Программа развития МБОУ Корыхновская НОШ


Согласовано
Заведующий отделом образования Администрации МО «Бологовский район»
____________В. Н. Ольшевский«02 сентября» 2015 года
Утверждаю
Директор МБОУ «Корыхновская НОШ»
______________Е.В. Кравченко
«02 сентября» 2015 года
Программа развития
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа»
на 2015-2020 гг.
Д. Корыхново
Паспорт программы развития
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа»
на 2015-2020 гг.
Наименование Программы
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Корыхновская НОШ») на 2015-2020 гг.
«Формирование единого образовательного пространства МБОУ «Корыхновская НОШ» в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС».
Разработчики Программы Педагогический коллектив и администрация МБОУ «Корыхновская НОШ»
Исполнители Программы
Администрация, педагогический коллектив МБОУ «Корыхновская НОШ», учащиеся начальной школы, воспитанники дошкольной группы, родительская общественность.
Нормативно-правовые основы
разработки Программы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
Конвенция о правах ребёнка;
Устав ОУ;
Локальные акты МБОУ «Корыхновская НОШ».
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях /Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821–10/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189;
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13
Основные этапы
обсуждения и принятия Программы этап: обсуждение на административном совете, анкетирование педагогов, родителей, учащихся.
2 этап: обсуждение на общем собрании и родительском комитете;
3 этап: педагогический совет «Разработка программы развития МБОУ «Корыхновская НОШ»».
4 этап: принятие программы педагогическим советом.
5 этап: обсуждение на Наблюдательном совете.
6 этап: утверждение программы Учредителем.
Кем принята Педагогический совет МБОУ «Корыхновская НОШ»
Цель Программы
Приведение всех компонентов образовательной системы МБОУ «Корыхновская НОШ» в соответствие с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС и с учетом потребностей социума.
Задачи Программы
1.Обновление системы управления МБОУ «Корыхновская НОШ» в соответствии с тенденциями развития управленческой науки и требованиями Федерального закона № 273-ФЗ:
1.1.Поэтапный переход на целевые показатели эффективности деятельности и «эффективный контракт».
1.2.Формирование оптимальной организационной структуры, позволяющей выполнить программные мероприятия.
1.3. Корректировка должностных инструкций, функциональных обязанностей сотрудников учреждения. Структурирование делегирования полномочий и уровня ответственности.
2. Оптимизация системы профессионального и личностного развития педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений.
3. Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в системе преемственности дошкольного и начального общего образования.
4. Обеспечение информационной открытости образовательного пространства МБОУ «Корыхновская НОШ «в целях привлечения партнеров социума для обновления инфраструктуры и содержания образовательного процесса.
5. Создание современной школьной инфраструктуры и развивающей предметно-пространственной среды.
Ожидаемые результаты
В системе управления:
- в МБОУ «Корыхновская НОШ» будет действовать обновленная система управления, разработанная с учетом современного законодательства и тенденций развития управленческой науки;
- нормативно-правовая и научно-методическая база МБОУ «Корыхновская НОШ» будет соответствовать требованиям ФЗ-273, ФГОС и современным направлениям развития
психолого-педагогической науки и практики;
- система мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием МБОУ «Корыхновская НОШ».
- будет сформирован положительный имидж МБОУ «Корыхновская НОШ»;
- обновлённая информационная среда МБОУ «Корыхновская НОШ» позволит будет выступать системообразующим фактором эффективности управления.
В системе профессионального и личностного развития педагогического коллектива:
- 100 % педагогов и администрация МБОУ «Корыхновская НОШ» пройдет повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих уровней образования) и инновационным технологиям;
- не менее 25 % педагогов будет работать по инновационным образовательным технологиям;
- не менее 25 % педагогов будут иметь опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).
В организации образовательного процесса:
- 100 % школьников будет получать образование с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- 100 % учащихся будет включено в исследовательскую и проектную деятельность;
-улучшение состояния физического, психического и социального здоровья воспитанников дошкольной группы;
формирование ключевых компонентов, необходимых для успешного обучения ребёнка в школе.
- формирование системы преемственности «дошкольное образование –начальная школа».
Модернизация образовательного процесса:
- Поэтапный переход на ФГОС ДО;
- 100 % обеспечение нового учебного плана рабочими учебными программами, соответствующих государственному стандарту;
- 100 % охват учащихся современным образованием на основе передовых педагогических технологий и программ развития.
- 100% охват учащихся системой дополнительного образования в соответствии с их интересами и запросами.
- 95% выпускников дошкольной группы переходят в 1 класс начальной школы МБОУ «Корыхновская НОШ».
