Конспект урока изобразительного искусства Иллюстрирование казахской легенды
Конспект урока по изо 6 класс: Иллюстрирование казахской легенды
Автор: Хасенова оксана Викторовна педагог-психолог 2 кат., учитель изобразительного искусства, КГУ «Белоусовская основная школа»
Цель:
- развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность, умение анализировать, систематизировать, выражать свои чувства на бумаге;
- формировать навыки работы с художественными материалами
- воспитывать любовь к родному краю, к народному творчеству.
Оборудование: презентация с музыкальным сопровождением Карло Силиотто, «Nomad», техника исполнения по выбору.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Структура урока: мотивация – актуализация комплекса знаний и способов деятельности – самостоятельное применение знаний и в сходной и новых ситуациях – самоконтроль – коррекция – рефлексия.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.
Приемы преподавания: беседа, демонстрация презентации, постановка вопросов.
Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.
Форма работы: индивидуальная,групповая.
Задание: прочитать и проиллюстрировать понравившийся эпизод.
Материалы: гуашь ,акварельные краски, бумажные тарелочки.
Зрительный ряд: книги Щербакова Б.В., картины художников ВКО.
Ход урока:
0. Приветствие детей и гостей семинара.
0.1. Проверка рабочих мест
1. Изучение нового материала
Первозданная красота родного края исстари воспевается не только в песнях, но и устном народном творчестве. Живут в народе легенды, передаваемые из поколения в поколения.
Писатель-натуралист, Восточного Казахстана, который живет в Усть-Каменогорске и две недели назад был в гостях в нашей школе. Борис Щербаков собрал множество таких былей-небылей.
Казахский народ - творческий народ, у которого как вам известно было очень развито, не только устное народное творчество, где воспевались различные аспекты жизни, но и декоративно - прикладное искусство.
А что такое декоративно-прикладное искусство? И что к нему относится?
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.[1] Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
У казахов декоративно-прикладное искусство-это и обработка камня,и резьба,и вышивка,и валяние,и теснение по коже,и чеканка(обработка ювелирных изделий). Но очень редко казахи расписывали (разрисовывали) посуду.
Сегодня мы тоже будем художниками – народниками,декораторами. Легенды и сказки с древности увлекали людей. С раннего детства они – наши верные друзья, которые учит нас добру, справедливости. Вместе их с героями совершим поход в мир прекрасного.
2. Постановка художественной задачи
В качестве практической работы я предлагаю вам прослушать легенду о двух джигитах и девушке. Проиллюстрируйте, пожалуйста, понравившийся эпизод, на ваших тарелочках используя любую технику. Работаете вы в группе, каждая группа должна выбрать для себя отдельный сюжет и проиллюстрировать его.
Давайте же прослушаем нашу легенду события которой произошли в известном многим месте – это Сибинские озера.
3. Показ презентации «Легенда о голове батыра»
У северной границы Аблайкитского массива стоит вырубленная из останца каменная голова, как из пушкинской сказки «Руслан и Людмила». Высота ее немногим более метра. Давным-давно в этой местности, будто черт из табакерки, появлялись откуда-то джунгарские всадники на своих выносливых скакунах, далеко окрест раздавались их гортанные окрики. Уже и стрелы вынуты из колчанов, и тетива луков натянута. Но не испугались батыры, у них тоже были наготове и пики, и копья. Закипела кровавая битва. Воины с той и другой стороны бились до тех пор, пока на поле сражения остались всего два воина – батыр и чужеземец. Батыр обратился к врагу: «Видишь скалу, – показал рукой туда, где в скалах находилось потайное озерко, – там есть обрыв. Там будем биться! Пусть видят духи гор этих, как мы за землю свою деремся. Им решать, кто из нас двоих останется на земле этой». Согласился чужестранец, полагая, что на чьей стороне сила, на стороне того и духи. Поднялись с долины воины на высокие скалы, к обрыву подошли. Крепко обнимали их ветры с разных сторон. На вершине воинам голубое озерко открылось. Первым спустился к нему и испил воды, придающей силы, чужестранец. Увидел джунгар, как колышется на воде единственный цветок белой лилии. Потом спустился к озеру батыр и только зачерпнул воды в ладони, как видит – вместо лилии из-под воды девушка ему улыбается. Дрогнуло в ответ суровое лицо батыра. А девушка луноликая красоты была необычной. Косы ее – ночи темнее, и светилась в них лилия, звезда севера – Аштар. Опомниться батыр не успел, как в сердце этот постучалась любовь, стук его эхом прокатился над вершинами гор. В тот же миг молнией блеснули глаза чужеземца. И он влюбился в девушку. Пуще прежнего теперь вспыхнула ярость между воинами, воцарилась меж ними злоба лютая. Ведь оба они угадали мысли красавицы: «Кто из вас покорит сердце мое, тому и стану невестой». Но девушка уже выбрала одного из них. Он милее и ближе был ее сердцу. Встали соперники на самый край уступа горы и сразу же начали биться. День бились и ночь, день еще и еще ночь. Девушка рядом была и тайно духов молила за батыра. Но тут налетел ветер, сорвал белый цветок с ее головы и бросил в долину. Увидел это батыр, хотел было броситься за цветком, но меч врага молниеносно обрушился на него. Вслед за цветком покатилась в долину меж говорливых речек Беске и Талды голова батыра. Насладившись нежданной победой, шагнул чужеземец к красавице, руку ей протянул и сказал: «Вечно тебя любить буду, красавица! Дам тебе власть и богатства несметные». Но в отчаянии девушка бросилась к краю обрыва и увидела там голову любимого. Горько рыдала красавица на краю скалы роковой да так и осталась тут навечно, превратилась в сосну. Стоит стройная сосна на краю той вершины – одна одинешенька, обреченная на одиночество. А чужестранец исчез и больше никто его здесь не видел.
4. Самостоятельная практическая работа обучающихся.
5. Подведение итогов урока.
6. Сейчас мы с вами организуем выставку своих работ и оценим наши рисунки.
7. Домашнее задание: Придумать свою сказку.