Психолого — логопедический семинар Пляшущие буквы
ГОУ ТО «Кимовская школа»
Психолого - логопедический семинар для педагогов, воспитателей начальной школы ГОУ ТО «Кимовская школа»
«Пляшущие буквы»
Подготовили: педагог – психолог Лузгина Е.А
Учитель – логопед Воробьёва Н.А
14.01.2016 год
1 слайд. Заголовок.
2 слайд. Педагог – психолог:
У детей в школе часто возникают проблемы в обучении, и причины этих проблем самые разные: кто-то не понял материал на уроке и не стал заниматься дома, кто-то отвлекся, кто-то не выучил правила, а кто-то просто не может хорошо учиться без своевременной помощи и поддержки. Именно о детях, нуждающихся в специфической помощи при обучении, мы сегодня и поговорим.
3 слайд. Педагог – психолог:
В фокусе нашего сегодняшнего внимания — дисграфия. Как вы думаете, что это такое? (Психолог выслушивает предположения педагогов: так, некоторые могут считать, что дисграфия — это плохой почерк.)
4 слайд. Педагог – психолог:
Дисграфия — определенное нарушение письма, при котором искажается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, изменяющих звуковой состав слова.
5 слайд. Учитель – логопед:
Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющие различные нарушения письма. Процесс письма , который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребёнка множества проблем. Письмо- это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью , степенью её развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.
6 слайд. Педагог – психолог:
Дисграфия не является изолированным нарушением: она может сопровождаться рядом расстройств устной речи, чтения и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован. В настоящее время педагоги и психологи стали уделять внимание проблеме детской дисграфии и оценивать детей с данным расстройством не как неуспевающих учащихся, а как учащихся, испытывающих трудности в освоении норм правописания русского языка.
Учитель – логопед: Чтобы написать слово, ребёнку необходимо:
-определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
-соотнести выделенный звук с определённым образом буквы;
-воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания ,разбить на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребёнка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного произношения , звуковом анализе и синтезе, лексико- грамматической стороны речи, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом- дисграфия ( от греческого «графо» -письмо).
7 слайд. Педагог – психолог:
Итак, дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Обычно она проявляется в стойких и повторяющихся ошибках, которые делает ученик.
8 слайд. Педагог – психолог:
У детей-дисграфиков часто возникают проблемы при обучении в школе, каковыми являются не только плохие отметки по предметам, но и медленный темп усвоения материала на уроке, необходимость сильной концентрации, которая приводит к быстрому утомлению. Часто у таких детей возникают проблемы с учебной мотивацией, снижается самооценка, ребята оказываются заведомо неуспешными в учебной деятельности и пытаются добиться уважения сверстников другими способами. Попробуем разобраться, чем ошибки, вызванные дисграфией, отличаются от орфографических. Основной проблемой для ученика с подобным нарушением становится установление последовательности: ребенку трудно удерживать последовательную цепочку букв при письме, и он вынужден либо писать очень медленно, либо не обращать внимания на грамотность и пунктуацию.
9 слайд. Учитель – логопед:
Выделяют пять форм дисграфии.
1.Артикулярно- акустическая диграфия2.Акустическая дисграфия3. Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза – деления предложений на слова, логового и звукового анализ и синтеза.
4.Аграмматическая дисграфия5.Оптическая дисграфия.
10 слайд. Учитель – логопед:
1.Артикулярно- акустическая диграфия:
Представляет собой отражение в письме неправильного звукпроизношения. Ребёнок пишет так, как произносит. То есть отражает соё дефектное произношение на письме. На начальных этапах овладения письмом ребёнок пишет проговаривая. Опираясь при этом на дефектное произношение звуков, он отражает своё неправильное произношение на письме. Артикуляторно- акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в речи. Иногда замены букв на письме остаются и после их устранения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребёнка нет ещё достаточной опоры на правильную артикуляцию.
11 слайд. Учитель – логопед:
2.Акустическая дисграфия ( дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания) .В своей основе чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии , в отличие от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обзначаются на письме.Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие ( Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш, З-С и д. т.), свистящие- шипящие ( С-Ш, З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав ( Ч-Ть , Ч-Щ, Ц-С). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушений слуховой дифференциации твёрдых и мягких звуков, а так же сложности их обозначения ( «писмо», «поут», «лижы»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (О-У, Е-И: туча-«точа», лес- «лис»).
12 слайд. Учитель – логопед:
3.Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза – деления предложений на слова, логового и звукового анализ и синтеза.
Это самая распространённая форма дисграфии у детей.
Характерные ошибки:
-пропуски согласных;
-пропуски гласных;
-перестановки букв;
-добавления букв;
-пропуски, добавления, перестановки слогов;
-слитное написание слов;
-раздельное написание слов;
-слитное написание предлогов с другими словами;
-раздельное написание приставки и корня.
13 слайд. Учитель – логопед:
4.Аграмматическая дисграфияТакой вид дисграфии связан с недоразвитием грамматического строя речи. Ребёнок пишет аграмматично, то есть как бы вопреки правилам грамматики («красивый ручка», радостная день», « много деревов»).Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Подобные нарушения обычно наблюдаются с 3-го класса, когда начинается изучение грамматических правил. При этой форме дисграфии наблюдаются также трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
14 слайд. Учитель – логопед:
5.Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв ( и-ш, п-т, в-д, б-д, л-м, э-с и др). Искажения графического образа букв: зеркальное написание, написание лишних элементов, неправильное расположении элементов.
15 слайд. Педагог – психолог:
Дисграфия является одним из видов нарушений, мешающих ученику адекватно справляться с учебной нагрузкой. Задача учителей и родителей — свое временно увидеть такую проблему и отвести ребенка к соответствующему специалисту, который поможет ему справиться со сложной ситуацией. Родители и учителя не должны ругать ребенка за плохие отметки по русскому языку, если он физиологически не может правильно писать. Необходимо отличать особенности развития ребенка от нежелания учиться, лени и невыполнения учебных обязанностей.