обновлении инфраструктуры:
инфраструктура и организация образовательного процесса МБОУ «Корыхновская НОШ» будет максимально возможно соответствовать требованиям Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса:
все учебные кабинеты начальной школы будут максимально возможно оснащены в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
все учебные кабинеты начальной школы будут иметь доступ к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам.
групповое помещение будут максимально возможно оснащены в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
В расширении партнерских отношений:
- не менее 50 % родителей (законных представителей) будет включено в различные формы активного взаимодействия с образовательным учреждением (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.);
- не менее 5 партнеров социума (учреждений, организаций, физических лиц) будет участниками реализации общеобразовательных и дополнительных программ МБОУ «Корыхновская НОШ».
Результативность программы определяется:
с позиции обучающихся – создание оптимальных условий для обучения, воспитания, развития каждого ребенка в соответствии с их индивидуальными задатками, способностями, склонностями, образовательными
потребностями;
с позиции родителей - удовлетворение социального заказа, ожиданий родителей по организации и результативности на всех образовательных уровнях образования;
с позиции общества – формирование социально-значимых жизненных ценностей, личностных, профессиональных компетентностей;
с позиции педагогики – создание целостной системы непрерывного образования, обеспечивающего каждому участнику образовательного процесса условия для саморазвития и самореализации
Срок действия Сроки Программы: 2015 – 2020 годы.
Этапы реализации Программы Первый этап (2015 – 2016 учебный год) – аналитико-проектировочный:
- Изучение и анализ результатов переходного этапа реализации
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ) и концепции ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования с целью определения основных направлений обновления образовательной системы МБОУ «Корыхновская НОШ»;
- Разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с ФЗ № 273-ФЗ и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы.
Второй этап (2016 - 2020 учебные годы) – реализующий:
- Разработка системы мониторинга реализации настоящей Программы;
- Реализация мероприятий плана действий Программы;
- Внедрение ФГОС ДО.
- Реализация образовательных и воспитательных проектов.
- Научно-методическое и нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития;
- Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов.
Третий этап (январь – июль 2020) – аналитико-обобщающий:
- Итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий;
- Анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы;
- Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий;
- Определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития МБОУ «Корыхновская НОШ».
Структура Программы Информационная справка о МБОУ «Корыхновская НОШ».
2. Концепция развития МБОУ «Корыхновская НОШ».
3. План реализации программы.
4. Ожидаемые результаты.
5. Показатели эффективности программы.
6. Бюджет программы.
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Кадровое.
Материально-техническое.
Методическое.
Информационное.
Организационное.
Порядок управления реализацией Программы Корректировка программы осуществляется педагогическим советом МБОУ «Корыхновская НОШ»; наблюдательным советом.
Управление реализацией программы осуществляется директором
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы Обсуждение и подведение промежуточных итогов на административном и педагогическом совете, наблюдательном совете, общешкольных родительских собраниях.
1. Стратегический анализ деятельности МБОУ «Корыхновская НОШ»
1.1. Общая информация
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Корыхновская начальная общеобразовательная школа» создано в результате реорганизации путем слияния Муниципального общеобразовательного учреждения «Корыхновская основная общеобразовательная школа» и Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Светлячок» д. Корыхново на основании решения Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» № 401 от 29.09.2009 г., зарегистрировано на основании постановления Главы МО «Бологовский район» от 13.07.2010 № 96-п.
Переименовано в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Корыхновская начальная общеобразовательная школа» (далее по тексту – Организация) на основании постановления администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 26.01. 2012г №23-п.
1. Учредительные документы юридического лица (в соответствии со ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации) в наличии и оформлены в установленном порядке:
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Корыхновская начальная общеобразовательная школа», от "27" октября 2015 года;
- Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления от "08 " июня 2012 г. 69-АБ № 451510;
- Свидетельство об аккредитации организации выдано "26" мая 2014 г.,
Министерством образования Тверской области- Серия 69 А01 №0000120, срок действия свидетельства с "26" мая 2014г. до "26" мая 2026 года.
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности установленной формы выданная "05" июня 2015 г., серия 69 Л01, № 0001203, Министерством образования Тверской области, срок действия лицензии - бессрочная.
2. Паспорт безопасности организации от "09" января 2014 года оформлен.
Декларация пожарной безопасности организации от "22" апреля 2014 г. оформлена.
3. Образовательная деятельность осуществляется по адресу:
Тверская область, Бологовский район, д Корыхново, ул. Советская д.4
4.Директор МБОУ «Корыхновская НОШ»–Кравченко Елена Владимировна.
