Разработка внеклассного мероприятия: заседание клуба «Информатик». Тема : «Физики и их открытия».

Разработка внеклассного мероприятия: заседание клуба «Информатик».
Тема : «Физики и их открытия».
«Больше побеждает разум и искусство, нежели множество» / Петр I /.
Цель: вспомнить великие имена и связанный с ними вклад в науку, повторить основные физические явления и законы.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя информатики: сообщение темы ( сделать акцент, что этот год в гимназии объявлен годом Петра I и внеклассные мероприятия связываются с его именем) , плана заседания, объявление участников, членов жюри. Зачитывается указ Петра I о проведении зимней ассамблеи:
ПОВЕЛЕВАЮ:
Провести зимнюю ассамблею. Конкретно: месяца января, числа 3, года 2008 , в кабинете №18, заседание клуба «Информатик». На заседание явиться учащимся 10 классов муниципальной гимназии экономического профиля, в лице двух команд. Каждый гимназист обязан :
а) В клуб пришел, не хмурь лица
Будь веселым до конца
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся,
Всем заданьям подчиняйся!
б) чтить приглашенных гостей, а также великий суд в лице жюри( представление членов жюри).
И так, друзья, начнем программу, затей у нас большой запас! А для кого они, для вас!
Не смотря на то, что во времена Петра I не было даже упоминания о компьютерах, здесь , действительно, все для вас, любителей информатики, членов клуба и игроков.
План заседания клуба «Информатик»на сегодня следующий:1.
2.
3.
4.
И пусть сегодня победит ваш разум и ваше искусство!
Тур I . Теоретический.
Чтобы вам легко игралось, начнем с пожелания от учащихся 11 классов
( песня).
1.
Вперед, вперед, вперед
И не робей
Ты сердце информатикой согрей
Учи, учи ее везде, всегда
И будешь первым ты в гимназии тогда!

