ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Прокофьева Ольга Владимировна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
АОУ СОШ №14 города Долгопрудного Московской области
Тел.: 9251262965, e-mail: opro75@mail.ru
В каком случае учитель хочет использовать на своих уроках новые методы, приемы, пытается иначе, чем обычно, организовать учебную деятельность? Вариантов много. Тут и осознанное стремление отойти от привычных схем, желание к саморазвитию, и любопытство перед неизведанным. Критическое мышление – это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Но оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление означает не негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое». Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблемы. Знания, которые усваивает критически мыслящий человек, постоянно дифференцируются и систематизируются им с точки зрения степени их истинности, степени вероятности, достоверности. Критическое и творческое мышление – это высший уровень мышления, который формируется у учеников. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулирования выводов, вероятностной оценке и принятии решений. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата. Это тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем. Иными совами, критическое мышление это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Человек, обладающий критическим умом обнаруживает чувствительность к противоречиям и логическим ошибкам. У него воспитывается потребность быть убежденным в степени достоверности, особенности и доказательности изучаемых, а также самостоятельности открываемых им знаний и фактов.
Задача развития критического мышления состоит в том, чтобы учащиеся пришли к пониманию естественной человеческой склонности считать свое мнение и ценностные ориентации единственно значимыми и правильными и стремились преодолеть эту склонность. Если человек использует анализ и аргументацию с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения, это пример критического мышления в «слабом» смысле. Человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном» смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие могут быть выдвинуты против них. Таким образом, можно прийти к выводу, что критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой, с самосознанием. Когда же мы имеем дело не с мыслями людей, а с явлениями материального мира, то нам бывает вполне достаточно обычного мышления.
Склонность к критическому мышлению выражается в следующих параметрах: поиск ясной постановки вопроса, формулировки утверждения; поиск обоснований; стремление к разносторонней осведомленности; использование надежных источников и ссылка на них; целостное рассмотрение ситуации; стремление придерживаться основной темы; удержание в поле зрения исходной задачи; поиск альтернатив; открытость; выбор точки зрения, позиции; стремление к максимально возможной для данного предмета точности; последовательное, поочередное рассмотрение частей сложного целого; восприимчивость и понимание по отношению к чужим чувствам, уровню познания и глубины суждения; склонность к применению навыков критического мышления в жизни.
Насколько тяжело учить мыслить критически и творчески? Не очень тяжело при условии наличия у нас соответствующего желания и владения рядом определенных умений. Хочется поделиться опытом использования отдельных методов критического мышления.
Составление кластера (гроздь, ветвь, ячейки, смысловой блок). При работе с данным методом учащиеся учатся выделять большие и малые смысловые единицы, находить ключевые слова или фразы. На начальном этапе работы по этому модулю учитель может помочь выделить смысловые единицы. Учащиеся могут озвучить свои “гроздья”. Можно провести презентацию записей. При выделении отдельных смысловых единиц (ветвей) ученики могут использовать цвет с целью включения зрительной памяти, а не только механической, слуховой и т.д. Например: урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказка». Учащиеся составляют кластер: 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Подобный вид работы поможет учащимся систематизировать материал. Учитель может дифференцированно давать задания с учетом возможностей каждого ученика.
Написание синквейна. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Например: урок «Мы и окружающий мир» в 3 классе по теме: «Петр I. Закрепление». На стадии рефлексии учащиеся составляют синквейн:
Петр I
Умный, целеустремленный,
Учил, строил, реформировал,
Развивал флот, науку и культуру.
Дипломат.
Внеклассное мероприятие в 4 классе по теме: «Толерантность». Как итог мероприятия учащимися был составлен синквейн:
Толерантный человек.
Мудрый, отзывчивый,
Понимает, жалеет, помогает,
Несет людям радость общения.
Добряк.
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Образование новых слов при помощи суффиксов». В начале урока учащиеся заполняют первую и вторую графы таблицы, а в конце урока на стадии рефлексии - третью графу.
Знал
Хочу узнать
Узнал

Суффикс – часть слова.
При помощи каких суффиксов образовываются новые слова? Меняется ли смысл слов в связи с заменой или образованием нового суффикса?
Новые слова образуются при помощи суффиксов –ек-, -ик-,-ок-, --очк-, -ечк-, -к- и др. Смысл слов в связи с заменой или образованием нового суффикса меняется. Оказывается по суффиксам можно определять часть речи, а для существительных даже и род.

Каждая из предложенных методик призвана решить определенные задачи: формирование понятий, умение сравнивать объекты, систематизировать материал и т.д., и все вместе нацелены на развитие критического мышления ребенка, на развитие его личности.
Таким образом, используя методы развития критического мышления детей, учитель не сводит обучение к школярству, оно выступает как часть жизни ребенка. Методы развития критического мышления позволяют проводить обучение на высоком уровне, позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении, повышают мотивацию к учению в целом и приводят к осознанию самого процесса учения. Методика развития критического мышления предполагает уравновешенный подход к учебно-воспитательному процессу, равенство элементов содержания образования, целенаправленного обучения и развития учащихся.

Список литературы
Гузеев В.В. Образовательные технологии: от приема до философии. Директор школы. 1996, выпуск 4
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М. Просвещение. 2004
Казакова Е.И. Чтение и письмо для развития критического мышления. Программа семинаров. – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им.Р.Валленберга, 1999
Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности М. Просвещение. 1968
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
сказка


народная

авторская

волшебная

Русской литературы

Зарубежной литературы

бытовая

докучная