5. Количество обучающихся (воспитанников) /классов (групп)_20 воспитанников – 1дошкольная разновозрастная группа, 19 учеников – 4 класса начальной школы.
6.Особенности организации образовательного процесса (используемые образовательная программа начального общего образования. Общеобразовательная программа дошкольного образования в разновозрастной группе общеразвивающей направленности
7. Методическая тема учреждения «Преемственность образования: дошкольное – начальная школа».
8.Основные направления деятельности – начальное общее образование и дошкольное образование.
1.2. Системный анализ развития образовательного учреждения
МБОУ «Корыхновская НОШ» расположена в самом дальнем уголке Бологовского района, в д. Корыхново, на территории которого нет других образовательных учреждений. Поэтому школа для детей и жителей посёлка являются не только учебным центром, но и культурным, досуговым.
Оценка стратегических возможностей развития образовательного учреждения основывается на совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическую систему и осуществляется на базе STEP-анализа, предполагающего оценку влияния и вероятность возникновения социокультурных, технологических, экономических и политико-правовых факторов в разрезе единого образовательного пространства.
В ходе разработки программы были проведены интервью, в которых приняли участие эксперты – специалисты отдела образования Администрации МО «Бологовский район», представители родительской общественности, педагогический коллектив, члены Управляющего совета, выявлено преобладание положительных показателей реорганизации учреждения на всех уровнях.
В целом, характер влияния на образовательное учреждение отдельных факторов и возможная реакция учреждения проявляются следующим образом. Внешний социальный анализ: предполагаемый контингент учащихся начальной школы напрямую зависти от анализа демографической характеристики (рост рождаемости с 2007 года, даты введения в действие программы по материнскому капиталу – по-прежнему не отражается на наполняемости классов. Дошкольная группа сформирована в основном детьми из д. Корыхново. Технологический анализ: обзор возможностей, которые наука открывает для реализации образовательных услуг (внедрений новых технологий в процесс обучения, к примеру, интерактивные доски, постоянно обновляющееся программное обеспечение). Вместе с тем, изношенные электросети здания начальной школы, не позволят использовать данный фактор в полном объёме. Экономический анализ: т.к. МБОУ «Корыхновская НОШ» является бюджетным, при расчёте нормативных затрат на оказание муниципальных услуг применяется понижающие коэффициенты, компенсировать за счёт доходов от оказания платных услуг учреждение не может, учреждение платных услуг не оказывает по причине отсутствия платёжеспобного спроса и материально- технической базы. В целом наблюдающийся рост цен на материально-техническое оснащение повлекут повышение расходов учреждения.
Политический анализ: анализ нормативных актов Правительства РФ определяет изменение конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг, выделяет новые возможные направления образовательных услуг. (Анализ изменений законодательной базы, требующих массового разъяснения, поможет расширить образовательному учреждению спектр, оказываемых им образовательных услуг, повысить уровень профессиональных компетенций коллектива.)
Факторы влияния, рассматриваемые в ходе PEST-анализа
Политические Экономические
1. Формирование единого образовательного пространства в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС.
2. Введение профессионального стандарта педагога – усиление факторов компетенций и уровня образования педагогов и претендентов на вакантные места.
3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в управленческий и образовательный процесс. 1. Высокие понижающие коэффициенты при расчёте нормативных затрат
2. Экономическая ситуация и тенденции развития отрасли образования в Тверской области, Бологовском районе.
3. Высокий уровень инфляции.
4. Отсутствие платежеспособного спроса при организации платных услуг.
Социальные Технологические
1.Низкая наполняемость классов (19 человек) начальной школы обусловлена малым количеством молодого населения в д. Корыхново. (нет работы, молодёжь уезжает)
2.Высокие показатели выбытия детей дошкольной группы–переезд родителей на другое место жительства. Что снижает эффективность программ. 3.Отсутствие должной репутации образовательного учреждения.
4. «Потребительское» отношение родителей (законных представителей) к коллективу образовательного учреждения. 1. Ускорение научно-технического прогресса.
2. Изменение и адаптация новых технологий.
3. Информация и коммуникации, влияние Интернета.
Наиболее выраженные отрицательные оценки имеют неблагоприятные демографические тенденции, экономическая ситуация, система финансирования учреждения, отсутствие материально-технической базы. Неблагоприятное влияние на социально-экономическое развитие учреждения оказывают низкое качество территориального развития.
На основе проведённого анализа построен «Профиль факторов влияния, уровень 2014 г.)
