ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ» Тема урока: «Геометрическое нивелирование. Измерение повышений»

Э.И.Разумова
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ»
Тема урока: «Геометрическое нивелирование. Измерение повышений»
Обучающая цель: научить проводить нивелирование, вычислять превышения на станциях и отметки точек местности.
Развивающая цель: развитие логического мышления, умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная цель: воспитание чувства ответственности за порученное дело, аккуратности, а также приобретение навыков совместной, коллективной работы студентов и стремления к достижению конечных результатов.
Межпредметные связи: математика, физика, производство сантехнических работ, основы строительного производства.
Внутрипредметные связи: вертикальная съемка, устройство нивелира, поверки и юстировки нивелира, погрешности измерений.
Обеспечение урока:
Наглядные пособия: мультимедийное оборудование (презентация), стенд «Устройство уровенного нивелира».
Раздаточный материал: методические указания к проведению лабораторной работы, бланки журнала геометрического нивелирования.
Приборы и принадлежности: 4 штатива, отвесы, 4 нивелирные рейки, 4 нивелира НВ-1, визирные цели, журналы геометрического нивелирования, рабочие тетради, миллиметровая бумага для построения профиля трассы.
Содержание урока
Вступительное слово преподавателя: приветствие, проверка готовности группы и аудитории к занятию

Настрой студентов на работу:
– объявление темы, целей, формы урока и плана работы;
– распределение студентов по бригадам и назначение бригадиров;
– информация о рейтинговой системе оценок на лабораторной работе.

Актуализация знаний :
– фронтальный опрос;
– тест (устройство нивелира)

Оформление лабораторной работы

Задание № 1. Установка нивелира в рабочее положение и измерение превышений на станции 1 между точками А и В

Задание № 2. Выполнение первой поверки

Задание № 3. Установка нивелира в рабочее положение и измерение превышений на станции 2 между точками В и С

