Конспект урока по истории России на тему Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I (10 класс)
Тема: Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся по теме «Становление абсолютизма в России. Реформы Петра 1»; определить цели, итоги, значение и последствия его реформ.
Задачи:
Создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся и средствами технологий «развития критического мышления».
Развивать умение выделять главное, составлять кластеры, синквейны, фишбоуны, таблицы; уметь использовать полученные знания и навыки для критического осмысления реформ Петра 1.
Воспитывать у школьников умение общаться и работать в группах; уважительное отношение к одноклассникам, умение прислушиваться к их мнению; вырабатывать свою точку зрения. Формировать патриотизм к своей стране и интерес к её истории.
Оборудование: экран и проектор (презентация), магнитная доска, ватман и разноцветные маркеры.
План урока:
Орг. момент
Фишбоун «Причины реформ Петра 1»
Составление кластеров основных реформ.
Диаманта «Абсолютизм»
Таблица ПМИ
Слай 2
Портрет Петра 1 на коне, музыка, и стихи Пушкина
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в сем коне, какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
(2 мин.) Сегодня мы посвятим наш урок преобразовательной деятельности Петра 1. Этот урок последний в системе уроков об этой эпохе. Подводя итог изученному ранее, мы посмотрим, как вы усвоили этот материал, обобщим и углубим ваши знания. Определим цели, итоги, значение и последствия реформ первой четверти XVIII века. Это поможет нам решить очередную историческую проблему:
Слайд 3
Реформы Петра 1: прогресс или откат назад?
Эту проблему мы должны попытаться решить в конце урока, используя те выводы и итоги, которые будут сделаны по ходу занятия.
Ход урока:
Для этого нам необходимо вернуться к истокам, определить с чего всё началось. Проанализировать причины реформ и сделать вывод о том, что побудило Петра к столь масштабным преобразованиям.
В решении этой задачи нам поможет известный вам метод ФИШБОУН
Слайд 4
фишбоун
К доске вызывается учащийся – он будет заполнять фишбоун.
Работает весь класс и на доске и у себя в тетрадях.
(5 мин) Стадия «Вызова»
Работа на доске и в тетрадях:
ФИШБОУН «Причины реформ Петра I»
Причины
Отсутствие Экономическая Экономическое, Необходимость, Активная д-ть
у России и политическая военное, военного , самого Петра 1,
выхода в изоляция культурное приоритета ориентированное
Балтийское России отставание в войне п/в на преобразо-
и Чёрное России Швеции вания
моря, от стран Зап. Европы
Единственный Отсутствие Поражение Отсутствие Великое Азов-
морской порт – флота и под квалифицир. Посоль- ские
Архангельск регулярной Нарвой специалистов ство походы
связывающий армии и учреждений
Россию и по их подгот.
Зап. Европу
Факты
Слайд 5
Какой можно сделать вывод на основе составленного вами фишбоуна?
Выв (возможные ответы):
Ответ: Петровские реформы тесно связаны с решением внешнеполитических задач. Эффективно отстаивать собственные интересы на мировой арене могла только мощная в военном и экономическом отношении держава.
Ответ: Россия не имела выхода к Черному и Балтийскому морю, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. У неё не было собственного морского флота, не было регулярной армии. В этот период имелось всего 15 крупных промышленных предприятий. В стране происходили непрерывные волнения крестьян и городских низов. К концу XVII в. Российское общество типично патриархальное, традиционное вступило в полосу острого кризиса.
Ответ: Внешне политические причины диктовали необходимость преобразований в России. Для Европы, Россия того времени была варварской страной, многие смотрели на нее как на будущую колонию Европы. Стране необходим был решительный прорыв в преодолении своей экономической и политической изоляции. Нужна была радикальная реформа всего, что было связано с системой "государственной службы", организацией производства и торговли, социальной структуры общества.