Профиль факторов влияния внешней среды на развитие МБОУ «Корыхновская НОШ»

Наименование позиции -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4
Единое образовательное пространство Профессиональный стандарт педагога ИКТ управления и образования Экономическая ситуация и тенденции развития отрасли образования в Тверской области, Бологовском районе Материально- технический
потенциал Финансовый потенциал Демография Уровень жизни населения
Социальная инфраструктура д. Корыхново Безопасность
Территориальное развитие
Система управления
Таким образом, вышеуказанные факторы позволяют определить существенное влияние изменений внешней среды на деятельность образовательного учреждения. Особое значение имеют экономические факторы. При сложившейся системе финансирования, исходя из наполняемости классов, формирование единого образовательного пространства «дошкольное образование – начальная школа» будет сдерживаться.
Специфика учреждения, наличие двух структурных подразделений и двух сложившихся коллективов, определяет различия стратегического потенциала учреждения.
Рабочая таблица оформления результатов SWOT-анализа
Сильные стороны Слабые стороны
Дошкольная группа
- групповая ячейка состоит из групповой и спального помещений.
- отсутствие интенсивного движения рядом со школой и загрязняющих факторов окружающей среды.
Начальная школа
- «домашняя школа», где каждый ребёнок на виду;
- стабильный, квалифицированный педагогический коллектив Дошкольная группа
- недостаточный уровень компетенций педагогического персонала для реализации ФГОС ДО.
- инертность, невосприимчивость изменений персоналом.
- отсутствие материально- технической базы.
- 5 возрастов в одной группе.
Начальная школа
- отдалённость месторасположения;
- недостаточная материально-техническая база.
-отсутствие учреждений дополнительного образования
Комплексный стратегический анализ МБОУ «Корыхновская НОШ»
Сильные стороны
Слабые стороны
1.Широкий спектр образовательных услуг.
- реализация программ начального общего образования;
- реализация программ дошкольного образования;
-реализация программ дополнительного образования;
- организация отдыха детей и молодёжи в каникулярное время
2. Высокие результаты внутришкольного мониторинга обучающихся свидетельствуют об устойчивом улучшении результатов обученности по основным предметам.
3.Положительная мотивация учащихся начальной школы.
4.Достаточный уровень квалификации педагогических работников начальной школы 1.Отсутствие четко сформулированного направления стратегического развития.
2.Недостаток ключевых навыков и компетенции (слабый менеджмент).
3.Слабый бренд.
4.Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности.
5.Недостаточная информированность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг о преимуществах обучения в МБОУ «Корыхновская НОШ»
6.Недоукомплектованность педагогическими кадрами в части взаимозамещения.
7.Профессионально-педагогическая компетентность некоторых преподавателей, несмотря на опыт не соответствует современным требованиям.
8.Отсутствие специалистов: психолога, логопеда.
9.Недостаточно высокая инициативность, активность (эффективность) сотрудников.
10.Недостаточно высокий уровень мотивации сотрудников.
11. Высокие издержки по сравнению с другими образовательными учреждениями.
12.Отсутствие необходимых условий для полномасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения.
Возможности Угрозы
1.В получении современного образования заинтересованы обучающиеся, родители, общественность.
2.Высокий спрос потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг в системе предшкольного образования.
1.Отдалённое местонахождение.
2.Отсутствие должного финансирования учреждения.
3.Неблагополучная ситуация в социуме относительно вредных привычек, низкий образовательный и социальный статус семей.
4. Неблагоприятные территориальные демографические изменения, вызывающие уменьшение спроса на образовательные услуги.
Результаты SWOT–анализа показывают, что программные мероприятия и стратегические усилия должны быть направлены на устранение слабых сторон, решения комплексных задачи, поставленных перед учреждением в ходе реорганизации.
2.Концепция развития МБОУ «Корыхновская НОШ»
Миссия нашего образовательного учреждения на данном этапе состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия формирования системы преемственности «дошкольное образование – начальная школа».
1. Стратегическая перспектива – определение условий для создания школы личностного развития – это именно тот ориентир, который определяет развитие нашего образовательного учреждения. Поэтому мы стремимся к созданию такого образовательного пространства школы и дошкольной группы, которое позволит обеспечить социальную адаптацию детей разновозрастной группы, разностороннее развитие и дошкольное образование детей дошкольной группы, личностный рост обучающихся, а также реализация педагогического потенциала всего коллектива.
Такая трактовка миссии МБОУ «Корыхновская НОШ» логично подтолкнула нас к выбору модели школы личностного развития, которая, по нашему мнению, способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса.
