Конспект урока на тему: «Вхождение Казахстана в мировое сообщество»
Тема урока: «Вхождение Казахстана в мировое сообщество»9
Цель урока: Определить роль и место страны в мировом сообществе.
Задачи:
Образовательная: Углубление и систематизация знаний учащихся о стране, ее место в мире, проектирование своего будущего и государства.Воспитательная: Воспитание сознания причастности и ответственности к судьбе своей страны, патриотизма и самостоятельности суждений.Развивающая: Развитие умения анализировать, критическое мышление, выражать свою точку зрения, навыки публичного выступления.
Ход урока
1. Организация начало урока. Вступительное слово учителя. Психологический настрой
Мы с вами начали изучение темы «Независимый Казахстан». Казахстан -молодое независимое государство. Со дня обретения независимости произошли важные события, которые заложили основу нашего будущего. В Казахстане вместо бывшейсоциально-экономической системы формируется новая демократическая общественная система. Благодаря политической стабильности внутри страны, признанию и поддержке мирового сообщества Казахстан, несмотря на трудности, переживаемые страной, укрепил свою независимость.
Сообщение темы и цели урока.
Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова Н. А. Назарбаева «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце»
Проверка д/зЗадание 1-го уровня
Соотнесите политического деятеля и факт его биографии:
1 Руководитель партии «Уш жуз» С. Мендешев
2 Председатель Центрального исполнительного комитета Киргизского (Казахского) АССР Ж. Шаяхметов
3 Первый руководитель Компартии, осудивший культ личности Сталина Д.А. Кунаев
4 Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана в 1946-1954 гг. Н.С. Хрущев
5 Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана в 60-х и серед. 80-х годов, член политбюро ЦК КПСС К.Тогысов
Ключи ответов на задание 1-ого уровня:
1 – К.Тогысов;
2 – С. Меңдешев;
3 – Н.С. Хрущев;
4 – Ж. Шаяхметов;
5 - Д.А. Кунаев.
Задание 2-уровня
1. Первая столица Киргизской (Казахской) АССР:
A) Ташкент;
B) Кызыл-Орда;
C) Оренбург;
D) Уральск;
E) Омск.
2. Кто был руководителем правительства Алаш:
A) М. Чокай;
B) М. Тынышпаев;
C) А. Букейханов;
D) С. Мендешев;
E) С. Сейфуллин.
3. Когда был издан Декрет об образовании Казахской АССР:
A) август 1920 г.;
B) июль 1919 г.;
C) апрель 1925 г.;
D) апрель 1918 г.;
E) октябрь 1920 г.
4. Кто автор политики "Малого Октября":
A) И. Сталин;
B) С. Садвокасов;
C) Н. Бухарин;
D) Ф. Голощекин;
Е) О. Жандосов.
5. Сколько казахстанцев были удостоены звания Героя Советского Союза за подвиг в Великой Отечественной войне:
A) 497;
B) 280;
C) 350;
D) 451;
E) 373.
6. Назовите первый объект индустриализации в Казахстане:
A) Балхашский комбинат;
B) Шымкентский свинцовый завод;
C) Турксиб;
D) Зыряновский комбинат;
E) Ачисайские рудники.
7. Сколько человек переехало в Казахстан в годы освоения целины:
A) 10 млн.;B) 5 млн.;
C) 1 млн.;
D) 0,5 млн.;
E) 2 млн.
8. Когда было проведено первое испытание на Семипалатинском ядерном полигоне:
A) 1945 г.;B) 1947 г.;C) 1949 г.;D) 1951 г.;E) 1953 г.
9. Какой сталинский лагерь в Казахстане был самым большим:
A) Карлаг;
B) Усть-Каменогорская тюрьма;
C) Кустанайская тюрьма;
D) Степлаг;
E) Алжир.
10. Каковы потери в численности населения Казахстана в результате демографической катастрофы 1930-1933 гг. по мнению академика М. Козыбаева:
A) 1 млн. 234 тыс. человек;
B) 2 млн. 1 тыс. человек;
C) 1 млн.798 тыс. человек;
D) 1 млн. 123 тыс. человек;
E) 2 млн. 343 тыс. человек.
11. На состоявшемся в Оренбурге Учредительном съезде 4 октября 1920 г. Председателем ЦИК Казахской АССР был избран:
A) А. Бокейханов;
B) Б. Каратаев;
C) А. Байтурсынов;
D) С. Мендешев;
E) В. Радус-Зенькович.
12. Курс на коллективизацию сельского хозяйства провозгласил:
A) 12 съезд партии;
B) 15 съезд партии;
С) 14 съезд партии;
D) 13 съезд партии;
E) 11 съезд партии.
13. Историческое событие 1954 года для Казахстана:
A) было закончено строительство Турксиба;
B) преобразование колхозов в совхозы;
C) Алма -Ата стала столицей Каз ССР;
D) началось освоение целинных и залежных земель;
E) был осуществлен первый запуск искусственного спутника Земли.
14. Продовольственная программа в Каз ССР была принята в:
A) 1982 году;
B) 1977 году;
C) 1985 году;
D) 1980 году;
E) 1975 году.
15. В каком году начался курс на «перестройку»:
А) 1983 г.;
B) 1984 г.;C) 1985 г.;D) 1986 г.;E) 1991 г.
