Атлантический и Северный Ледовитый океаны (7 класс)


МБОУ Новоленинская СОШ
Открытый урок в 7 классе
ТЕМА УРОКА: «Атлантический и Северный Ледовитый океаны»
Провела: Шалапова В.Д.
Новоленино 2014
ПРЕДМЕТ: География 7 класс
РАЗДЕЛ: II Океаны и Материки
ТЕМА УРОКА: «Атлантический и Северный Ледовитый океаны»
ЦЕЛИ УРОКА: Образовательная – сформировать у уч-ся знания и умения по теме
Развивающая – развивать память, умения систематизировать изученный материал, развивать у уч-ся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развитие картографических навыков, Воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи. Воспитывать у уч-ся экологическую ответственность за воды Мирового океана, нормы и правила в кабинете географии.
ТИП УРОКА: урок изучения новой темы
ВИД УРОКА: урок - путешествие
ВРЕМЯ НА УРОК: 40 минут
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: физическая карта мира, контурные карты, карты атласа, проектор, экран,
ХОД УРОКА
Орг. Момент.
- Здравствуйте!
- Как себя чувствуете?
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим путешествие – путешествие по океанам. Слайд 1.
Эпиграф – Слайд 2.
А океан, действительно, великий,Бескрайняя прибрежная волна.И отраженье солнца слепит бликом,И первозданной свежести вода.Соленый воздух, сырость и просторы.От края и до края океан.
Т. Ханжина
- Ребята, на предыдущем уроке мы знакомились с океанами - Тихий океан, Индийский. Сегодня мы будем изучать Атлантический океан и Северный Ледовитый океан. Сегодня совершим путешествие по этим океанам, во время, которого мы вместе откроем для себя что-то новое, а может быть вы уже знаете материал.
В плаванье отправимся мы дети, Слайд 3.
Вот на этом маленьком корвете
Где-то под руками было близко
Капитана Врангеля записки
- И так мы отправляемся в плаванье.
С начала нам необходимо заправить корвет знаниями. Для этого вам, ребята, нужно заполнить пустые клетки на корвете. По очереди будете подходить к корвету и будете заполнять его.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ КОРВЕТА
Кто дал название Тихому океану? Магеллан.
Самая глубоководная впадина? Марианская, 11022м.
Тропические ураганы? Тайфуны
Самый крупный моллюск, весом до 250кг. Тридакна.
Крупный остров в Индийском океане. Мадагаскар
Плывучий осколок льда в океане. АЙСБЕРГ
Море, в котором соленость достигает 42 промилле. Красное.
Английский мореплаватель, первый измеривший глубины Индийского океана. Д.Кук.
Теперь, когда корвет заправлен знаниями, мы можем отправиться в плаванье, на нашем корвете присутствуют три группы исследователей. Слайд 4.
Класс делится на три группы. Выбирается командир каждой группы
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРУПП.
Группа географов (командир - )
Группа биологов (командир - )
Группа климатологи (командир - )
Группа экологов (командир - )
У каждой группы на столе лежит пакет с заданиями, во время путешествия вы будете их выполнять.
Мы путешествуем по Северному Ледовитому океану. Слайд 5.
Вы знаете, что где-тоКруглый год – зимой и летом –Океан укрыт от светаТолстым белым слоем льда?Там стоит ужасный холод,Пароходы там не ходят,Лишь большие ледоколыДобираются туда.
.Вам, друзья, запомнить нужно:Он – не Западный, не Южный,И уж, точно, не Восточный,Хоть лежит у разных стран.Нет! Его – я твердо знаю –По-другому называют:Это – Северный, ребята,Ледовитый Океан.
Пусть он находится где-то далеко, но его дыханье не проходит мимо нас
И даже здесь мы чувствуем его!
Уважаемые географы расскажите о географическом положении Северного Ледовитого океана. А пока мы будем слушать ответ (отвечает ученик у доски, показывая географические объекты, расположенные в этом океане) группы выполняют задания № 1.
1задание гр. географов.
Рассказать про рельеф дна Северного Ледовитого океана?
ОТВЕТ:
Рельеф дна сложный. В центральной части горные хребты и разломы. Между хребтами лежат впадины и котловины. Большая шельфовая зона.
1задание гр. биологов.
Какие организмы обитают в Северном Ледовитом океане?
ОТВЕТ:
планктон, водоросли, рыбы – треска, навага, палтус. Киты, тюлени, моржи, белые медведи, птицы. Слайд 6.
Задание гр. климатологам
Расскажите про климатические особенности Северного Ледовитого океана
Ответ.
Арктические воздушные массы. Запас тепла в водах за счет Северо-Атлантического течения. Наличие льдов.
1 задание экологам. Назовите виды хозяйственной деятельности в океане?
Ответ.
Разведаны запасы полезных ископаемых – нефти, природного газа. Ловят рыбу, добывают водоросли. Охотятся на тюленей. Добыча китов ограничена.
- Мы послушали ответы, Северный Ледовитый океан исследован, и мы плывём дальше.
Физминутка – передай карандаш
Зарядка для глаз по карте+
Атлантический океан!
Необозримая водная равнина,
Величественная водная гладь!
Из конца в конец бороздят эти воды корабли все стран,
Под флагами всех наций мира.
/Жюль Верн)

Ребята, а давайте с вами вспомним какие материки, омывает Атлантический океан? (Ответы учеников)
- А теперь, уважаемые географы, расскажите, чем интересен рельеф Атлантического океана?
(Слушаем ответ группы географов) Атлантический океан молодой. Через весь океан протянулся хребет. Он выходит на поверхность в виде острова – Исландия.У берегов Европы и Америки есть обширные шельфовые зоны.
А пока мы слушаем ответ, гр. климатологов, биологов и экологов выполняет задание № 2
Задание №2 Тест по теме: "Путешествие по океанам "(биологам)
Органический мир Атлантики:
а) беднее видами, чем Тихий океан;
б) богаче видами, чем Тихий океан;
В полярных водах Атлантического океана обитают:
а) треска и морской окунь;
б) скумбрия и мойва;
в) киты и тюлени;
В центре, какого океана расположено единственное в мире море без берегов – Саргассово:
а) Индийского океана;
б) Северного Ледовитого океана;
в) Атлантического океана;
г) Тихого океана;
Группа климатологов расскажет про климат Атлантического океана.
Ответ. Климат разнообразен, т.к. океан вытянут. Температура ниже, чем в Тихом и Индийском, т.к. охлаждение идет с Северного Ледовитого океана. З-за разницы температур образуются туманы. Течения направлены вдоль меридианов из-за вытянутости.
Группа экологов расскажет о проблемах океана.
Ответ. В связи с ростом городов, развитием судоходства загрязнены вода воздух, ухудшились условия для отдыха. Разливы нефти. Запрещены сбросы опасных отходов.
Мы прослушали все ответы.
Работа по картам.
Нанести на к/к заливы, проливы в Северном ледовитом океане и Атлантическом океане.
Вы справились с заданиями совсем не плохо.
Рефлексия.
Мы завершаем свое путешествие по океанам
1. На занятии я работал активно / пассивно
2. Своей работой на занятии я доволен / не доволен
3. Занятие для меня показалось коротким / длинным
4. За занятие я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудным
Прошу ребят нарисовать на полях тетради подобные смайлики (если всё получилось – улыбается, есть над чем поработать – прямой ротик, не получилось – грустный рот
-выставление оценок
Домашнее задание
Подготовить творческое задание. Составить маршрут воображаемого путешествия по одному из океанов ( по выбору)