В определении перспектив развития МБОУ «Корыхновская НОШ» мы исходим из того, что развитие как таковое, не должно заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы. Развитие МБОУ «Корыхновская НОШ», на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад образовательного учреждения.
Образ будущей модели:
- МБОУ «Корыхновская НОШ» не отдельные учреждения, а единая организация, открытая социуму с матричной системой управления, делегированием полномочий, где образовательный и воспитательный потенциал усиливается традициями, сложившиеся в школе и детском саду;
- МБОУ «Корыхновская НОШ», где работает творческий коллектив учителей и воспитателей, педагогов, где на научной основе проводится мониторинг качества знаний обучающихся, их воспитанности и развития;
- МБОУ «Корыхновская НОШ», где заботятся о здоровье учащихся и воспитанников, где применяются современные педагогические технологии, где обучающиеся не только усваивают информацию, но и осваивают ключевые компетенции, методы, способы, мышления и деятельности, на основе развития своих способностей;
- МБОУ «Корыхновская НОШ», где преобладают «субъект – субъектные» отношения, помогающие каждому участнику образовательного процесса занять место в культуре и социуме, соответствующее его интересам и способностям;
- МБОУ «Корыхновская НОШ», где воспитатели, учителя и педагоги занимаются развитием личности обучающихся посредством разнообразных форм организации осмысленной деятельности обучающихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
2.Стратегическая перспектива – преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития.
Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждом уровне образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение следующих приоритетных задач.
На уровне дошкольного образования:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На уровне начального общего образования:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними, совершенствование достиженийдошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - Универсальные учебные действия ФГОС начального общего образования
Предпосылки УУД у детей
при поступлении в школу Планируемые результаты
на конец 1 класса
- умеет положительно относиться к себе, другим людям, обладает чувством собственного достоинства; - понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям, предложенным взрослыми;
- положительно относится к школе;
-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека;
- умеет уважать достоинство других; -умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- умеет уважительно относиться к чужому мнению;
- умеет понимать чувства других людей и сопереживать им;
- умеет беречь свои вещи; - умеет бережно относиться к материальным ценностям;
-уважает и принимает ценности семьи и общества;
- любит свою Родину и свой край;
-умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, способен вести переговоры, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции в игре;
- в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции;
- умеет выбирать себе род занятий и партнёров;
-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- может поддержать разговор на интересную для него тему; -умеет обсуждать возникшие проблемы, правила;
- может поддержать разговор на интересную тему;
- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;
- умеет делать самооценку себе и своим действиям; -умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
- умеет делать самооценку себе и своим поступкам;
- умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах. -умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям.
Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальном уровне образования, на это указывают данная таблица: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.
Таким образом, обобщая и сопоставляя требования к выпускнику детского сада в соответствии с ФГОС ДО и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС НШ, четко вырисовывается преемственная связь.
С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, педагоги МБОУ «Корыхновская НОШ» должны умело подойти к реализации ФГОС. Вместе с тем, введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом.
Задача преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами детского сада и начальной школы), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.
3.План реализации Программы.
Направление 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса
Цель. Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностное развитие обучающихся. Развитие материально-технической и методической базы для перехода на ФГОС дошкольного образования. Совершенствование дифференциации подходов и форм работы с учащимися начальной школы для повышения результативности промежуточных и итоговых испытаний.
Задачи Условия решения поставленных задач
1. Обновление содержания дошкольного и школьного образования 1. Внедрение ФГОС дошкольного образования.
2. Повышение квалификации воспитателей дошкольной группы.
3. Повышение квалификации учителей, формирование инновационных компетенций
4.Развитие материально-технической и методической базы реализации ФГОС.
2. Внедрение инновационных образовательных технологий 1. Апробация современных образовательных технологий.
2. Широкое использование проектной технологии на всех уровнях образовательного учреждения. 3. Разработка учебно-методических материалов для новых форм организации образовательного процесса в детском саду.
4. Разработка и описание методики организации учебного исследования и проектирования в начальной школе.
5. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в условиях ФГОС.
3. Внедрение новых способов оценивания учебных достижений учащихся начальной школы 1. Определение и описание критериев измерения учебных достижений учащихся.
2. Разработка способов оценивания учебных достижений учащихся начальной школы.
З. Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся.
4. Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.
5. Приведение в соответствие требованиям форм и методов промежуточной и итоговой аттестации школьников.
4.Внедрение целевых ориентиров ФГОС дошкольного образование 1.Выбор примерных образовательных программ, опубликованных в федеральном реестре примерных образовательных программ, и использование их при разработке.