Ключи ответов на задание 2 уровня
Номер вопроса Правильный
ответ
1 С
2 С
3 А
4 Д
5 А
6 С
7 Е
8 С
9 А
10 В
11 Д
12 В
13 Д
14 А
15 С
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Республика Казахстан»? Напишите на листочках три слова, которые ассоциируются у вас с этими словами.
Озвучиваем и раскрываем понятия.
Учитель: Представьте, что вы участники молодежного форума. В течение недели вы общались с молодыми людьми из разных стран, подружились, но многие мало знают о вашей стране. Вы решили провести презентацию «Моя Родина — РК».
Задание: Как и о чем вы расскажете о своей стране (в своем выступлении вы должны охарактеризовать экономическое, политическое и культурное развитие страны)
Учитель: В начале урока мы сказали, что в Казахстане со дня обретения независимости произошли важные события, которые заложили основу нашего будущего.
Работа в группах: Обсудите в группах и выберите 5 наиболее значимых на ваш взгляд событий и обоснуйте ваш выбор.
— В годы вхождения Казахстана в состав СССР республика не могла решать вопросы внешней политики самостоятельно, они решались в Центре. После обретения независимости перед Казахстаном стояли задачи определения своего места в мировом сообществе, проведения самостоятельной политики.
Задание: В виде таблицы, кластера запишите, что мешало стране развиваться динамично.
Представить результаты своей работы.
Сегодня в разговорах, на страницах печати мы слышим слово «кризис». Весь мир переживает такое явление, как экономический кризис. С распадом в 1991 году развалилась административно-командная система и плановая экономика. При этой системе экономика страны постоянно переживала кризисы. В связи с переходом к рыночным отношениям все отрасли народного хозяйства были охвачены кризисом.
Вопрос: В чем его сущность? Как вы понимаете это слово, что такое кризис?
Обсуждение высказывания: «Для перемены отношений в развитии экономики требуется кризис» (Джордж Сорос)
Задание: приведите примеры, подтверждающие эти слова, или отрицающие их. Объясните, как вы понимаете эти слова, приведите аргументы.
Учитель: В обществе циркулируют разные мнения о роли кризиса. Н. А. Назарбаев придерживается мнения: «Преодоления кризиса — это возможность обновления. Для Казахстана это возможность дальнейшего совершенствования и укрепления молодого государства. Кризис — не только негативное явление в экономике, но и шанс, который следует использовать с наибольшим коэффициентом полезного действия. Целеустремленный, не боящийся труда человек и во время кризиса может сделать не только для себя, но и для окружающих».
Немало политологов рисовали Казахстану печальную судьбу и в целом ставили под сомнением жизнеспособность нашей страны. Экономический кризис 1996 года охватил все страны СНГ. Международные политологи поспешили заявить о скоромсоциально-экономическом крахе общества. Они даже говорили, что через 10–15 лет 20% граждан РК будут неграмотными. Нынешняя реальность такова: в Казахстане 95–97% населения от 5 до 24 лет охвачены образовательными программами, около 95% населения получили образование, утверждена программа «Болашақ «.
Задание: Какие изменения произошли в образовании за последние 10 лет?Привести примеры
Учитель: Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное- это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европу и Азию. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес-это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в 21 веке. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. За годы независимости в качестве суверенного государства Казахстан признали свыше 120 государств мира. После получения независимости Казахстан приступил к осуществлению основного принципа Конституционного Закона РК от 16 декабря 1991 года: «Республика установит свои взаимоотношения со всеми государствами на основе принципов международного права».
Задание: Как связаны геополитическое положение и внешняя политика?
— Почему страны мира признали Казахстан и были заинтересованы в установлении связей?
— С какими странами Европы, Азии и Америки у Казахстана сложились стабильные внешнеполитические связи? Привести примеры.
— Рассказать о вкладе Президента РК в улучшение международного положения.
Вывод: Благодаря правильному определению основных направлений своей внешней политики Казахстан занял достойное место в международной политике. Перспективы развития Казахстана всесторонне и четко определены в Стратегии развития «Казахстан-2030“. Залогом того, что задачи, указанные в ней, будут выполнены, являются успехом современного Казахстана.
Учитель: Давайте представим, что наша страна — это море. Море состоит из миллионов капелек. Капельки это граждане страны, молодое поколение. От каждого из вас зависит будущее нашего Казахстана. Слово «будущее» и слово «буду»взаимосвязаны. Каждый из вас, наверное, уже знает и думает над вопросом: «Кем я буду?», «Какую профессию выберу?», чтобы принести свой вклад в развитие Казахстана.
Задание: Поделитесь мнением, как вы представляете свое будущее.
— Какие общественно-политические, экономические и культурные изменения произошли в вашей области, районе, селе после провозглашения Казахстана независимым государством? Приведите примеры.
Учитель: И так, мы представили свою страну и обозначили ее место в мире. Обсудили проблемы в переходный период. А теперь давайте помечтаем, какой будет наша страна к 2050 году, какой мы хотим видеть ее.
А) ПрезентацияБ) Блиц-опрос «Будущее Казахстана зависит от…..»
Итог: Все проблемы решаемы, надо только приложить свою волю, желание и труд. Сегодня, как никогда актуальны для нас слова Джона Кеннеди: «Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны».
Рефлексия: Итак, обратимся к тому, с чего мы начали урок. Достигли ли результатов? Что вам дал этот урок? Какой основной вывод сделал каждый из вас для себя? Над чем заставил задуматься?
Подведение итогов и оценка деятельности учащихся.
д/з читать конспект, подготовить доклад на тему «Вхождение Казахстана в мировое сообщество»