БРОНЕАВТОМОБИЛИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ в Первой мировой войне


БРОНЕАВТОМОБИЛИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Цель – выяснить, какие бронеавтомобили выпускались в нашей стране и принимали участие в военных конфликтах начала прошлого века. «БЕНЦ» БРОНЕВИК- ДРЕЗИНАЕдинственный образец “блиндированного автомобиля” фирмы “Бенц и К” , предназначавшегося для использования в качестве бронедрезины. «МЕРСЕДЕС» БЫЛИНСКОГОРеализовать проект предстояло на Обуховском сталелитейном заводе.Данный проект был одобрен штабом 10-й армии, который выделил для этой цели два легковых автомобиля “мерседес”. «МЕРСЕДЕС» БЫЛИНСКОГОЛобовой лист моторного отсека закрывалась немного наклоненным бронелистом, а сверху капот был защищен полуцилиндрической секцией. Остальной корпус также имел наклонные листы толщиной 5-6 мм. До апреля 1917 года они продолжали использоваться на фронте. «РУССКИЙ ОСТИН» Чтобы избежать зависимости от иностранных поставщиков в России, силами броневого отдела Военной Автомобильной Школы и отдельными инженерами, было разработано несколько проектов отечественных бронированных машин. Одной из наиболее успешных разработок стал проект бронировки шасси фирмы Austin «РУССКИЙ ОСТИН»Крыша водительского отделения, во избежание попадания гильз в щель между корпусом и башне была выполнена двухскатной. Кроме того, появились зенитные пулеметные станки с углом возвышения 80 градусов, изнутри стенки боевого отделения обшили войлоком и улучшили обзор с обоих постов управления. Бронеавтомобиль Ижорского завода  Это лёгкий пулемётный  бронеавтомобиль вооруженных сил Российской империи. Два экземпляра бронеавтомобиля были построены на Ижорском заводе в 1915 году для 1-й пулемётной роты. ПаккардВ конце 1914 года Ижорскому заводу было выдано техническое задание на бронировку двух 3-тонных грузовых автомобилей американской фирмы “Паккард”. На фронт “паккарды” отправились весной 1915 года. ПаккардВ течении 1915-1916 гг. пушечные бронемашины постоянно участвовали в боях на Западном фронте под Лодзью, Сохачевым, Праснышем и Пултуском.  Бронемашины передали в распоряжение 1-й автомобильной пулеметной роты, где они приняли боевое крещение на территории современной Польши. Джеффри-ПоплавкоЭто один из первых вездеходных бронеавтомобилей. Особенностью его конструкции была колесная формула 4х4 и индивидуальный тормоз на каждое колесо. На испытаниях машина показала превосходные характеристики проходимости, относительную простоту в эксплуатации и обслуживании. Джеффри-Поплавко После образования нового польского государства несколько JQ 4017 досталось полякам. В ходе войны с СССР большинство машин применяли как подвижные мастерские. К 1936 г. в польской армии ещё числилось 9 грузовиков и, возможно, хорошо сохранившиеся экземпляры затем использовались в войне 1939 г. Пирс-АрроуДля этого были использованы два 5-тонных грузовика Pierce-Arrow, на которые поставили бронекорпус. В кормовой части машины была установлена полностью закрытая башня с 76,2-мм горной пушка образца 1904 г., и два спонсона с 7,62-мм пулеметами “максим” обр.1910 г.По заказу Морского ведомства, для охраны береговых укреплений, летом 1916 года Ижорский завод получил распоряжение разработать и построить несколько бронемашин. Пирс-АрроуВ боевых действиях “пирс-арроу” не участвовали – вместо них на фронт отправили морскую модификацию бронеавтомобиля “гарфорд”, вооруженного 76,2-мм противоштурмовой пушкой. Вплоть до осени 1917 года эти машины использовались только в качестве учебных в составе Морского запасного бронедивизиона. Гарфорд-Путилов“Гарфорд” привлек внимание военных, прежде всего, хорошими характеристиками грузоподъёмности, что позволило “навесить” на него побольше брони и вооружения.Инициатором и идейным вдохновителем процесса создания бронеавтомобилей вооруженных пушками был генерал-майор Н.М.Филатов, работавший в должности начальника Офицерской стрелковой школы. Руссо-Балт тип СРабота была поручена полковнику Добржанскому и штабс-капитану Некрасову, под руководством которых был спроектирован первый российский серийный бронеавтомобиль. В августе 1914 г. военный министр Российской Империи генерал-адъютант Сухомлинов издал приказ о создании “бронированной пулеметной автомобильной батареи” и постройке двадцати бронемашин. Руссо-Балт тип СНесмотря на положительные отзывы в боях 1914-го года у бронемашин был выявлен целый ряд серьёзных недостатков. Главным из них была недостаточная защищенность.  В 1921 году они были списаны с производства. Руссо-Балт тип ДПока разворачивалась постройка бронеавтомобилей, которые впоследствии получили название “Руссо-Балт”, штабс-капитан Некрасов получил задание разработать вариант броневика с пушечным вооружением. Руссо-Балт тип ДБронирование и установка вооружения производилась согласно проекту инженера А.Братолюбова, который разработал корпус новой конструкции, практически лишенный наклонных бронелистов, но позволявший установить пушки небольшого калибра. Бронеавтомобили оказались сильно перегружены и недостаточно устойчивы.   После завершения гражданской войны в России броневики были списаны с производства. Источники:1. Павел Валентинович Виноградов «Снабжение русской армии бронированными автомобилями в начале Первой Мировой Войны», 20132. Максим Викторович Коломиец «Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне»3. Журнал «Искры» //http://odin-fakt.ru/iskry/ Спасибо за внимание. ЧОУ СОШ «Царицынская-1» Центрального района г. Волгограда Учитель истории и обществознанияКаменнова Наталья Валентиновна