2. Закрепление целевых ориентиров в образовательной Программе как основание преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

№п\п Мероприятия Сроки выполнения Ответственные
1 Комплексный мониторинг мотивации образования учащихся 2015-2020гг. Зам.директора по УВР
2 Переход к новым ФГОС дошкольного образования 2015 - 2016 г. Директор
3 Проведение тематических педсоветов.
"Ученик в системе образовательного процесса"
"Проблемный урок: как открывать знания с учениками" 2015
2016 Зам.директора по УВР
4 Совершенствование работы при переходе на ФГОС 2015 - 2016 г. Директор,
Зам.директора по УВР
5 Совершенствование и введение эффективных форм работы с родителями и общественностью (методический семинар) 2015-2020 гг. Педколлектив6 Участие в семинарах по проблемам современной школы и дошкольного образования постоянно Директор
Педколлектив7 Участие в работе методических объединений учителей-предметников ежегодно Педколлектив начальной школы
8 Повышение квалификации и переподготовка кадров ежегодно Зам.директора по УВР
9 Оснащение компьютерами и программным обеспечением учебного процесса в начальной школе 2017 г. Директор
10 Оснащение компьютерами и программным обеспечением специалистов детского сада 2016 г. Директор
Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностное развитие всех субъектов образовательного процесса
Цели.
Начальная школа. Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся начальной школы и профессиональной компетентности педагогов, Повышение квалификации административных кадров и педагогов по реализации ФГОС начального общего и ФГОС дошкольного образования.
Дошкольная группа. Поддержка «разнообразия детства», вариативности развивающих форм этой поддержки. Деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Задачи Условия решения поставленных задач
1. Осуществление курсовой подготовки и переподготовки педагогических работников 1. Организация курсов повышения квалификации педагогов.
2. Проведение семинаров.
2.Совершенствование научно-методической службы МБОУ «Корыхновская НОШ» 1. Совершенствование системы внутришкольного контроля.
2.Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений и их защита
З. Организация научно- педагогического сопровождения педагога в условиях эксперимента 1. Разработка и реализация индивидуальных программ деятельности.
2. Повышение компетентности педагогов в процессе включения в исследовательскую работу.
4. Научно-психологическое сопровождение деятельности педагога 1. Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов.
2. Информирование педагогов о результатах психологических исследований.
3. Организация и проведение совместно с членами педагогического коллектива комплексного мониторинга воздействий всех инноваций экспериментальной работы в школе на здоровье, психофизиологические показатели, психолого-педагогические характеристики обучающихся.
4. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для школьников с особыми образовательными потребностями.
5. Консультирование и оказание помощи учителям в организации взаимодействия между учениками в ходе учебного процесса и в период проведения досуга.
6. Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
7. Формирование у педагогов, школьников и дошкольников, их родителей потребности в психологических знаниях и желания использовать их в своей деятельности.
8. Поддержание и развитие высокого уровня профессионализма административных и педагогических кадров. Совершенствование коммуникативной культуры педагогов, профилактика профессионального выгорания. Стимулирование творческой и профессиональной деятельности.
9. Введение эффективного контракта включает в себя
- внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых (муниципальных) услуг и уровня оплаты труда.
5. Внедрение современных образовательных технологий 1. Совершенствование технологий дифференцированного и развивающего обучения.
2. Внедрение технологий проблемного, проектного и игрового обучения.
3.Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном процессе посредством внедрения вариативных программ, учебников, технологий.
4. Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъектного опыта ученика.
6. Целенаправленное формирование ключевых компетенций 1. Реализация технологий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий в начальной школе и достижения целевых ориентиров в детском саду.
2.Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру.
3.Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.
4.Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№п/п Мероприятия Сроки выполнения Ответственные
1 Профессиональная подготовка и переподготовка работников ОУ. постоянно Зам. директора по УВР
2 Представление педработников к правительственным и ведомственным наградам ежегодно Директор
3 Разработка эффективной технологии аттестации на подтверждение занимаемой должности 2015г. Зам. директора по УВР
4 Оказание помощи молодым специалистам постоянно Директор
Замдиректора по УВР
5 Принимать участие в конкурсах разных уровней для представления опыта педагогических работников постоянно Замдиректора по УВР
6 Разработка индикаторов системы внутришкольного контроля 2015 Директор
Направление 3. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Цель. Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе. Развитие здоровьесберегающей политики МБОУ «Корыхновская НОШ» и стратегии обеспечения безопасности участников образовательного процесса, как условия оптимизации формирования жизненной компетенции учеников, социальной адаптации воспитанников и повышения качества образовательного процесса.
