.
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, алалия, дизартрия, ринолалия), испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.
Задачи программы:
Развитие фонематического анализа и синтеза;
Уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
Развитие анализаторов, участвующих в акте письменной и устной речи (слухового, зрительного, кинестетического);
Обогащение словарного запаса, развитие грамматических категорий и связной выразительной речи;
Развитие зрительно-пространственных, временных и зрительно-двигательных представлений;
Развитие внимания, памяти, мышления.
Концептуальность программы. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Данная программа рассчитана на три года. В основу коррекционной работы положены основные принципы логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции: 1) соблюдение последовательного (онтогенетического) развития познавательной деятельности; 2) опора на комплексную работу анализаторных систем (слухового, речедвигательного, кинестетического, зрительного); использование на занятиях сохранных или уже восстановленных функций; словесный анализ предметов, явлений и действий.Методологическая основа программы:
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся, основана на
положении философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выгодский и А.Р. Лурия и др.);
положении общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев);
принципе системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.С. Выгодский. Р.Е. Левина, Р.И.Лалаева, Р.Ф. Спирова)принцип деятельностного подхода в обучении о небходимости формирования письма как метапредметного умения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.)
принципе системно-деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, поэтапного формирования умственных действий;
принципе преемственности между логопедическими занятиями, уроками обучения грамоте и развития речи.
Общая характеристика коррекционно-логопедической работы:
В первые две недели сентября и последние две недели мая проводится логопедическое обследование, включающее в себя диагностику развития устной и письменной речи учащихся, заполнение речевых карт. Комплектование групп по однородности речевых нарушений, составление перспективных планов групповой, подгрупповой и индивидуальной коррекционно-логопедической работы. При проведении работы в форме групповых занятий используются фронтальная, индивидуальная и индивидуализированная форма организации деятельности детей. Периодичность занятий не реже 2 раз в неделю. В середине года предусмотрено выполнение контрольных заданий по пройденному материалу.
В программе предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические занятия направлены на получение учащимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации контекста. Предусматривается организация и систематическое наблюдение за языковыми явлениями; реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления; психических процессов – восприятия, внимания, памяти.Содержание программы: программа состоит из двух разделов:
Развитие фонематического слуха и звукового анализа.
Развитие способности к обобщениям и дифференцировкам в связи с развитием устной речи.
В каждом разделе выделяются название темы, содержание работы, виды коррекции, знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся при прохождении данной темы.
В программе на первых порах обучения ставится задача прежде всего упорядочить фонетическую сторону речи на материале того речевого запаса, которым учащиеся уже владеют. Развитие произношения и звукового анализа и синтеза составляет основное содержание в начале коррекционного обучения.
В программе использованы темы: «Большая буква», «Дифференциация согласных б-д», «Дифференциация согласных с-ш», «Дифференциация согласных ж-ш», «Предлоги», «Приставки», «Различение предлогов и приставок», «Безударные и ударные гласные», «Обозначение мягкости согласных на письме гласным второго ряда», «Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком».
Программа предусматривает работу над развитием способности различать и узнавать неречевые звуки, развивать слуховое внимание и память, научить детей с недостатками произношения различать и узнавать, выделять и дифференцировать в собственной , в чужой речи и на письме оппозиционные и коррелирующие звуки.
В программе предусмотрена коррекционная работа над предлогами. Цель ее – оформить представление о смысловой значимости предлогов, сформировать представление о предлоге как отдельном слове, сформировать навык предложного управления, научить детей правильно произносить предлоги, а затем писать их.
Программа способствует расширению и совершенствованию словаря детей, путем образования новых слов с помощью приставок, учит детей различать приставки и предлоги, развивать мышление учеников.
В программе предусмотрена работа над формированием понятия о твердости и мягкости согласных и двух способах смягчения согласных, важно научить детей различать на слухи на письме твердые мягкие согласные с последующей гласной буквой или мягким знаком.
Для реализации данного курса используются следующие формы логопедической работы:
традиционные (групповые (35-40 минут), подгрупповые (20-25 минут), индивидуальные занятия (15-20 минут));нетрадиционные: активная форма работы с учащимися, игры-путешествия, воображаемые путешествия, сказочные сюжеты.
Программа предусматривает проведение логопедических занятий с использование межпредметных связей: психология(развитие зрительной памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения), чтение, письмо, окружающий мир, развитие речи и др.).
Коррекционно-логопедическая работа не ограничивается проведением логопедических занятий. Учитель-логопед ведет работу в тесном контакте с учителями воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, во внеурочной деятельности способствуют закреплению у учащихся полученных речевых навыков в процессе логопедических занятий. Контакт логопеда с учителем осуществляется на всех этапах логопедической работы. Учитель-логопед посещает уроки родного языка, развития речи, письма, чтения, с целью проверки речевых возможностей учащихся, имеющих речевые нарушения. Учителя периодически присутствуют на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой с учащимися класса работы.