Задание № 4. Обработка журнала нивелирования: вычисление превышений и отметок

Задание № 5. Построение продольного профиля трассы

Написание вывода о проделанной работе

Домашнее задание

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Мотивация
Лабораторная работа на тему «Геометрическое нивелирование. Измерение повышений» позволяет углубить знания по одному из наиболее важных разделов дисциплины «Геометрическое нивелирование». Знания и навыки, полученные на этом уроке, позволяют студентам освоить методику измерения превышений и обработки результатов, а также приобрести начальные навыки вычисления превышений на станции и отметок точек, что необходимо для успешного прохождения студентами геодезической практики и освоения будущей профессии.
Метод: лабораторная работа.
Для проведения лабораторной работы группа студентов делится на бригады (3- 4 человека), назначается бригадир, который распределит работу на всех членов бригады.
Допуском к лабораторной работе являются правильные ответы по фронтальному опросу и тестированию.
В ходе работы каждой бригаде выдается индивидуальное задание, после обсуждения и выполнения которого, правильность подтверждается допустимой погрешностью в вычислении отметок точек.
Краткий конспект занятия
Геодезия имеет огромное значение в различных отраслях народного хозяйства и при решении стоящих перед нею задач широко использует достижения целого ряда наук: математики, физики, астрономии, картографии, географии, фотографии, механики и др. Инженерная геодезия использует методы измерений и приборы, предназначенные для общегеодезических целей. В то же время для геодезического обеспечения строительно-монтажных и сантехнических работ применяют свои приемы и методы измерений, используют специальную измерительную технику. Инженерно-геодезические измерения выполняют непосредственно на местности в различных физико-географических условиях, поэтому необходимо заботиться об охране окружающей природы.
Большинство инженерных задач не может быть решено, если одновременно с плановым положением точек не будет известно их высотное положение. Для определения высотных координат точек на местности при строительстве объектов и монтаже оборудования измеряют превышения.
На нашем занятии мы, используя знания, полученные на предыдущих уроках, научимся нивелиром измерять превышения методом «из середины». Представьте себе, что вы приобрели земельный участок и хотите построить дом, но участок этот находится на склоне холма. Вам будет необходимо выровнять площадку под фундамент дома. Вот здесь никак не обойтись без нивелирования поверхности земли, то есть нужно будет определить, где и сколько подсыпать или снять грунта под строительство фундамента. А когда дело дойдет до сооружения сетей водоснабжения и канализации вам, также не обойтись без определения превышений, иначе при неправильной установке, то есть без учета отметок, водостоки польются не в наружную канализацию, а к вам в дом.
Контролям знаний по теме являются правильные ответы по фронтальному опросу на тему «Геометрическое нивелирование» и «Устройство нивелира», так как знания, полученные по этим темам, позволяют правильно выполнить задания лабораторной работы
Задание № 1. Установка нивелира в рабочее положение в станции №1
Установка нивелира включает в себя две операции:
Установка нивелира в горизонтальное положение – заключается в приведение вертикальной оси прибора в отвесное положение тремя подъемными винтами и круглым уровнем. Действуя подъемными винтами, приводят пузырек уровня на середину.
Фокусирование зрительной трубы – заключается в получении резкого и отчетливого изображения сетки нитей винтом у окуляра и наблюдаемой нивелирной рейки кремальерой.
Задание № 2. Выполнение первой поверки.
Условие первой поверки: ось круглого уровня должна быть параллельны
вертикальной оси вращения нивелира.
Порядок поверки: Подъемными винтами приводят пузырек в нуль-пункт и поворачивают часть нивелира на 1800. Если пузырек уровня остался в нуль-пункте, то условие выполнено и уровень исправлен.
Задание № 3. Измерение превышений. Заполнение и обработка журнала нивелирования.
При нивелировании из середины, исключаются погрешности за кривизну Земли и рефракцию, и почти в 2 раза увеличивается продвижение на одной станции. Поэтому для определения превышений в основном используют этот способ. Нивелирование ведут по связующим точкам, то есть точкам, по которым последовательно передают отметки в нивелирном ходе. На задней А и передней В связующих точках устанавливают рейки, а на равном удалении от них – нивелир.
У уровневых нивелиров перед отчетами по рейке приводят пузырек цилиндрического уровня в нуль-пункт.
Отсчеты берут по одной стороне рейки и записывают в журнал измерений в такой последовательности:
На первой станции (Ст.1) между точками А и В берут
отсчет по задней рейке а1 (в точке А);
отсчет по передней рейке в1 (в точке В).
Затем переходят в Ст.2 между точками В и С (меняют высоту инструмента), берут:
отсчет по задней рейке а2 (в точке В);
отсчет по передней рейке в2 (в точке С).
Задание № 4. Обработку журнала на станции завершают вычислениями
превышение по Ст.1 h1 = а1 – в1 ; превышение по Ст.2 h2 = а2 – в2 ;
отметку точки В находят по формуле НВ = НА + h1;
отметку точки С находят по формуле НС = НВ + h2;
Горизонт инструмента по Ст.1 находят по формуле ГИСт.1 = НА + а1;
Горизонт инструмента по Ст.2 находят по формуле ГИСт.2 = НВ + а2.
Задание № 5. Далее по полученным отметкам производится построение продольного профиля на миллиметровой бумаге с установкой условного горизонта.
На этом практическая часть работы закончена и сейчас вам предлагается сделать вывод о проделанной работе и записать его в отчет.
Домашнее задание: обработать журнал геометрического нивелирования по выданным вариантам и построить продольный профиль трассы М, N, P.
Рефлексия: Сегодня на уроке мы повторили тему «Геометрическое нивелирование. Измерение превышений», полученные знания закрепили при выполнении заданий лабораторной работы, а также получили навыки работы с нивелиром на станции.
Сейчас я раздам вам карточки и попрошу, дополняя следующие предложения, высказать свое мнение по организации нашего урока (прил.2).



Приложение 1.
Оценка за работу на уроке выставляется по рейтинговой системе. На каждом этапе урока студент оценивается по следующим критериям:
Фронтальный опрос 0 – 5 баллов
Активность работы в бригаде 0 – 3 баллов
Навыки выполнения работы 0 – 2 баллов
Математическая обработка журнала измерений 0 – 2 баллов
Итоговая оценка:
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»

Баллы
11 – 12
9 – 10
8 – 6
0 – 5



Приложение 2.
Дополнить
Дополнение

Теперь я могу


Было интересно


Было трудно


Я научился


Я понял, что


За время урока я


Мое настроение













15