Задачи Условия решения поставленных задач
1. Создание службы медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся 1.Создание и реализация комплексной программы «Здоровье», построения здоровьесберегающей среды МБОУ «Корыхновская НОШ».
2. Разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуально-типологическом подходе.
3. Валеологическое образование педагогов по программе здоровьесберегающей педагогики.
4. Сотрудничество МБОУ «Корыхновская НОШ» и медицинских учреждений в решении проблемы реабилитации здоровья учащихся и воспитанников.
5. Повышение информированности и технологической грамотности педагогов в вопросах здоровьесбережения.
2. Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для сохранения и развития здоровья школьников 1. Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогической работы по реализации идей здоровьесбережения.
2. Организация мониторинга состояния здоровья школьников и дошкольников.
3. Внедрение технологий здоровьесбережения и создание здоровьесберегающей среды МБОУ «Корыхновская НОШ» 1. Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и тд.).
2. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, воспитанников, их родителей, педагогов.
3. Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни дошкольников (внедрение сбалансированного разнообразного питания; создание системы адаптации детей разновозрастной группы.
4. Разработка технологий медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся 1. Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей.
2. Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.
3. Формирование у обучающихся и воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию.
4. Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье учащихся и воспитанников (выявление условий, содействующих сохранению здоровья обучающихся и воспитанников).
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№п/п Мероприятия Срок Ответственные
1 Создание безопасной здоровьесберегающей среды МБОУ «Корыхновская НОШ»:
- ремонт крыши;
- ремонт фасада;
- ремонт крылец
- ремонт электросетей 2016-2020 гг. Администрация
2 Формирование и реализация комплексной программы "Здоровье" 2016-2020 гг. Зам. директора по УВР.
Руководитель кабинетом здоровья
3 Актуализация курса ЗОЖ (здоровый образ жизни) через внеурочную деятельность 2016-2020 гг. Зам. директора по УВР
4 Обучение педагогов Ежегодно Директор
5 Проведение семинара и педсовета по данному вопросу Ежегодно Зам. директора по УВР
6 Изучение и обобщение опыта работы Ежегодно Педагоги
7 Совершенствование материально-технической базы Постоянно Директор
Зам. Директора по АХЧ
8 Совершенствование организации качественного двухразового горячего питания в начальной школе 2015-2020 гг. Зам. Директора по АХЧ
9 Совершенствование организации питания в дошкольной группе постоянно
Зам. директора по АХЧ
10 Приобретение и установка спортивного оборудования на территории школы и дошкольной 2017-2020 гг. Администрация
Направление 4. Формирование системы преемственности дошкольное образование – начальная школа
Цель. Обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным уровнем образования в условиях функционирования МБОУ «Корыхновская НОШ».
Задачи Условия решения поставленных задач
1. Создать на территории МБОУ «Корыхновская НОШ» единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с ФГОС 1.Создание и реализация комплексной Программы преемственности дошкольного и начального уровня образования.
2. Взаимное ознакомление учителей и воспитателя с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе.
3.Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
4.Совместные заседания педагогических советов по вопросам эффективности работы учителей и воспитателя дошкольной группы по подготовке детей к обучению в школе.
5.Организация и проведение семинаров-практикумов.
6.Взаимопосещения занятий в дошкольной группе и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
7.Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателя.
8.Разработка и создание единой системы диагностических методик «предшкольного» образования.
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и начального общего образования в условиях образовательного процесса МБОУ «Корыхновская НОШ». 1. Корректировка образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
2. Определение преемственности учебных планов и программ дошкольного и начального общего начального образования в рамках ФГОС.
3. Повышение квалификации воспитателей подготовительной группы.
4. Проведение ознакомительных семинаров с учителями начальной школы по вопросам ФГОС ДО.
3. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического
развития дошкольника и младшего школьника 1. Создание службы медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся
4. Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности. 1. Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.
2. Организация адаптационных занятий с детьми дошкольной группы в рамках школы «Будущего первоклассника».
3.Совместная работа педагогов по отслеживанию развития детей, определение «школьной зрелости».
4.Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольной группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
5.Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий, образовательных проектов.
5. Создать единую стратегию в работе с родителями. 1.Совместное проведение родительских собраний.
2.Проведение дней открытых дверей.
3.Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
4. Проведение открытых занятий.
5.Консультации воспитателей, учителей начальных классов, специалистов.
6.Организация экскурсий по школе.