Стадия «Реализация смысла»
Сейчас мы с вами попробуем поработать в группах и проанализировать основные реформы Петра 1. Для этого каждая из трёх групп сконструирует на ватмане кластер, используя маркеры и карандаши, а так же свою фантазию и творчество. Но главное (не забываем) – смысл! Вы можете использовать информацию учебника Сахарова. Для этой работы отводится 7 минут. После выполнения каждая группа будет защищать свой кластер. Затем подведём итоги и выберем более удачную работу.
Слайд 6
Кластер
Слайд 7
(10 мин.) Кластеры «Реформы Петра 1»
1 группа: «Военная реформа»
2 группа: «Реформы в области культуры»
3 группа: «Реформа государственного управления».
Группы защищают свои кластеры. Последний №3
Вопрос ученику, защищавшему кластер «Реформа государственного устройства»:
Как изменяется политическая сфера России в период петровских преобразований?
Ответ: В период правления Петра 1 происходило становление абсолютной монархии. Вся законодательная, судебная, военная, финансовая власть концентрируется в руках царя, который в 1721 г. принял титул императора.
Слайд 8
Он Балтику смерил стальным глазомером. Горят в малярии, подобны химерам, Болота и камни под шагом ботфорт. Державная воля не знает предела
Едва поглядела и всем завладела. Торопится Меньшиков, гонит Лефорт.
(Павел Антокольский)
Давайте с помощью метода «диаманты» охарактеризуем понятие «абсолютизм», определим антонимичное ему понятие и дадим характеристику особенностям русского абсолютизма, оформившегося в период реформ Петра 1.
Слайд 9
Диаманта
(3 мин.) Работа на доске: составление ДИАМАНТЫ «Абсолютизм».
Абсолютизм
Единый, властный
Правит, карает, издаёт законы
«Государство – это я»
Выбирает, защищает, разделяет
Народная, справедливая
Демократия
Вопрос: Проанализируйте, почему демократия – это противоположное понятие абсолютизму?
Ответ: Демократия – это власть народа, основанная на разделении властей. Абсолютизм – это сосредоточение всей полноты власти в одних руках. Вся законодательная, судебная, военная, финансовая власть концентрируется в руках Петра 1, который в 1721 г. принял титул императора.
Что вы ещё можете сказать об абсолютизме?
Ответ: Возникновение абсолютных монархий – закономерный этап исторического развития, следующий за сословно-представительной монархии.
Чем отличался русский абсолютизм от европейского?
Ответ: реформы Петра 1 ознаменовали оформление абсолютной монархии в отличие от классической западной не под влиянием развития капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе.
Хорошо. Давайте теперь попытаемся определить, почему абсолютизм в России приобретает такие черты.
Слайд 10
Москва и Kиeв задрожали,
Когда Петр, в треске финских скал,
Ногой из золота и стали
Болото невское попрал...
И взвыли плети!.. И в два счета –
Движеньем Царской длани – вдруг –
Из грязи невского болота –
Взлетел ампирный Петербург:
И до сих пор, напружив спины,
На спинах держат град старинный
Сто тысяч мертвых костяков
Безвестных русских мужиков!..
И вот теперь, через столетья,
Из под земли, припомнив плети,
Ты слышишь, Петр, как в эти дни
Тебе аукают они?..
(Н.Я. Агнивцев)
Слайд 11
Оценивая значение петровских преобразований, историки высказывают самые различные, порой противоположные мнения. Одни считают его выдающимся реформатором, другие полагают, что реформы, поспешно ломая устоявшийся порядок, не достигли поставленных целей. Жёсткость и беспощадность, с которыми он действовал, по мнению многих, нарушил естественный ход русской истории. Давайте с вами проанализируем положительные и отрицательные стороны петровских реформ. А также мне хотелось, чтобы в этой работе вы определили то, что вызвало у вас наиболее острый интерес.
Слайд 12
(5 мин) Для этой работы вам необходимо заполнить таблицу ПМИ. В конце работы мы сравним ваши таблицы, сделаем выводы и попытаемся дать ответ на вопрос, который был поставлен в начале урока:
Реформы Петра I – это прогресс или откат назад?