2.
Всего дороже информатика
Надежда наша- светлая мечта,
Любовь к предмету очень велика
Лишь только трудностей не бойся никогда!
3.
Компьютер друг наш дорогой
Как интересно нам с тобой
Бывает трудно, ну и пусть!
Я за компьютер вновь сажусь.
4.
Ты информатику учи от А до Я
Тогда дороги все открыты для тебя
Идя вперед, уверенно шагай
И в клубе «Информатик»ты выигрывай!
Разминка ( по ходу разминки участникам за правильные ответы даются жетоны).
через 1 минуту вам надо как можно ближе к тексту продолжить крылатое выражение( ответ по поднятию руки).
Исторические источники сообщают, что Петр I умел угадывать таланты. И по этому поводу сам король высказался следующим образом: «Короли не делают великих министров, но»( министры делают великих королей).
«Петр I у одних учился, а.»( других учил сам).
«Достоин подражания не Александр Македонский , а. »(Юлий Цезарь)
«Сея радость превышает всякую радость для меня на .»( земле(о подписании мира).
Следующий конкурс теоретического тура позволит вам блеснуть знаниями в области физики. Необходимо по предложенному материалу назвать фамилию физика( каждый правильный ответ 1 жетон).
Фразы читает учитель физики вслух.
Галилео Галилей
- Он родился в ту неделю, когда умер Микеланджело.
- Он учился во Флоренции, потом в университете города Пизы.
- Он открыл четыре спутника Юпитера, которые назвал «Звездами Медичи».
-Он будет последователем Коперника, хотя вначале отвергал его теорию.
-Он выпустил главную книгу в своей жизни «Диалог о двух главнейших систем мира», в которой опроверг систему Птолемея. Именно за эту книгу его приговорят к суду инквизиции и 22 июня 1633 года в церкви монастыря св. Минервы, коленопреклонный он прочтет отречение.
- Девять лет,ослепший и больной он оставался «узником инквизиции».
- Он умер близ Флоренции на 78-м году жизни.
-Именно он открыл в соборе города Пизы принцип изохронизма колебаний.
- Он изобрел телескоп.
-Бросая с вершины падающей пизанской башни различные предметы, он доказал, что тела неравного веса падают с одинаковой высоты в одинаковое время.
Христиан Гюйгенс
-Сам Ньютон назвал его «великим голландцем».
-Он был из семьи знатных дворян, а его учителем был Генрих Бруно.
-Его мечта увидеть Декарта так и не осуществилась, так как он стал «главным украшением» свиты графа Нассауского.
-В 22 года он публикует «Рассуждения о квадрате гиперболы, эллипса и круга».
-В 25 лет он строит телескоп и открывает один из спутников Сатурна и публикует свои знаменитые «Новые открытия о величине круга».
- В 26 лет –записки о диоптрике.
-В 28 лет – трактат «О расчетах при игре в кости»- одно из первых в истории исследований в области теории вероятностей.
-Он изобрел и теоретически обосновал свое открытие – маятниковые часы.
-В 30 лет он раскрыл секрет кольца Сатурна, усовершенствовал воздушный насос.
-Единственное его развлечение в промежутках между работой – это занятие физикой.
-Он строит механический планетарий, объясняет математически явление двойного преломления света, описывает миры других планет.
-Последняя его книга «Космотеорос» печаталась уже после его смерти.
Иоганн Кеплер
-Он был сыном «колдуньи», нищим гордецом, судьба которого во все времена его жизни восставала против него.
-Он стал гениальным астрономом и суеверным протестантом.
-Он разгадывал тайны движения планет и страстно верил в мистику цифр.
-Миру он оставил в наследство три закона , названные его именем , которые стали монолитом современной планетарной астрономии.
-А.Эйнштейн назвал его «несравненным человеком».
-Ему принадлежат слова: «Я люблю Коперника не за одни его высшие дарования , но и за ум твердый и спокойный».
- В его множестве работ соседствуют фанатизм, и мистика, и гениальные откровения.
Михаил Ломоносов
-О нем писали Л.Эйлер, Д.Менделеев, Капица, Тимирязев, Державин, Писарев, Некрасов.
-Ему благоволили Елизавета, Шувалов.
-Эйлер говорил, что ему дано счастливое умение расширять пределы истинного познания природы.
- Он говорил : « Стихотворство – моя утеха, физика - мое упражнение».Но эта утеха привела к реформе русского языка и русской поэзии.
- Он был искусным поэтом и художником, создал целые новые науки – физическая химия, сделал ряд открытий в астрономии, физике, химии, геологии, кристаллографии, он восстановил утерянный метод создания мозаичных картин.
-Не смотря на это, после его смерти Павел I сказал о нем: «Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал».
- А.Пушкин о нем говорил: «Он был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.»
Блез Паскаль
- Этого француза называли Гоголем в науке. Его биография – одна из самых ярких и трагичных.
- Застав сына за выводом теоремы Евклида, отец заявил своему другу математику М-Пайлеру, что сын его будет великим математиком.
- В 16 лет он доказал теорему Паскаля и написал трактат о конических сечениях.
- В 18 лет изобрел счетную машину , прообраз современных арифмометров.
- Он разгадал тайну атмосферного давления , над которой бились Галилей, Торричелли и Рея. Он изобрел тачку и омнибус.
- В 25 лет он бросает свои занятия науками и посвящает себя чтению богословских книг. Начиная с 24 лет, его разбивает паралич.
-Он прожил всего 39 лет и умер 19 августа 1662 года.
- Говорят, что в 1789 году герцог Орлеанский приказал вырыть его кости и отдать алхимику, который обещал добыть из них философский камень. Но это только легенда.
Эванджелиста Торричелли
- Он был одним из тех двоих , кто сидел у постели Галилео Галилея, имен ему, драчуну и ловеласу, великий ученый завещал свои труды.