Планируемые результаты:
В ходе реализации программы учащиеся получат возможность научиться;
При проведении анализа слов и предложений: различать звуки и буквы, знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочения слов и поиска нужной информации.
Говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно.
Производить фонетический разбор, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры, определять характер звуков; гласные (ударные, безударные), согласные (звонкие, глухие, твердые, мягкие), соотносить количество звуков и букв в словах. Образовывать нужную в предложении форму слова.
Использовать в предложении слова различных частей речи (существительное, глагол, прилагательное, наречие), устанавливать между ними связь по вопросам.
Отвечать используя слова вопроса.
Производить фонематический анализ (определять последовательность, количество, позицию звука).
При работе с лексическим материалом: узнавать изученные объекты и явления окружающего мира, описывать их существенные признаки на основе предложенного плана.
Последовательность прохождения тематических занятий и их количество представлены в примерном тематическом планировании. Допускается уменьшение или увеличение числа занятий на одну тему, в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития учащихся и от степени усвоения материала, поэтому количество тем и количество занятий может не совпадать.
Данная программа апробирована в Красногвардейской спецшколе-интернате №25 VI вида. Опыт занятий по этой программе показал, что выявленные речевые нарушения можно скомпенсировать полностью или частично и создать возможность учащимся с ДЦП овладеть программным материалом общеобразовательной школы.
№ Количество часов Наименование раздела Тема коррекционной работы Содержание коррекционной работы Неречевые процессы
1 2 3 4 5 6
1. 9 Развитие фонематического слуха
Обозначение мягкости согласных на письме гласными
1.Сходство парных гласных.
Знать и уметь показать артикуляцию гласных первого ряда а, о, у, ы, э.
Знать и уметь показать артикуляцию гласных второго ряда.
В чем сходство гласных.
Уметь выделять гласную из ряда звуков, из слогов, из слов.
2.Различие парных гласных.
Знать и уметь показать артикуляцию гласных I и II ряда, знать, в чем различия гласных I и II ряда.
Уметь выделять из слов только мягкие согласные, только твердые согласные.
Знать когда согласная становится мягкой, когда твердой.
Уметь записать слова в столбик с мягкими и твердыми согласными.
3.Дифференциация твердых и мягких согласных.
Уметь выделять из слов гласные I и II ряда, классифицировать по признакам.
Уметь самому придумывать слова с гласными I и гласными II второго ряда.
Знать и называть в чем сходство и различие гласных I и II ряда. 1.Выделить гласную букву.
2.Записать в тетради гласную букву.
3.Выделять гласные I ряда из слогов ам, ум, ма, му.
4.Выделять гласные I ряда из слов: Аня, Оля, утка, Ася.
5.Выделять гласные из середины слова: лак, дым, сук, рот.
6.Назвать картинки.
Выделить гласный звук из их названия, записать соответствующую букву.
1.Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки, развивать слуховое внимание и память.
2.Упражнения по развитию артикуляционного аппарата.
2. 4 Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
Уметь правильно произносить и писать согласные, обозначенные мягким знаком.
Знать, уметь, выделять, писать слова с мягким знаком в конце слова, в середине.
Уметь различать слова с разделительным мягким знаком и слова, в которых мягкий знак обозначает мягкость согласных.
Дифференциация слов с мягким знаком и без (угол-уголь).
Уметь выполнять упражнения на дифференциацию, уметь писать под диктовку.
Уметь выделять мягкий согласный из слов, знать, что мягкий знак обозначает мягкость согласного.
1.Выделять голосом последний согласный мягкий или твердый.
2.Списывать слова, выделяя на конце мягкий согласный.
3.Выписывать слова с мягким знаком на конце.
4.Вставить мягкий знак в середину.
5.Уметь вставлять подходящие по смыслу слова.
Игра «Спрячь мягкий знак в середину».
6.Выполняить упражнение, вставляя подходящее по смыслу слово с мягким знаком. Развитие фонематического слуха.
Развивать способность узнавать и различать выученные звуки. Развитие слухового внимания и памяти.
1. Проверочная работа по теме: Развитие фонематического слуха
3. 8 Развитие способности к обобщениям и дифференцировкам в связи с развитием устной речи. Предлоги
Уметь правильно употреблять и активно использовать в речи предлоги в, на, уметь правильно дифференцировать предлоги в, на.
Уметь правильно употреблять предлоги под, над, из, без.
Употреблять, дифференцировать предлоги по, под, над, без, из.
Уметь одновременно употреблять предлоги в, на, из, без, по, под, над.Уметь правильно употреблять предлоги у, к, от.