Стадия «рефлексия».
Работа в группах:
Таблица ПМИ (Плюс-Мнус-Интересно)
1 группа 2 группа 3 группа
«П + »
«М - »
«И»
- Создание флота и регулярной армии;
- Победа в Северной войне и выход в Балтийское море;
- создание нового государства, ставшего главным рычагом модернизации страны.
- создание мануфактур, новых центров развития промышленности, торговли;
- обучение отечественных специалистов и появление естественно-научных и технических образовательных учреждений;
- развитие науки;
- просвещение.
- масштабность и стремительность проводимых реформ;
- охватывала все сферы жизни;
- было направлено на обретение Россией роли одной из ведущих стран мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада.
- Оформление абсолютизма на крепостническо-дворянской основе.
- Торможение капиталистических отношений;
- Создание основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной;
- Европеизация России принесла с собой новые политические и социальные идеи, которые были восприняты правящими классами, что породило раскол между верхушкой и низами общества;
- Создание «регулярного, полицейского государства;
- Хаотичный характер реформ;
- Насильственные методы;
- Активное вмешательство государства в экономику и во все сферы жизни общества;
- непродуманность и поспешный характер многих реформ, вызванный неудачами в войне, отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти;
- сильнейший налоговый нажим на население.
- Личность Петра 1 – решительный реформатор, не щадящий ради блага Отечества ни себя, ни других.
- По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра 1 не имели аналогов не только в российской, но и в европейской истории.
-Параллельно с дворянством, принести пользу России имели шанс и наиболее способные люди низших сословий.
Правление Петра великого продолжалось 36 лет, и 28 из них Россия находилась в состоянии войны.
Выводы учащиеся формулируют сами:
Условия российской действительности требовали коренной модернизации.
Петровские преобразования и их итоги имели противоречивый характер.
Вопросы учителя. Итак, анализируя всё вышесказанное, ваши успешно выполненные задания и выводы, давайте попробуем решить проблему, о которой говорили в начале урока :
Реформы Петра I – это прогресс или откат назад?
Слайд 13
Примерные высказывания учащихся.
- Пётр I был гениален и деятелен, но также был и груб, деспотичен, - со своими подчинёнными обращался как с рабами. А перед иностранцами преклонялся чрезмерно. Многие реформы можно было бы в последующем провести мирным путем, без столь больших жертв и лишений.- Я считаю, что Пётр I явился вовремя. Именно такой преобразователь и нужен был России – молодой и сильный, напористый и волевой.- При всех пороках Петра I, считаю его человеком, посланным России свыше. Именно благодаря его огромной преобразовательной деятельности Россия сумела встать в один ряд с ведущими странами Западной Европы. - Я не согласен с отношением Петра I к собственному народу. Слишком высокая плата за все его реформы, ведь он как государь должен был заботиться о своих подданных.- Мне кажется, что Пётр I чрезмерно подражал Западу. Он хотел изменить Россию в слишком сжатые сроки, а так не бывает.- Пётр был неутомимым тружеником. Он служил примером для своих подданных. И я считаю, что его преобразования – большой в клад в величие России.- Пётр спас Россию, с нею стали считаться. В противном случае, она могла бы превратиться в колонию какого-либо европейского государства.
Выводы учителя. Подводя итоги уроку, следует отметить, что к эпохе Петра I, как впрочем, и к современной истории, нельзя подходить однозначно. Мы можем спорить о личности Петра I, восторгаться его поступками и делами, или же, наоборот, осуждать его. Споры остаются теоретическими, а практика показывает, что своеобразие проявляется в том, что именно заимствуется, и как именно усваивается и приживается мировой опыт в том или ином государстве.
Но мы не можем не признать того, что Пётр I изменил ход развития России, определил его перспективы на долгие годы. Актуальность продолжающихся по сей день дискуссий свидетельствует, что перелом, произошедший в ходе петровских преобразований, был коренным и затронул глубинные силы России. Благодаря реформам Петра I преодолена экономическая и культурная отсталость и внутренний кризис путём модернизации страны. А так же значительно возрос её авторитет в мире.