- Этот флорентинец проделал один из самых простых опытов в физике, с помощью которого доказал, что «воздух имеет вес», открыл «пустоту», названную его именем. А его опыт положил начло гидравлике и барометрии .
- Именно он открыл и засекретил свое изобретение , которое мы сегодня называем интерференционными кольцами, вывел формулу скорости истечения жидкостей из сосудов, правило квадратуры парабол.
- Он сделал то, чего до сих пор никто не сделал лучше него. Он изготовил самую лучшую линзу в мире. Она хранится в музее истории науки во Флоренции, ее диаметр = 83 мм. Никто до сих пор не раскрыл секрет ее изготовления , хотя ей уже более 300 лет. Известно лишь, что он использовал для ее изготовления секрет интерференционных колец.
- С помощью этой линзы ученые Флоренции через год после его смерти увидели в телескоп не только кольцо Сатурна, из-за которого тогда было столько споров , но даже и тень от кольца на диске планеты.
- Известно, что секрет изготовления этой линзы находился в шкатулке , но , увы она утеряна, и никто не знает, где она так же как и могила этого гениального флорентинца, который не зная высшей математики , определений квадратуры циклоиды, исследовал центры тяжести тел вращений и усовершенствовал артиллерийский угломер. Он жил бурно, тратил себя щедро и в трудах и досугах умер рано – 39 лет от роду.
3) Следующее задание этого тура : От эпохи Петра в век компьютерный.
Из букв предложенной фразы , составить как можно больше слов , имеющих отношение к информатике .Недостающие буквы можно заменить на жетон( на жетоне написать нужную букву и он при подсчете баллов не учитывается). Одно составленное слово-1 балл. Время 5 минут.
II тур практический (Он перекликается со страничкой творчества).
Разминка для данного тура(проводит учитель физики: ситуации с практическим применением законов физики).
1.На все тела на Земле действует сила притяжения Солнца. Ночью ( Солнце под ногами) эта сила складывается с силой притяжения Земли, днем (Солнце над головой) – из нее вычитается. Следовательно, ночью все тела должны быть тяжелее, чем днем. Верно ли это?
( нет, так как сила притяжения Солнца действует не только на тела, но и на Землю, и поэтому всем телам сообщает одинаковое ускорение).
2.Почему птицы слетают с провода высокого напряжения , когда включают напряжение?( птицы оказываются в сильном электрическом поле. Крылышки электризуются , когда напряжение включают).
3. Как с помощью магнитной стрелки можно определить, где под ленолиум находятся провода , по которым течет ток? ( они находятся там, где повернется магнитная стрелка).
4.Может ли человек бегать быстрее своей тени? (да, если тень образуется на стене, параллельно которой бежит человек, а источник света движется быстрее человека в том же направлении, что и человек).
5. Задача-шутка:
Учитель: «Недалеко то время, когда Луна будет заселена людьми»
Ученик: «люди не смогут поселиться на Луне так как им надо будет покидать ее , когда она будет принимать форму узкого серпа.» Имеет ли физический смысл подобное утверждение? (нет, так как Земля есть темный непрозрачный шар, освещенный Солнцем, размеры при полнолунии и новолунии одинаковы).
Ведущий сообщает задания II тура: Вы все любите играть , и не скрывая , наверное, больше всего на компьютере, раньше играли и в другие игры
( карточки с названиями игр). Назовите два увлечения( игры), которые не привлекали Петра I и игры, которыми Петр I и его современники увлекались.( шахматы).
1.Задание: члены команды играют в шахматы с компьютером.
2. Задание: отгадать кроссворд на ПК.
3. Викторина( исторические данные).
4. Работа в музыкальном редакторе: сочинение музыки эпохи Петра I.
5. Работа в графическом редакторе: изобразить и прокомментировать любые из исторических моментов времени Петра I.
На работу предлагается 10-15 мину.
Демонстрация выполненных практических заданий.
Переход на страничку творчества. Обмен дружескими шаржами, пожеланиями (комментирование, объяснение на языке программирования).
Например,
«Прочесть нельзя- уничтожить можно!»(проблема защиты информации: пароль, шифрование данных, специальные программы, делающие «невидимыми» наиболее ценные файлы).
«Правильная программа» -выражение традиционное, но неверное(ответ зависит от точности спецификаций, корректности вводимых данный для тестирования программы).
«Встречают по одежке- провожают по уму!»( создание интерфейса , поддерживающего диалог «пользователь-компьютер»).
«А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб!»
( озвучивание фрагментов программы с помощью звуковых модулей).
«Но принтер, плоттер, файл, дискета!
Всех этих слов на русском нету.
А вижу их, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами »( дополнительные устройства компьютера, программное обеспечение, языки программирования, спамы и т.д.)
Приложения
А.Вопросы викторины практического тура:
Выбери число, характеризующее рост ПетраI( 2м 4 см)
Первым самостоятельным шагом Петра I был поход на юг для добычи Азова. Укажите год?(1695)
Поражение или победа одержаны для завоевания Азова? ( поражение), Полтавы?
( победа).
Укажите, где ожидало поражение Петра I: Нарва, Польша, Восточная Прибалтика?
Выберите отношение Петра I к военным действиям:
Считал настоящим делом;
Предпочитал отказ;
Не питал отвращения, но и не считал своим признанием;
6.Выбрать год учреждения Морской академии(1715).
7. Укажите два детища Петра I в Петербурге(Кунсткамера, Академия наук).
8.Выдающимся публицистом того времени был? (И.Т. Посошков)
9.Под какой фамилией значился Петр I , когда отправлялся для обучения кораблестроению и военно-морскому делу в Голландию? ( Петр – Михайлов).
10. Дата смерти Петра I( 28 января 1725г.)






































