Тезис выступления Использование потенциала экоцентра Куех суугун в эколого-валеологическом образовании школьников
Использование потенциала экологического центра «Куех суугун» в эколого-валеологическом образовании школьников
Несомненно, непосредственное отношение ребенка к живой природе, возможность самому проследить жизнь растений от семени до семени, вносить результаты своего труда, способствовать восстановлению нарушенной природы, и самому создавать и видеть цветущую красоту вокруг себя – все это закладывает основу нравственного воспитания человека. Этим обуславливается актуальность создания экологического центра.
Экологический центр «Куех суугун» создан в 2011 году на базе МБОУ «Хоринская СОШ».
Объект исследования: эколого-валеологическое образование школьников.
Предмет исследования: использование экологического центра «Куех суугун» в эколого-валеологическом образовании школьников.
Цель исследования: изучение эффективности использования экологического центра «Куех суугун» в эколого-валеологическом образовании школьников.
Задачи исследования:
Проведение анализа реализованных рассад овощных, цветочных культур и саженцев декоративных растений населению.
Изучение проведения мероприятий биолого-экологического направления на базе экоцентра.
Изучение проведения исследовательских работ и внедрения проектов школьников на базе экоцентра.
Мониторинг результатов проведения внеаудиторных занятий по садовой терапии.
Каждую весну выращиваем около 5000 рассад декоративных растений и овощных культур. Мальчики готовят земляную смесь, девочки высаживают семена, пикируют сеянцы, ухаживают за рассадой. Каждый год проводим экологические десанты по наслегам улуса, рассказываем о правилах посадки декоративных растений, о дизайне палисадников, реализуем рассады и саженцы растений. Озеленяем территории школы, сквера им. В.П. Попова, сквера «Алгыстаах аартык».
В оранжерее выращиваем огурцы, помидоры, перцы. Овощи используем для питания детей в летнем лагере и осенью в школьном буфете.
В пришкольном участке разбили небольшой дендрарий для саженцев декоративных кустарников. Выращиваем саженцы черемухи, рябинника, черной смородины. Осенью этого года посадили более ста саженцев яблони сибирской [6]. В 2016 году мы будем отмечать 245-летие образования наслега и 85-летие открытия школы. К этим датам планируем посадить яблоневый сад около сквера «Алгыстаах аартык». В оранжерее собрана коллекция комнатных растений, которая используется для проведения уроков по окружающему миру в начальных классах и биологии в 5-6 классах. Также на экскурсии приходят воспитанники детского сада «Хаарчаана».
На базе экологического центра проводятся различные мероприятия биолого-экологического направления на улусном уровне для педагогов естественных предметов.
С 1 по 10 декабря 2011 года проведены проблемные курсы по теме «Современная школа как пространство заботы о здоровье детей и педагогов».
6 декабря 2011 года проведен Форум учителей биологии, химии и географии Сунтарского улуса «Повышение научно-методической компетенции и эколого-валеологической культуры педагогов в условиях модернизации школьного образования». 9 декабря 2011 года провели улусный семинар для педагогов начальных классов «Формирование культуры здоровья личности в начальных классах».
21 февраля 2014 года проведены VI улусные педагогические Поповские чтения. Приняли участие 34 педагога из 9 школ и 1 ДОУ. Всего прослушали 27 докладов. Все выступившие получили сертификаты о распространении опыта своей работы на улусном уровне, лучшие выступления отмечены грамотами, именными медалями и призами семьи В.П. Попова.
Для оформления интерьера экоцентра мы с обучающимися запланировали и реализовали несколько проектов: зеленый уголок «Создай свой сад», флористическую выставку, композиции на окнах второго этажа. В 2014 году вместе со школьниками создали уголок «Лесная сказка», весь природный материал собрали во время осеннего похода. Фигурки сюжета смастерили из подручных материалов А также реализованы проекты дизайна школьного двора и большой клумбы в сквере им. В.П. Попова.
Обучающиеся занимаются исследованием различных способов размножения декоративных растений. Так ученицы 8-го класса успешно участвовали в НПК «Шаг в будущее» с докладами «Выращивание бальзамина из черенков в зимнее время и наблюдение за ее цветением» и «Выгонка луковичных растений в условиях школьной оранжереи». Результатом эксперимента ученицы 3-го класса Степановой Айты стало выращивание яблони сибирской из семян, полученных из яблони, растущей на нашем сквере Осенью 2013 года более 100 двухгодичных саженцев были распространены жителям Сунтарского улуса и г. Якутска. Сейчас Айта учится в 5-ом классе и продолжает исследования по яблоне сибирской. В старших классах планирует заняться привоем садовых сортов яблонь.
На базе экологического центра «Куех суугун» проводятся уроки Садовой терапии, основанные на использовании положительного воздействия потенциала растений на физическое, психологическое и эмоциональное состояние ребенка.
Мониторинг отслеживания результатов внеурочных занятий по садовой терапии показал, что занятия по садовой терапии способствуют:
интеллектуальному развитию обучающихся, о чем свидетельствуют высокие показатели учебно-познавательного интереса, высокий уровень предметных знаний и сформированности универсальных учебных действий;
личностному развитию – отмечается высокий уровень воспитанности;
психическому развитию – отмечается высокая степень концентрации внимания, 68,3 балла средний уровень умственного развития, высокий уровень зрительной и слуховой памяти, улучшение мелкой моторики рук.
физическому развитию - уровень показателей состояния физического здоровья повысился (адаптационный период прошел безболезненно).Экологический центр как структурное подразделение образовательного учреждения решает следующие задачи:
пропаганда экономической выгоды выращивания огородных культур;
организация теоретической подготовки по агротехнологии выращивания огородных культур;
изучение специальной литературы по технологии выращивания декоративных растений;
изучение ассортимента ценных декоративных и плодово-ягодных культур;
приобретение посадочных материалов, минеральных удобрений и подготовка саженцев;
проведение исследовательских работ по интродукции дикорастущих декоративных растений и растений из других регионов;
подготовка рекомендаций по приемам их размножения, выращивания и ухода;
проведение практических семинаров по выращиванию и уходу за растениями;
реализация рассады овощных, цветочных культур и саженцев декоративных растений населению.
Уроки Садовой терапии в зимнем саде и оранжерее экоцентра основаны на использовании положительного воздействия потенциала растений на физическое, психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Разумные физические нагрузки, восприятие зрительных образов, звуков, запахов, тактильный контакт, забота о растении, коллективная работа, способствующая межличностным контактам, а также возможность найти уединение, дают позитивный эффект в психологическом и социальном развитии школьников.
Важно привить детям уважение к природе, умение ценить ее, наблюдать за ней и умение вести здоровый образ жизни.