Уметь одновременно употреблять предлоги у, к, на, от, в, над.
Уметь употреблять сложные предлоги из-за, из-под, между.
Уметь правильно писать дифференцированные тексты, тренировочные упражнения на употребление предлогов, слуховые диктанты.
Уметь сформировать представления в использовании знач. предлогов 1.Выделение голосом простых предлогов.
2.Игра «Послушный мяч», «Колобок».
3.Правильно выполнять упражнение на употребление предлога со словом.
4.Правильно составлять предложения с предлогами.
5.Выполнять упражнения. дополняя их предлогами (в, у, из, по, от, к, и т.д.)
6.Работа по картинкам. Рассмотреть картинки, ответить на вопрос: что под чем?
Правильно писать выборочные диктанты, дифференцированные упражнения, тренировочные упражнения, слуховые диктанты. Уметь различать одинаковые слова, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса.
Развитие пространствен-ной ориентации.
2 Приставки
Уметь определять и выделять приставки.
Уметь правильно, активно использовать приставки.
Уметь записывать слова, предложения и обозначать в словах приставки.
Уметь правильно подбирать подходящие по смыслу приставки.
Уметь образовывать новые слова с различными приставками.
Тренировочные упражнения, дифференцированные тексты, слуховые диктанты. Уметь правильно обозначать приставки в словах и выделять их, выполнять упражнения.
Выполнять тренировочные упражнения на образование новых слов при помощи приставок.
Уметь определять смыслоразличительную сторону приставок при образовании новых слов. Узнавание неречевых звуков.
Упражнения на развитие мышления.
Различение одинаковых слов, фраз, звуков, комплексов по высоте, силе и тембру голоса.
4. 2 Различение предлогов и приставок
Уметь дифференцировать предлоги и приставки.
Правильно писать выборочные диктанты, тренировочные упражнения, слуховые диктанты.
Сформировать у учащихся смыслоразличительную сторону предлогов и приставок.
Научить детей правильно произносить предлоги и приставки, а затем писать их. 1.Упражнения на правильный выбор предлогов и приставок.
2.Тренировочные упражнения на дифференциацию предлогов и приставок.
3.Образование новых слов при помощи приставок и словосочетаний при помощи предлогов.
4.Упражнения на правописания приставок. Слуховой диктант. Развитие звукового анализа.
Узнавание неречевых звуков. Различие одинаковых звуков, слов, фраз, звукокомплек-сов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
2. Проверочная работа по теме: Предлоги. Приставки. Дифференциация предлогов и приставок
5. 4 Безударные и ударные гласные
Уметь выделять ударные и безударные гласные.
Уметь писать слова и правильно ставить ударения, уметь подчеркивать ударные гласные.
Уметь дифференцировать слова с ударением на первом слоге, втором, третьем и т.д.
Уметь находить поверочные слова для безударных гласных.
Безударная гласная в корне слова.
Безударная гласная е, проверяемая ё.
Уметь писать тренировочные диктанты и упражнения, Дифференцированные тексты и слуховые диктанты. 1.Уметь различать слова, близкие по звуковому составу, выделять согласные в конце слова.
Подготовить картинки и подобрать на определение звука. 3. Проверочная работа по теме: Безударная гласная
6. 4 Большая буква
Знать, в каких случаях пишется большая буква.
Уметь правильно написать большую букву, уметь правильно писать иена, фамилии. Отчества, клички животных, географические названия.
Упражнение в написании слов с большими буквами. 1.Упражнение на написание имен, отчеств, фамилий.
2.упражнение на умение образовывать фамилии.
3.Правильно списывать предложения, выделяя большую букву.
4.Составлять и записывать предложения с использованием большой буквы.
5.Упражнения на написание названий улиц, городов рек.
6.Упражнения на образование отчеств от имен.
7.Упражнения на дополнение предложений.
8.Тренировочные упражнения и слуховые диктанты. Различение слов близких по звуковому составу, дифференциация слогов, дифференциация фонем, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4. Проверочная работа по теме: Большая буква
7 2 Дифференциация согласных б-д
Учить правильно писать и дифференцировать буквы б-д.
Учить правильно писать элементы букв по образцу, по опорным точкам.
Уметь правильно дифференцировать звуки и писать буквы б-д в слогах, словах, предложениях.
1.Упражнения на дополнения элементов букв по образцу, по опорным точкам.
2.Упражнение на написание букв под диктовку.
3.Упражнение на выбор заданной буквы из слога.
4.Упражнение на написание слогов под диктовку.
5.Упражнение на написание под диктовку слов по опорным точкам.
6.Зрительно-предупредительные диктанты, дифференцированные тексты, слуховые диктанты. Звукобуквенный анализ слов.
