Занятие НОУ Поиск Парадоксы

МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»














Открытое занятие кружка НОУ «Поиск»

по теме:

«Парадоксы» или «Искусство правильно мыслить»








Руководитель НОУ «Поиск» Свечникова Е. Н.














Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи:
Познакомить с понятием «парадокс» и словарем парадоксальных определений
Развивать умение доказательства и опровержения
Стимулировать творчество и исследовательское умение

Оборудование: мультимедийный центр, презентация, раздаточный материал, портрет В. А. Моцарта.


Ход занятия.

Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Гете


1. Организационный момент

Включение в деловой ритм: на экране – заставка к передаче «Очевидное – невероятное»
О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг... А. С. Пушкин
Вопрос учителя: Как выдумаете, о чем сегодня у нас пойдет разговор на этом занятии?
Тема занятия: Парадоксы» или «Искусство правильно мыслить»
Обратите внимание на слайд: в конце занятия попробуем опровергнуть или подтвердить на своем примере истинность этого утверждения.

2 Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» освоение отдельных терминов, понятий. Беседа по следующим вопросам:

Какие ассоциации у вас возникают, когда произносят слово парадокс
Встречали ли вы парадоксы в повседневной жизни
Могут ли парадоксы стать действительностью

Работа с информационными картами: поиск точного определения слова «парадокс», «парадоксальность» (Приложение 1)
Сообщение учащихся о том, где мы можем встретиться с парадоксами (в науке, искусстве, философии, в жизни)

«Эффект Моцарта» Музыка этого композитора способствует интеллектуальному развитию человека. Это доказали ученые. Давайте и мы воспользуемся этим открытием и будем выполнять практическую работу под музыку Моцарта.

3 Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Форма – практикум с дифференцированными заданиями.
Учащиеся получают конверты с картами – заданиями. В конвертах находятся листы бумаги со словами из словаря парадоксальных определений, логические парадоксы для объяснения и примерами слов, которым нужно подобрать парадоксальные определения.
Нужно согласиться или опровергнуть утверждения.
Вся группа слушает и по окончанию выступления аплодирует, если толкование нравиться (Приложение 2 )

4 Рефлексия
3 вида карточек. «Точка», «Вопросительный знак», «Восклицательный знак»
Точка – задания понятны и трудностей не вызывают
? – испытывают затруднения при выполнении задания
! - вызывает интерес и желание повторить такую работу еще раз
Учащиеся прикрепляют 1-2 карточки на лист ватмана, значение которых соответствует их отношению к проделанной работе.

Вывод: Мы познакомились с парадоксами и парадоксальными явлениями. Обратим внимание на эпиграф урока. Выскажитесь: согласны вы с этим утверждением или нет.
После высказываний учащихся учитель благодарит ребят за работу на уроке и желает тем, кого заинтересовала эта тема, продолжить е изучение.









ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПАРАДОКС
Политический словарь
1) Своеобразное мнение, суждение резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. 2) Неожиданное, невероятное явление, но соответствующее обычным представлениям.

Исторический словарь
неожиданный, странный неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение, вывод или поведение. В логике противоречие, полученное в результате правильного рассуждения.

Большой энциклопедический словарь
ПАРАДОКС (от греч. paradoxos - неожиданный, странный), 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике - противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.

Словарь логики
(греч. paradoxos)   в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется «безусловно правильным»; в более узком смысле два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. Парадоксальны в широком смысле афоризмы, подобные «Люди жестоки, но человек добр», любые мнения и суждения, противостоящие общеизвестному

Социологический словарь
(от греч. paradoxes - неожиданный, нестандартный, странный) - англ. paradox; нем. Paradoxon. 1. Утверждение, вывод или явление - неожиданные и не соответствующие общепринятым представлениям. 2. В логике -высказывания, противоречащие логическим законам при сохранении логической правильности хода рассуждений.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Согласитесь или опровергните каждое толкование

Знания – это пища для понимающего, приправа для пресыщенного и отрава для неготового.
Книга – это шелестящая кормушка мысли.
Правило – это ботинок, который всегда жмет ногу свободе.
Каникулы – это когда нечего делать и занимаешься этим целый день.
Компьютер – мясорубка для информации.
Учитель – третий родитель ребенка.

Дайте парадоксальное определение слов:

Телефон, цирк, ученик, деньги, ремень, торт, телевизор, детский сад.

Найдите решение
Задача двух генералов
Две армии, которыми руководят два генерала, приготовились штурмовать город. Армии расположены так, что единственная связь между ними - путём отправки гонца с письмом. Вокруг полно вражеских патрулей, поэтому гонца могут перехватить и он не доберётся до получателя. Штурм должны начать обе армии одновременно, иначе операция обречена на провал. Оба генерала собираются штурмовать город, но время штурма ещё не согласовано.
Проблема заключается в том, чтобы надёжно обменяться сообщениями о "времени Ч" с целью утвердить время начала штурма.
Для того, чтобы согласовать время начала штурма, необходимо всего лишь обменяться сообщениями: генерал А отсылает генералу Б гонца с письмом, в котором указывает время. Б, получив сообщение, отправляет гонца обратно с подтверждением о получении сообщения. А, получив подтверждение, становится уверен в том, что Б теперь знает время начала штурма.
Однако, теперь Б не знает, получил ли А подтверждение о том, что Б получил первое послание, ведь гонца могли поймать враги. Поэтому, как только гонец от Б к А доставит подтверждение, А должен теперь отослать ещё одного гонца к Б, который сообщил бы, что письмо с подтверждением от Б к А получено. Казалось бы, этого достаточно, но нет! Теперь А, отослав гонца с сообщением о подтверждении о получении сообщения, полученного от Б, должен как-то удостовериться, что гонец этот добрался до Б.Следовательно, Б теперь должен отправить очередного гонца к А.
Эту цепочку можно продолжать как угодно долго. На каждом этапе либо генерал А, либо Б не уверены в том, что адресат получил подтверждение, поэтому гонцами придётся обмениваться вечно. Это означает, что не существует надёжного способа передать сообщение от А к Б.
Объясните логический парадокс

Один купец из соображений рекламы вывесил объявление: «Сегодня – за наличные, завтра – в кредит!»










13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115