Б. Кроссворд практического тура:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415













13PAGE 15


13PAGE 14315
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
гимназия города Мценска Орловской области



П

Е

Т

Р

В

Е

Л

И

К

И

Й

Р

И

Н

Т

Е

Р

Д

И

С

П

Л

Й

М

О

Н

И

О

Р

М

А

Г

И

С

Т

А

Л

Ь

Д

И

С

К

О

О

Д

Р

Д

А

К

Т

О

Р

К

А

Ь

К

У

Л

Я

Т

О

Р

Б

Т

О

Д

Д

С

К

Е

Т

А

Д

С

К

Е

Т

А

О

Д

Б

Т

Л

Я

Т

Р

О

А

К

Ь

К

У

Р

Т

О

Р

Д

А

К

Д

О

О

К

Л

Ь

А

Т

И

О

Р

Й

Л

Р

Е

Т

Н

И

Р

Й

И

К

И

Л

Е

В

Р

Т

Е

П

Д

С

К

Е

Т

А

О

Д

Б

Т

Л

Я

Т

Р

О

А

К

Ь

К

У

Р

Т

О

Р

Д

А

К

Д

О

О

К

Л

Ь

А

Т

И

О

Р

Й

Л

Р

Е

Т

Н

И

Р

Й

И

К

И

Л

Е

В

Р

Т

Е

П

Д

С

К

Е

Т

А

О

Д

Б

Т

Л

Я

Т

Р

О

А

К

Ь

К

У

Р

Т

О

Р

Д

А

К

Д

О

О

К

Л

Ь

А

Т

И

О

Р

Й

Л

Р

Е

Т

Н

И

Р

Й

И

К

И

Л

Е

В

Р

Т

Е

П

Д

С

К

Е

Т

А

О

Д

Б

Т

Л

Я

Т

Р

О

А

К

Ь

К

У

Р

Т

О

Р

Д

А

К

Д

О

О

К

Л

Ь

А

Т

И

О

Р

Й

Л

Р

Е

Т

Н

И

Р

Й

И

К

И

Л

Е

В

Р

Т

Е

П

Б

Е

С

И

К



15