8. 2 Дифференциация согласных п-тОбратить внимание на количество элементов, составляющих буквы п-т.
Учить правильно писать и дифференцировать элементы букв п-т.
Учить правильно дифференцировать звуки и писать буквы в слогах, словах и предложениях 1.Упражнение на дополнение элементов букв по образцу, по опорным точкам.
2.Упражнение на написание букв под диктовку.
3.Упражнение на выбор заданной буквы из слога.
4.Упражнение на написание слогов под диктовку.
5.Упражнение на написание слов по опорным точкам.
6.Зрительно-предупредительные диктанты, дифференцированные тексты, слуховые диктанты. Звукобуквенный анализ слогов, слов.
9. 2 Дифференциация согласных ж-ш
Уметь правильно произносить и показывать артикуляцию звуков.
Уметь правильно читать буквы в слогах, словах и предложениях.
Упражнение на правильную запись слогов и слов под диктовку.
Упражнение на сравнение дифференцированных пар слов по звучанию.
Тренировочные упражнения на дифференциацию букв.
Зрительно-предупредительные диктанты, слуховые диктанты. 1.Выделение заданных звуков в словах, слогах, предложениях.
2.Дифференциация слогов и слов по наличию звука.
3.Звукобуквенный анализ слов.
4.Различение слов близких по звуковому составу, развитию навыков звукового анализа.
5. Сравнение по артикуляции (подчеркивая различия). 6.Соотнесение звуков с буквами.
6.Письменные задания.
Обучение умению работать с деформированным текстом.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Формирование приемов кинестетического контроля.
10. 2 Дифференциация согласных в-ф
Формирование приемов самоконтроля.
11. 2 Дифференциация согласных г-к
12. 2 Дифференциация согласных з-с
13. 2 Дифференциация согласных б-п
14. 2 Дифференциация согласных д-т15. 2 Дифференциация согласных с-ш
16. 2 Дифференциация согласных з-ж
17. 2 Дифференциация согласных с-ц
18. 2 Дифференциация согласных ч-ть19. 2 Дифференциация согласных ч-ш
20. 2 Дифференциация согласных ч-щ
21. 2 Дифференциация согласных ч-ц
22. 2 Дифференциация согласных ш-щ
23. 1 Проверочная работа по теме: Развитие способности к обобщениям и дифференцировкам в связи с развитием устной речи.
Условия реализации программы
Необходимым условием для проведения занятий является наличие специально оборудованного помещения, позволяющего организовать деятельность, коммуникацию детей в группах, двигательную активность.
Во время занятий должно быть чередование различных видов деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности не должна превышать 7-10 минут. Групповые занятия проводятся с детьми после уроков или на часах коррекции. Количество занятий с каждой группой не более 3 раз в неделю. Продолжительность одного занятия не должна превышать 40 минут. Занятия проводятся с обязательным соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм. С целью предупреждения утомляемости и профилактики физических, умственных, психологических перегрузок детей на занятиях проводятся физкультурные минутки.
Литература, использованная при составлении программы:
О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» Письмо. Москва «Просвещение» 2014 г.
Ишимова О.А. Развитие речемыслительных способностей детей / О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. – М.: Просвещение, 2009 г.
Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов/ Б.М. Гриншпун//Нарушение речи и голоса у детей / под. Ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М.: Изд-во МГПИ, 1975г.
Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»,
Нищевой Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», использовались методические пособия:
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» М., 1990;
Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001г.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В., «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» М., «Владос», 2003;
Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 1. Дифференция гласных. – М.: Книголюб, 2003
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Дифференциация согласных.– М.: Книголюб, 2003.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 3.Соноры, аффрикаты. – М.: Книголюб, 2003.
Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Название: Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква Издательство: Школьная Пресса Год: 2005.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005
А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для детей» Санкт-Петербург «Библиополис» 1995;
Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» матодические рекомендации для логопедов, учителей и родителей М., БАЛАСС 2012 г.;
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа» М., Издательство «Скрипторий 2003» 2011г.
Т.А. Аристова, Г.А. Архипова «Коррекция нарушений письменной речи» Под редакцией Н.Н. Яковлевой – СПб.: КАРО 2013 – (Серия «Коррекционная педагогика»)
Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика» пособие для логопеда под редакцией профессора Р.И. Лалаевой - М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.
Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2: Предложение. Текст» пособие для логопеда под редакцией профессора Р.И. Лалаевой - М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.
Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.3: Письменная связная речь» пособие для логопеда под редакцией профессора Р.И. Лалаевой - М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.
Л.О. Бакисова «Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ» 1-4 классы – Волгоград: Учитель, 2015г.
О.С. Яцель «Коррекция оптической дисграфии у младших школьников – М.: Изд. «ГНОМ» 2013г.