Слайд 14
Карамзин и Пётр и цитата:
В последующем историк Н.М.Карамзин так скажет о деяниях Петра:
«Сильною рукою дано новое движение России, мы уже не возвратимся к старине».
Слайд 15
Портрет Петра1
Я хотела бы чтобы вы послушали речь Петра перед Полтавским сражением и после него.
Попробуйте проанализировать просмотренный материал и сформулировать вопросы (от простого к сложному), раскрывающие смысл просмотренного.
Слайд 16
Видеофрагмент (Речь Петра)
Возможные вопросы:
Как характеризует личность Петра 1 эта речь?
Какими, по вашему мнению личностными качествами обладает Пётр 1?
Как соотносится в этом фрагменте Пётр-государственный деятель и Пётр-человек?
Как соотносится в этом качестве Пётр 1 и современные российские политики?
Слайд 17
«Итоги урока»
Итак, на этом уроке мы с вами смогли:
Определить причины и сущность проводимых Петром 1 реформ;
Проанализировать основные реформы в процессе создания кластеров;
Понять, что итогом политического развития в ходе изучаемых нами преобразований, в России формируется абсолютизм, а так же определить особенность русского абсолютизма;
Проанализировать плюсы и минусы преобразовательной деятельности Петра 1;
Прийти к выводу о противоречивом характере, а так же к пониманию важности и перспективности проводимых Петром реформ.
Оценить личные качества Петра 1.
Наш урок подошёл к концу, вашу работу на уроке будет оцениваться следующим образом:
Ваша самооценка + оценка учителя (если она совпадёт оценка выставляется в журнал)
В одном списке учащиеся выставляют свою оценку и сдают его, в другом – учитель и объявляет свои оценки.
Слайд 18
Д/З Учитывая выводы и итоги сегодняшнего урока, на дом задание –
написать эссе: «Пётр 1 – великий реформатор или тиран?»
Слайд 19
Кластер « Военные реформы»
КЛАСТЕР «Реформы Петра I в области
культуры и просвещения»
Кластер «Реформа государственно-административного устройства»
13PAGE 15
13PAGE 14715
Развитие российской науки
Зарождение системы СМИ
Быт и нравы
Реформы в области культуры
Становление светской школы
Искусство
Просвещение
Причины
Реформ
Петра I
Вывод: Победа в Северной войне и
выход
России в Балтийское и Чёрное море
Появление первой газеты «Ведомости»
Реформа
шрифта
Основание АН
Военные реформы
Создание регулярной армии
Создание российского флота
Начало подготовки отечественных военных кадров
Школа математи-ческих и навигатских наук (1701)
Инженерная школа(1712)
Медицинская школа (1707)
Артиллерийская школа (1701)
Перевооружение армии
Ружья со штыками
Гранаты
Пушки, гаубицы, мортиры
Введение рекрутской повинности
Первые гвардейские полки
Упорядочение военного делопроизводства
Введение обязательной службы для дворян, регулируемой принципом выслуги (Табель о рангах)
Создаются новые воинские уставы
Вводятся ордена и медали
Вводится новая единообразная форма
Вводятся повышения в чине за воинские отличия
Реформа государственного устройства
Реорганизация органов гос.управления
Упразднение Боярской Думы
Учреждение Сената
Замена приказов коллегиями
Изменение политической системы
Становление абсолютной монархии
Провозглашение России империей
Реформа местного самоуправления
Губернии
Провинции
Уезды
губернатор
воевода
Земский комиссар
Церковная реформа
Упорядочение делопроизводства и управления
Генеральный регламент (1720) и Регламенты коллегий
Установление прокурорского надзора
Введение единой системы делопроизводства
Рост числа чиновников
Указ о престолонаследии
Упразднение патриаршества
Духовный регламент
Создание нового органа управления – Святейшего Синода
Введение должности обер-прокурора