Методические рекомендации родителям Роль родителей в формировании основ организованной игровой деятельности у детей раннего возраста


Роль родителей в формировании основ организованной игровой деятельности у детей раннего возраста
Играть ребенок может самостоятельно тем, чем в данный момент хочет. Однако без обучающего руководства взрослого игра ребенка может долго оставаться примитивной и не длительной.Руководство игрой в раннем возрасте заключается в обучении детей разнообразным действиям с игрушками:
путем показа, сопровождаемого словами: «Вот, посмотри, положим Катю в кроватку, закроем ее одеялом, пусть Катя спит, баю-бай»;
в виде прямых указаний к действию: «Покорми собачку. Покачай куклу»
путём применения словесных инструкций, которые не дают готового рецепта, а вызывают у ребенка воспоминания о знакомом действии или подсказывают ему воспроизведение, например, «Посмотри, твоя Катя хочет спать».
Хорошим способом усложнения детской игры являются игры-инсценировки. При помощи игрушек (кукол, игрушечных животных) взрослые показывают детям различные действия сначала с каким-либо одним предметом, потом однородные действия с различными предметами, что способствует развитию обобщения (кормит куклу и собачку, и кошку), затем несколько последовательных, связанных между собой действий с одним и тем же предметом (например, куклу раздевают, кладут спать).Постепенно содержание показа усложняется, инсценируется какой-либо сюжет. Содержание показов должно быть более сложным, чем действия детей в самостоятельной игре, и взято из реальной жизни, близкой детям. Основной задачей при проведении данных показов является уточнение представлений детей, развитие способности внимательно следить за действиями взрослого, слушать его объяснения, показать детям возможность разнообразия действий с предметами. Очень важно, чтобы у ребёнка в самостоятельной игре закреплялись и совершенствовались умения, которые они получили при общении со взрослым. Нужно осторожно, но активно побуждать его к этому. Следует давать ребёнку в самостоятельное пользование предметы, аналогичные тем, с которыми действовали родители при проведении показа игры.Непосредственно после показа у детей легче возникает подражание тому, что они только что видели при показе родителями.Надо стараться развивать большую устойчивость деятельности детей. Участие родителей может удлинить игру ребенка, поддержать его интерес, научить новому способу использования той или другой игрушки, обратить внимание на незамеченное свойство предмета.Учитывая большое значение ориентировочной деятельности, необходимо прежде всего поддерживать возникший у ребенка интерес к чему-либо, стараться объяснить, подчеркнуть основной признак предмета, обязательно отвечать на вопросы ребенка. Кроме того, родители должны сами направлять внимание ребенка на окружающие явления, доступные его пониманию, устанавливать связь явлений. Многие пособия надо давать детям лишь после того, как они на занятиях научатся правильно их использовать. Первичные элементарные навыки игры со строительным материалом дети приобретают к 1 году 2—3 мес, заниматься картинками начинают к 1 году 4—5 мес. Давая эти пособия в самостоятельное пользование, необходимо очень внимательно следить за детьми, обучать целесообразной, разнообразной деятельности с данными пособиями.Для того чтобы вызвать у детей оживление, смех, порадовать их, нужно проводить игры-развлечения, показывать заводные игрушки, солнечный зайчик на стене, играть с ними в прятки, догонялки, игры-шутки («коза рогатая», «по гладкой дорожке... в яму бух»). Такие игры-забавы надо проводить ежедневно.