Доклад на тему: «Организация инновационной деятельности в воспитательном процессе (из опыта работы)».


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Шахтинская специальная школа-интернат VIII вида №16
24046632600346504 г. Шахты, Тел. 8 (8636) 2-59-39; 2-61-47
Ростовской области, Факс: 8 (8636) 2-59-39
пер. Тюменский, 72 E-mail:ski_shahti_16@rostobr.ru
Доклад на тему:
«Организация инновационной деятельности в воспитательном процессе
(из опыта работы)».
Подготовила:
воспитатель Спичак Г.Е.
г. Шахты
2016 г.
В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса, в том числе и в воспитании. Воспитание ребенка, его становление как личности составляет главную задачу современного общества.
По мнению доктора педагогических наук, профессора В. А. Сластёнина «понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания»
Согласно энциклопедическому словарю Инновации - актуально значимые новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств. Нововведенческая работа в школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения (кристаллизация идей и проектирование хода их реализации); реализация нововведения; закрепление новшества.
Педагогические инновации отнюдь не означают забвения опыта традиционной педагогики.  Многие инновации могут не заменять прежние традиции, а возникать рядом. «Ничто так не укрепляет коллектив, как традиции» утверждал А.С.Макаренко. Традиция придает устойчивость, преемственность. Традиция связана с сохранением системы, с закреплением ее структуры. Инновация – с обновлением, с введением в систему новых элементов, ситуаций, изменением устойчивых связей. Инновация – это не всякое изменение, а только осознанное, освоенное, целенаправленное.
В работе с детьми стараюсь разумно, оптимально, эффективно строить синтез традиции и инновации. 
В нашем интернате дети-сироты проводят все свое время, и я строю воспитательную работу в группе таким образом, чтобы интернат был для детей родным домом, семьёй, где дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личности. Воспитатель является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т.е. коррекционно-развивающую среду.
Дети-сироты – особая категория. Они не могут рассчитывать на помощь родителей. Между тем им приходится бороться с широким кругом проблем. Это, прежде всего, проблемы социализации, повышения уровня самооценки и получения опыта самоутверждения, необходимого для становления самостоятельной личности, выработка навыков самостоятельной постановки цели, построения плана её достижения и собственно достижение цели.
В своей профессиональной деятельности стремлюсь учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника, обеспечить условия для самореализации каждого ребенка на основе использования некоторых инновационных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт детей – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Есть много видов инновационных технологий.
(СЛАЙД 1)
коллективное творческое дело
информационно – коммуникативные
нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
социальное проектирование
организационно - деятельностные игры (ОДИ)
технология исследовательской деятельности
технология проектов
технология дидактической игры
здоровьесберегающая технология
личностно - ориентированная технология
кейс - технологии
арт - технологии
шоу - технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
групповая проблемная работа (разработка проектов)
диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
диалог «педагог - воспитанник»
тренинг общения
«информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
В своей работе часто использую Технологию Коллективных Творческих дел («КТД»)
(СЛАЙД 2)
КТД возникли и получили широкое распространение в советской педагогике как коммунарская, социально-ориентированная воспитательная технология. Однако в настоящее время технология КТД наполняется не только социально-ориентированным, но и личностным смыслом, а в педагогике появился термин «личностно-ориентированное КТД».
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная активность детей, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Отличия личностно-ориентированных КТД от классических (традиционных) проявляются на разных технологических этапах при сохранении общей структуры стадий традиционного КТД (СЛАЙД 3)
Этап Традиционное КТД Личностно-ориентированное КТД
Подготовка педагога к КТД Ориентация педагога на развитие коллектива Ориентация педагога на развитие индивидуальности воспитанников
Коллективное целеполагание
и планирование Социальные основания выбора дела
Акцент на групповой работе, групповом вкладе в коллективное дело Дело как потенциал личностного развития
Акценты на индивидуальных вкладах, на авторстве идей
Коллективная подготовка Акцент на дружной групповой работе Акценты на добровольность принятия и индивидуализированность ролей, поручений
Проведение дела Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана Возможность для личного, негруппового участия, структура дела выбирается с учётом самоопределения воспитанников в отношении ролей, поручений
Последействие Закрепление коллективного успеха, преодоление препятствий в развитии коллектива Закрепление индивидуального успеха, преодоление препятствий в развитии личности.
(СЛАЙД 4)
Основные технологические этапы
1 этап. Подготовка воспитателя к проведению КТД
2 этап. Коллективное целеполагание и планирование.
3 этап. Подготовка дела.
4 этап. Проведение дела.
5 этап. Коллективное подведение итогов.
6 этап. Ближайшее последствие.
Растущая личность, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, в большей степени нуждается в помощи и психолого-педагогической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых осуществляется жизнедеятельность и взаимодействие субъектов. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки применяю в своей работе сказкотерапию, как одну из составляющих арт-терапии.
(СЛАЙД 5)
Сказка для ребенка – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, столкнуться со сложными явлениями в доступной для понимания ребенка форме. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии формируют учебную мотивацию (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи. 
Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий. И самое главное, занятия по этой методике можно построить на принципе мультисенсорности, т. е. вести работу со всеми органами чувств. И это очень важный фактор при работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья. 
(СЛАЙД 6)
В чем же привлекательность и достоинство сказок?
- отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
- неопределенность места действия главного героя;
- образность и метафоричность языка, кладезь мудрости;
- победа добра и психологическая защищенность;
- наличие тайны и волшебства.
На занятиях мы читаем сказки и анализируем, придумываем сказки
(СЛАЙД 7)
Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой
сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
О чём сказка?
Что запомнилось больше всего?
Какие герои запомнились? Почему?
Что случилось с тем или иным персонажем?
Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
Какие чувства, какое настроение после сказки?
Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
Случались ли у тебя похожие ситуации?
Чему мы можем научиться у этой сказки?
Рассказывание сказок:
Рассказывание сказки от первого или третьего лица. 
 Групповое рассказывание сказок. Каждый  из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Групповое придумывание сказки. Первый ребенок  говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.
В дальнейшей своей работе постараюсь использовать и другие инновационные воспитательные технологии.
Интересной, мне кажется, технология проектов. Попробую в работе применить мини-проекты.
Интересен метод проектов тем, что
всегда предполагает решение какой-то проблемы;
происходит сближение с реальной жизнью и потребностями детей;
в процессе проектной деятельности происходит самовоспитание, саморазвитие, самопознание, самореализация личности ребенка и наблюдается формирование индивидуальности каждого воспитанника
А так же меня заинтересовала технология «Диалог «педагог-воспитанник».
Её цель - установление доверительного контакта с воспитанником. Данная технология является особенно эффективной при взаимодействии с детьми, имеющими асоциальное поведение.