7.Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№п/п Мероприятия Срок Ответственные
1 Создание и реализация комплексной Программы преемственности дошкольного и начального уровня образования. 2016-2020 гг. Директор
Зам.директора по УВР.
2 Разработка и утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2016 Зам.директора по УВР.
Директор
3 Проведение семинара и педсовета по данному вопросу Ежегодно Зам. директора по УВР
4 Повышение квалификации работников в рамках преемственности Ежегодно Директор
5 Создание картотеки планирования образовательного процесса. Ежегодно Зам. директора по УВР
6 Изучение и обобщение опыта работы Ежегодно Педагоги
7 Совершенствование материально-технической базы Постоянно Директор
8 Оснащение подготовительной группы в соответствии с Программой преемственности 2016-2020гг. Администрация
- Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.
- Введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования для обеспечения ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.
- Характеристики развития дошкольника на этапе завершения дошкольного образования, заявленные в ФГОС и формируемые в дошкольной группе, соотносятся с УУД, прописанными в ФГОС начального общего образования.
- Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.
- Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: дошкольной группы, семьи и начальной школы.
4.Ожидаемые результаты
1). Поднятие престижа ОУ в глазах общественности, построение взаимодействия с о щественными организациями, налаживание сотрудничества с семьями воспитанников.
2). Обеспечение оптимального перехода ребенка – субъекта образования - от дошкольного уровня к уровню начального общего образования:
доступность качественных услуг общего образования для детей старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;
благоприятные условия для успешного перехода на следующий образовательный уровень – начальную школу в части преемственности образовательных программ (выполнение ФГОС ДО к выпускнику дошкольнику, его готовность к первоначальному включению в жизнь общества, единство требований, предъявляемых к первокласснику ФГОС НОО);
уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;
возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности;
стабильный интерес детей к процессу обучения;
формирование позиции успешного первоклассника.
3). Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателем и учителями начальной школы, обеспечивающих:
внедрение эффективной системы управления качеством образования;
создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала, в том числе в рамках предшкольного образования детей;
понимание взаимосвязи ФГОС ДО и ФГОС НОО;
создание возможностей для постоянного повышения уровня психолого-педагогических знаний. и умений, взаимообмена ими с коллегами;
использование механизмов новой системы оплаты труда: возможность финансового стимулирования педагогов при оценке качества их деятельности, рост средней заработной платы педагогических работников.
4). Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию: повышение интереса к деятельности МБОУ «Корыхновская НОШ», их активного и сознательного вовлечения в жизнь детского сада, начальной школы;
укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка на новую ступень развития – школьную.
обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения;
предоставление родительской общественности возможности принимать активное, заинтересованное участие в общественном управлении учреждением.
5). Разработка методических рекомендаций необходимых для воспитания, обучения и развития выпускника дошкольника – успешного первоклассника. Создание консультационного центра на базе учреждения.
5. Показатели эффективности программы
Наименование показателя Содержание показателя Выгода
Целевая
эффективность 1. Повышение уровня интеллектуального и личностного развития всех участников образовательного процесса;
2. Высокая мотивация труда специалистов
3. Удовлетворенность родителей 1. Конкурентоспособный инновационный объект в системе дошкольного образования и начального школьного образования
Профессиональная
эффективность 1. Создание возможностей для организации мероприятий, деловых встреч, в том числе в нетрадиционных формах, по обмену опыта с коллегами в рамках единого воспитательно-образовательного пространства детского сада и начальной школы. 1. Значительное расширение профессионального опыта, профессиональной компетентности педагогического состава; 2.Повышение родительской компетентности по вопросам воспитания и развития детей при взаимодействии со специалистами дошкольной группы и начальной школы;
3. Рост профессионального мастерства педагогического состава.
Эффективность
воспитательно-образовательного процесса 1. Построение воспитательно-образовательного процесса на основе принципов интеграции, гуманизации, вариативности (максимальное удовлетворение интересов и потребностей всех детей в разнообразных видах деятельности через признание их субъектами педагогического процесса. 1. Совершенствование физического и психологического здоровья обучающихся;
2. Внедрение разнообразных, в том числе интегративных форм деятельности детей, детей и педагогов, детей и родителей.
6.Бюджет программы
Годы реализации Всего В том числе за счет норматива бюджетного финансирования В том числе за счет муниципального бюджета В том числе за счет других источников
2015 год 100 тыс. руб. 110 тыс. руб.
2016 год 128 тыс. руб. 2017 год 140 тыс. руб. 2018 год 150
тыс. руб. 2019 год 160
тыс. руб. 2020 год 170 тыс. руб.